Анализ динамики продаж
Под влиянием различных факторов выручка в чередующиеся друг за другом периоды может стабильно уменьшаться, увеличиваться, быть неизменной или «плутать» то вверх, то вниз. Любая динамика продаж требует аналитического подхода и изучения количественных и качественных показателей. Выделяют три основных коэффициента, рассчитываемых для оценки изменений.
Коэффициент темпа роста выручки
Его расчет основан на сравнении данных за различные периоды. Вычисление может производиться по всей продукции компании в совокупности, по отдельным ее категориям или по той ее части, что реализуется в кредит. Формула следующая:
Коэффициент темпа роста = Выручка в отчетном периоде / Выручка в прошлом периоде х 100%
Сравнивать результаты таким образом можно по месяцам, годам, учитывая одинаковые периоды разных лет. Было бы правильным узнать темп роста выручки в сравнении с началом года по отношению к каждому последующему месяцу.
Коэффициент вариации
Показатель вариации служит для оценки стабильности продаж. Его также можно рассчитывать в разрезе различных категорий товаров и услуг, направлений рынка, покупателей. Чем больше коэффициент, тем изменчивее продажи и выше риск. Формула для расчета:
Коэффициент вариации = Среднеквадратическое отклонение / Средняя арифметическая величина х 100%
В свою очередь среднеквадратическое отклонение тоже требует многоуровневого расчета. Поясним на примере:
В первом месяце компания произвела 10 банок консервов, во втором – 13, в третьем – 15. Чтобы найти нужный показатель, для начала найдем среднее арифметическое за три периода: (8 + 13 + 15) / 3, или 12 банок. Затем возводим в квадрат разницу между показателем каждого месяца и средней арифметической величиной, суммируя данные: (8 – 12)^2+(13 – 12)^2+(15 – 12)^2, или 23 банки. Далее вычисляем долю каждого периода в полученном результате, то есть 23 делим на 3 периода – получается 7,7. Из полученного значения извлекаем квадратный корень, получается 2,77 – это и есть среднеквадратическое отклонение.
Следуя нашему примеру, рассчитаем коэффициент вариации: 2,77/12 х 100%, или 23%. Сам по себе этот относительный показатель ни о чем не говорит, но учет его в динамике или в сравнении с другими видами товара (их расчет может производиться в любых единицах измерения – в этом фокус коэффициента вариации) может указать на рискованность каких-то сделок, нерациональность крупных поставок определенного товара.
Показатель критического объема продаж
Любое предприятие должно знать ту грань, ниже которой будут числиться убытки, а выше – прибыль. Этот показатель носит название критического объема продаж (или точка безубыточности), который показывает, каким должен быть у компании объем реализуемой продукции, чтобы затраты на ее изготовление и поставку окупались. Формула для расчета на единицу продукции:
Критический объем продаж = Постоянные затраты на производство продукции / (Цена 1 единицы продукции – Переменные издержки)
В расчете общего значения по предприятию формула имеет вид:
Критический объем продаж = Выручка х Постоянные издержки (Выручка – Переменные издержки)
Анализ динамики продажи товаров относительно точки безубыточности поможет контролировать приближающуюся угрозу. Поскольку выручка и переменные затраты нестабильны, коэффициент тоже меняется – его рост должен сигнализировать о неэффективной работе компании. Ведь если для покрытия убытков нужно все больше продавать продукции, пора подумать о смене тактики или изучении факторов влияния на ситуацию.
Анализ динамики продажи товаров относительно точки безубыточности поможет контролировать приближающуюся угрозу.
Анализ структуры продаж
Кроме изучения продаж в динамике, важным является определение ассортимента продукции в перспективе, соотношение его планируемых показателей с фактическими. Необходимо проводить оценку эффективности выпуска и реализации отдельных позиций в установленном количестве. Существует 3 способа анализа структуры продаж:
- Определение соотношения выполненного плана к общему числу реализованных товаров или услуг. Большой недостаток метода – равнозначность номенклатурных позиций между собой, тогда как рынок всегда выделяет более и менее востребованные.
- Выделение тех позиций, по которым план был недовыполнен больше всего. Применение данного метода возможно только к той продукции или услугам, которые имеют примерно одинаковый удельный вес.
- Способ наименьшего числа. Суть в том, что из двух показателей (плановый и фактический) берется тот, который имеет наименьшее значение, и принимается в расчет выполненного плана.
Принято считать, что третий способ самый достоверный – он показывает более точную картину. Невыполнение плана приводит к тому, что структура продаж сдвигается (часто это даже финансово выгодно, все индивидуально). Стоит просматривать изменение показателей в динамике, ведь иногда могут быть слишком оптимистичные прогнозы на самые приоритетные позиции, притом не всегда оправданные.
Принято считать, что способ наименьшего числа самый достоверный – он показывает более точную картину.
Рассматриваются факторы, влияющие на несоответствие данных плану, а с учетом их корректируются будущие прогнозы или принимаются меры:
- Неблагоприятная конъюнктура рынка.
- Низкая конкурентоспособность продукции.
- Некачественная работа рынка сбыта.
- Плохо поставленная реклама.
- Слишком высокие цены.
- Ухудшение макроэкономической ситуации, неверные решения руководства.
Рост реализуемой продукции следует анализировать с точки зрения спроса. Если он растет в тенденции, то стоит рассмотреть свои возможности по увеличению производственных мощностей, а это в будущем сулит увеличение прибыли, большую мотивацию персонала, появление новых рабочих мест. Снижение реализуемого ассортимента тоже должно быть тщательно проанализировано. Возможно, оказал влияние внутренний кризис компании или спад экономики по всей стране.
Анализ продаж в динамике и оценка их структуры обрисуют картину того положения дел на предприятии, которое есть на данный момент. Это не экстренная мера, когда внезапно пустеют банковские счета и встает производство, а планомерная работа по оптимизации финансового роста. Необходимо вести сводные данные, просчитывать каждую деталь – в бизнесе не бывает пустяков.