Индекс потребительских цен это: коротко о главном

Как рассчитывается индекс цен в Российской Федерации?

В ходе истории Российской Федерации как государства, практикуемая методика отслеживания динамики цен менялась. С 1991 года еще во время существования Советского Союза основным показателем стало значение, которое рассчитывается по методика Ласпейреса. Причиной повсеместного выбора этого показателя являлся тот факт, что показатель по Пааше не позволяет отразить падение спроса у покупателей на определенные товары в период экономических кризисов и сильного инфляционного роста, что было критично в те года для СССР, равно как и сейчас для Российской Федерации.

В условиях, когда какой-либо конкретный товар или группа товаров, услуга или группа услуг могут исчезнуть из доступа для приобретения, или же если на них снизится потребительский   спрос, индекс Пааше не сможет отразиться точную информацию. Для получения актуальных данных по данной методике потребуется периодически высчитываться показатель заново. А при кризисе и высоком росте инфляции это придется делать часто. Поэтому в Российской Федерации выбор пал в пользу варианта расчета, предложенного Ласпейресом.

«Идеальный» показатель индекса цен по методике Фишера

Помимо двух рассмотренных вариантов параметра индекса цен существует так называемый «идеальный» показатель, впервые предложенный американский экономистом Ирвингом Фишером в 1927 году.

Фактически данный параметр представляет собой среднее геометрическое значение, собранное из двух агрегатных параметров: параметра Ласпейреса и Пааше.

Его так называемая «идеальность» заключается в той особенности, что рассчитываемый показатель является обратимым с точки зрения времени. То есть, в случае взаимной замены мест цен за базисный и отчетный период, результатом расчетов станет обратный индекс.

Обратный индекс — это показатель, который является обратным значению первоначально рассчитанного индекса.

Для вычисления индекса Фишера применяется следующая формула:

IP=p1q1p0q1p1q0p1q0

Однако предложенный показатель индекса цен Фишера не нашел широкого распространения для применения в мировой экономике. Причина этого заключается в том, что данный алгоритм расчета данного показателя значительно сложнее одного из двух ранее описанных, а сфера его применения узка. Параметр, рассчитанный по методике Фишера, имеет смысл для применения только при проведении вычислении за длительный промежуток времени. В таком случае рассчитанный индекс позволяет сгладить внушительные скачки цен, тем самым отражая реальное среднее значение.

Виды индексов цен

В экономике существует несколько различных видов индекса цен, которые принято классифицировать по базовым объектам. Значение может быть

  • промышленным;
  • сельскохозяйственным;
  • внешне-торговым;
  • транспортным;
  • индекс-дефлятором;
  • капитальным;
  • потребительским.

Промышленный индекс

Промышленный показатель отражает ценообразование и его динамику в отношении продукции и услуг, которые приобретаются различными компаниями в целях реализации своего производственного-технического процесса. Таковыми являются заводы, компании-застройщики недвижимого имущества и т.д.

Сельскохозяйственный индекс

Вопреки названию, сельскохозяйственный индекс отражает не все, связанное с земледелием, скотоводством и еще чем-либо, а то только цены на продовольственные товары. Соответственно, показатель позволяет отследить динамику изменения стоимости продуктов.

Транспортный индекс

Транспортный показатель отражает динамику цен на услуги по доставке, а также на размеры взимаемых транзитных платежей. То есть параметр касается не только непосредственно перевозок чего-либо каким-либо транспортным средством, но и на услуги по осуществлению и контролю транзита природных ресурсов по специально-предназначенным для этого трубопроводам и другим системам. В первую очередь это газ, нефть и продукты ее переработки.

Внешнеторговый индекс

Внешнеторговый индекс, как можно понять из названия, отражает динамику цен на продукцию, которая подлежит экспорту или импортируется. Стоимость таких товаров рассчитывается без учета товаров, произведенных для самостоятельного потребления.

То есть если условная организация производит две одинаковых модели товара, первую из которых потребляет сама (используется, продает и т. д.), а вторую отправляет на экспорт, то рассчитанный внешнеторговый индекс цен позволит отследить динамику изменения именно на экспортируемую часть реализуемой продукции.

Индекс-дефлятор

Индекс-дефлятор — это параметр отражающий колебания цены на какой-либо один отдельно взятый макроэкономический параметр. Например, таковым может являться показатель цены национального счета в текущем периоде отчета относительно базового установленного значения.

Капитальный индекс

Капитальный индекс также отражает цены производителей чего-либо, однако показывает именно капитализацию предприятия/предприятий в какой-либо отдельно взятой сфере деятельности.

В отличие от промышленного показателя, капитальный отражает прибыль организации, а не ее расходы.

Потребительский индекс

Потребительский индекс — это показатель, определяющий динамику цен на что-либо для конечных потребителей, которым является населения. Этот показатель широко применяется каждым государством, в том числе и Российской Федерацией, в ходе определения стоимости минимально необходимой потребительской корзины продуктов и товаров бытового пользования. В дальнейшем на его основе определяются такие важные показатели, как минимальный размер оплаты труда, сумма прожиточного минимума и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: