Подробная инструкция разработке программы производственного экологического контроля (пэк)

Работа с Федеральным экологическим оператором по обращению с отходами I-II классов опасности — ФГУП «ФЭО»

Согласно пункту 1 статьи 14.4 № 89-ФЗ все образователи отходов I-II классов опасности обязаны заключить договор с ФЭО через государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Организациям, которые самостоятельно обезвреживают данные отходы, заключение договора не требуется.

Подробнее о том, как эффективно организовать работу с ФЭО, заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, направить заявку на вывоз отходов в системе ФГИС ОПВК — в статье.

В таблице приведено несколько примеров, когда отходы не будут считаться опасным грузом.

Примеры обоснования неопасности некоторых грузов по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)
Отход Ссылка на пункт ДОПОГ Обоснование, почему груз не относится к ДОПОГ Допустимая тара
Ртутьсодержащие лампы п. 1.1.3.10 при содержании ртути в партии отходов менее 30 г индивидуальные картонные коробки, либо обернуть прокладочным материалом в одной коробке во избежание повреждения при транспортировке; металлическая тара с брезентом, также необходим прокладочный материал
Батарейки ООН 3496 плотные транспортные полиэтиленовые пакеты/картонные коробки
Отработанные АКБ гл. 3.3 их корпуса не повреждены; они закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, их скольжению, падению или повреждению, например путём штабелирования на поддонах; на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот; они защищены от короткого замыкания плотные транспортные полиэтиленовые пакеты/картонные коробки на поддонах

Отдельно отметим требования к маркировке партии отходов — грузового места.

Грузовое место — это одна единица груза, которая предназначена для транспортировки: коробка, ящик, паллет, мешок, бочка или любой другой отдельный предмет. На каждый вид отхода своё грузовое место и своя заявка на вывоз.

Маркировка должна производиться для каждого грузового места и содержать:

  • полное или сокращённое наименование грузоотправителя и грузополучателя;
  • количество тары, объединённое данным грузовым местом;
  • адрес пунктов погрузки;
  • количество и тип отхода (например, ламп) в каждой таре;
  • масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);
  • линейные размеры тары, если один из параметров превышает 1 метр.

Знаки и надписи не должны перекрывать друг друга.

QR-код, присвоенный грузовому месту, необходимо разместить на таре и (или) упаковке, закрепив его таким способом, чтобы он обеспечивал его неотделимость без повреждения и защищенность от внешнего воздействия, которое может привести к повреждению целостности.

Необходимо ответственно подходить ко всему циклу накопления-передачи отходов ФЭО, т.к. несоответствие фактических показателей партии отходов сведениям, указанным в заявке, может привести к возврату за счёт средств отходоообразователя и оплачиванию всех издержек, понесенных ФЭО при выполнении данной заявки.

Данные положения закреплены в договоре:

  • Федеральный оператор в течение 10 рабочих дней с даты передачи отходов на объект обезвреживания и (или) утилизации и (или) размещения отходов I и II классов опасности проводит оценку соответствия отходов условиям договора на оказание услуг. Если соответствие установлено, осуществляется приёмка отходов.
  • При выявлении несоответствия передаваемых отходов условиям договора федеральный оператор в течение 1 рабочего дня после завершения оценки соответствия передаваемых отходов оформляет акт возврата отходов по форме, предусмотренной приложением к договору на оказание услуг. Акт возврата не позднее 3 рабочих дней после его оформления направляется отходообразователю с указанием даты возврата отходов. Возврат отходов, которые не были приняты в связи с их несоответствием условиям договора, осуществляется за счёт отходообразователя в соответствии с условиями договора.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Издаем приказ о проведении инвентаризации отходов производства

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ (Пример 1 на с. 37), в котором:

  • назначается комиссия по проведению инвентаризации;
  • определяются перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;
  • приводится перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации;
  • устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации.

Проводим подготовительный этап

На этом этапе собираем и изучаем данные, необходимые для инвентаризационного обследования. Речь идет о данных, которые содержатся:

  • в книгах ПОД-9 и ПОД-10;
  • отчете 1-отходы Минприроды;
  • данных бухгалтерского учета; актах выполненных работ; сопроводительных паспортах перевозки отходов.

Проводим инвентаризационное обследование

Обследуем структурные подразделения организации в соответствии с планомсхемой расположения зданий и сооружений организации. Это позволит выявить источники образования отходов.

Поскольку источник образования отходов производства — технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства (п. 5 Инструкции № 17), то и вариантов определения источника образования отхода будет несколько.

Отмечаем источники образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации.

Определяем перечень образующихся отходов производства по источникам образования отходов. Для каждого источника («Офис», «Склад», «Распаковка товаров», «Уборка помещения», «Эксплуатация автотратспорта» и т.д.) характерны свои отходы производства, однако некоторые из них могут пересекаться (например, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, в результате уборки производственных и офисных помещений).

Взвешиваем (замеряем) количество отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определяем нормативы их образования по результатам измерений.

Рассчитываем годовое количество образующихся отходов производства и нормативы их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования.

Нормативы разрабатываются на основе:

  • сведений, полученных при инвентаризации отходов производства; технологических регламентов;
  • удельных норм расходов сырья и материалов;
  • материально-сырьевого баланса;
  • технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.

Определяем физико-химические характеристики отходов, компонентный состав отходов, исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, а также опасные свойства отходов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами. Код, наименование, класс опасности отходов определяются согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь6. Отсутствие класса опасности отхода в Классификаторе отходов влечет необходимость его установления собственником отходов (п. 2 ст. 16 Закона № 271-З).

Полученные сведения оформляем по формам согласно приложениям 1 и 2 к Инструкции № 17 (Примеры 2 и 3).

Полезная информация

Оговоримся сразу – установленной формы оформления инвентаризации отходов нет, и не ищите. Требования к ее проведению есть – та же 67 статья (на многих ресурсах часто ссылаются на ст. 11, но она распространяется только на ОРО, а их не так чтобы сильно много), а вот как ее проводить и фиксировать результаты – нет (есть приказ МПР РФ № 49 от 25.02.2010 г., но он тоже касается только ОРО). С одной стороны – плохо, особенно если предприятие проводит это процесс самостоятельно и опыта экологических разработок у них немного. С другой – просто великолепно, поскольку для профессионала здесь открываются поистине неограниченные возможности отразить, пусть достаточно сжато (по сравнению с полноценным ПНООЛР), но максимально информативно все аспекты образования отходов и дальнейшего с ними обращения, учесть все индивидуальные нюансы деятельности конкретно взятого объекта.

По общепринятой практике любая инвентаризация отходов начинается с приказа руководства предприятия, где указана необходимость ее проведения, назначается комиссия, устанавливаются сроки начала и окончания, а также ответственные лица в различных подразделениях предприятия, которые обеспечивают комиссию необходимой информацией о техпроцессах, сырье и материалах. Некоторые идут дальше и даже разрабатывают Инструкцию по инвентаризации отходов, хотя, на наш взгляд, это хоть и удобный, но просто более детализированный приказ. Далее проводится сама инвентаризация – рассматриваются техпроцессы и образующиеся отходы (в соответствии с ФККО, конечно), рассчитываются их нормативы образования (по фактическим данным или с использованием удельных показателей), определяются места их накопления на территории и их соответствие требованиям санитарных норм, и на основании этой информации устанавливается система обращения с отходами в дальнейшем – обезвреживание, утилизация, размещение, для чего выбираются контрагенты с соответствующими лицензиями. Вся эта информация фиксируется в Акте инвентаризации (произвольная форма), который составляется по результатам работы инвентаризационной комиссии, подписывается ее членами и утверждается руководителем предприятия. Чаще всего используется табличная форма полученных сведений, а количество строк и столбцов варьируется от 5 и более (это зависит от того, насколько подробно вы пожелаете отразить имеющиеся сведения). Иногда для этого используют таблицы из методики по разработке ПНООЛР, полученные гибриды могут быть замечательно информативны.

Кстати, срока действия инвентаризации тоже нет, «по умолчанию» — пока не произошли значительные изменения в работе предприятия (технологии, объемах, сырье и т.д.).

ХАРАКТЕРИСТИКА *(1)

объекта размещения отходов
(ОРО) _________________________________ по результатам

наименование объекта
размещения отходов

инвентаризации,
проведенной в 20__ году

№ п/п

Наименование строки

Содержание строки (код для машинной обработки)

1

Учетный № ОРО

Номер, присваиваемый юридическим лицом
(индивидуальным предпринимателем), эксплуатирующим ОРО

2

Назначение ОРО

«Хранение отходов» либо
«захоронение отходов»

3

Вид ОРО

Код вида ОРО согласно таблице
1

4

Место нахождения ОРО

Код территории, на которой находится ОРО,
согласно ОКАТО

Код субъекта Российской Федерации согласно таблице
2

Наименование ближайшего населенного пункта

5

Правоустанавливающий документ на земельный
участок, на котором расположен ОРО

Наименование

Дата

Номер

6

Проектная документация на строительство ОРО*(2)

Наименование утвердившего органа

Дата

Номер

7

Заключение государственной экологической
экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО*(3)

Наименование документа и наименование органа,
утвердившего заключение

Дата

Номер

8

Ввод в эксплуатацию ОРО

Дата ввода ОРО в эксплуатацию

9

Вместимость ОРО, м3 (т)

Объем и (или) масса отходов, планируемых к
размещению

10

Размещено всего, м3 (т)

Объем и (или) масса размещенных отходов

11

Основные виды отходов, размещаемые на ОРО

Наименования видов отходов и их коды согласно федеральному
классификационному каталогу отходов

12

Площадь ОРО, м2

Площадь, занимаемая ОРО

13

Системы защиты окружающей среды на ОРО

Код(-ы) применяемой(-ых) на ОРО системы
(систем) защиты окружающей среды согласно таблице
3

14

Виды мониторинга окружающей среды на ОРО

Код(-ы) применяемой(-ых) на ОРО системы (систем)
мониторинга окружающей среды согласно таблице
4

15

Негативное воздействие ОРО на окружающую среду

«Имеется» либо
«отсутствует»*(4)

16

Сведения о юридическом лице (индивидуальном
предпринимателе), эксплуатирующем ОРО

Наименование юридического лица (фамилия, имя,
отчество индивидуального предпринимателя)

Юридический или почтовый адрес,
телефон, факс, электронная почта

Дата выдачи, номер лицензии на деятельность по
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I
— IV
класса
опасности*(5)
и наименование органа, выдавшего ее

______________________________

*(1) Заполняется отдельно на каждый ОРО.

*(2) При отсутствии
проектной документации на строительство ОРО в ячейках данной строки указываются
нули.

*(3)
При отсутствии заключения государственной экологической экспертизы на проектную
документацию на строительство ОРО в ячейках данной строки указываются нули.

*(4)
Отсутствие негативного воздействия ОРО на окружающую среду обеспечивается
наличием на ОРО систем защиты окружающей среды и данными мониторинга окружающей
среды, подтверждающими соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том
числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

*(5) Либо лицензии на деятельность
по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных
отходов (до истечения срока ее действия).

Руководитель юридического лица

(индивидуальный предприниматель)   __________________ 
__________________

подпись                              ФИО

МП                                 «__» _________ 20__ г.

Таблица 1

Виды и характеристики

ОРО подразделяются на 2 вида — объекты хранения и объекты захоронения. Объекты хранения — это сооружения, назначением которых является длительное по сроку (более 11 месяцев) складирование отходов с дальнейшей утилизацией, обезвреживанием и захоронением.

В промышленности такие объекты могут располагаться прямо на территории предприятия или же за его пределами. Их цель — предотвращение попадания в окружающую среду агрессивных компонентов.

Основные виды объектов захоронения отходов:

  • полигоны;
  • шламохранилища;
  • выработанные штольни и шахты;
  • отстойники;
  • хвостохранилища;
  • пруды.

А также открытые и крытые площадки с покрытиями, шлакоотвалы, терриконы, золотоотвалы, производственные помещения.

Что собой представляет инвентаризация источников образования отходов?

Под источниками образования отходов подразумевают те материалы, вещества, топливо, предметы, и многое иное, что должно перейти или уже перешло в разряд отходов в процессе деятельности предприятия. Инвентаризация источников образования отходов своей целью ставит обнаружение всех источников, их идентификацию по классам опасности и по иным критериям, их учет и последующий контроль, а также возможность повторного применения.

Данный вид инвентаризации проводится на всех предприятиях, которые в процессе своей деятельности сталкиваются с возникновением отходов производства и потребления. Стоит отметить, что к отходам относятся, например, старые компьютеры, какие невозможно в дальнейшем использовать по прямому их назначению; просроченные товары; лом цветных и черных металлов; вышедшие из эксплуатации аккумуляторы, и многое другое (статья 1 закона №89-ФЗ «Об отходах»).

Проводится такая инвентаризация по следующему алгоритму:

  1. руководителем предприятия (предпринимателем) издается приказ, в котором утверждаются сроки, объекты, подразделения и цели инвентаризации, а также состав комиссии для ее проведения;
  2. на основании приказа формируется список структурных подразделений предприятия, в которых будет осуществляться проверка, график ее проведения и перечни веществ и материалов, какие в данных подразделениях можно признать отходами;
  3. в процессе инвентаризации осуществляется выявление и идентификация отходов, как по классам опасности, так и по прочим критериям. Причем, отнесение отходов к классам опасности осуществляется с учетом правил, какие закреплены в приказе Минприроды РФ от 05.12.2014г. № 541, а также на основе ФККО РФ (Федерального классификационного каталога отходов);
  4. все выявленные в ходе проверки отходы заносятся в соответствующий акт инвентаризации отходов производства и потребления, образец которого должен быть утвержден Учетной политикой предприятия (предпринимателя). Данный документ предприятие может разработать самостоятельно, руководствуясь положениями статьи 9 закона № 402-ФЗ «О бухучете». Либо можно воспользоваться старыми формами, которые утверждены 18.08.98г. Госкомстатом в Постановлении № 88, в частности:

опись ТМЦ инвентаризационная по форме №ИНВ-3;

ведомость для сличения результатов инвентаризации по форме №ИНВ-19;

приказ на проведение инвентаризации формы №ИНВ-22.

Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:

источник образования (получения, поступления) отходов;

общепринятая кодировка отходов;

их название и класс опасности;

химико-физические характеристики отходов;

место временного хранения, способы утилизирования или удаления, и иное.

Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при получении лимитов по размещению отходов, для составления отчетности по отходам, и т.д.

Что касается сроков проверки, то вопрос, когда проводить инвентаризацию отходов производства, каждое предприятие решает самостоятельно. Но при этом ему нужно руководствоваться крайними сроками, установленными действующими законами:

законом РФ №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»;

приказом Минфина РФ №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств».

Отчет по результатам инвентаризации – выглядит вот так

Рубрики

Как делать инвентаризацию отходов производства и потребления? Этот вопрос порой возникает у многих природопользователей. В данной статье приведем пример оформления инвентаризации отходов, который будет полезен лицам, ответственным за обращение с отходами на предприятии, а также начинающим экологам и хотя бы немного упростит их работу.

На объектах I, II и III категорий инвентаризация отходов проводится в рамках производственного экологического контроля и составления соответствующей программы. Для объектов IV категории и объектов без категории инвентаризация отходов разрабатывается в целях правильного учета и расчета количества отходов, а также во избежание спорных моментов с проверяющими государственными органами. Инвентаризация отходов — внутренний документ организации, который не требуется согласовывать с государственными органами.

В настоящее время порядок проведения инвентаризации отходов не утвержден (существуют только Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49). В связи с этим хозяйствующие субъекты сами устанавливают порядок, регламент и сроки проведения инвентаризации отходов производства и потребления.

При проведении инвентаризации отходов используются в том числе материалы первичного учета отходов.

Оформить инвентаризацию отходов можно в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания). При этом не обязательно придерживаться всех требований Методических указаний, главное — отразить информацию о юридическом лице, выявить образующиеся отходы, сопоставив их с ФККО, рассчитать количество образующихся отходов (т/год), а также обозначить места накопления отходов и цель их передачи специализированным организациям. Специальные программы для проведения инвентаризации отходов также не обязательны.

К сведению

В августе 2021 г. был разработан проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», определяющий новые требования к инвентаризации отходов. Данный проект был направлен в Минюст России, но возвращен без регистрации.

Также обращаем внимание, что с 01.01.2021 признаются утратившими силу или отменяются отдельные нормативные правовые акты в сфере экологии. В числе таких документов и вышеназванные Методические указания

Однако до того времени, пока не будут установлены новые требования к инвентаризации отходов, полагаем возможным придерживаться требований именно данного документа.

Итак, перейдем к оформлению инвентаризации отходов производства и потребления, которая состоит из следующих частей:

• титульный лист (Пример 1);

• разделы 1–8 (Пример 2):

– раздел 1 «Общие сведения о хозяйствующем субъекте»;

– раздел 2 «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» (в т.ч. блок-схема технологических процессов работы предприятия);

– раздел 3 «Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год»;

– раздел 4 «Сведения о предлагаемом образовании отходов»;

– раздел 5 «Сведения о местах накопления отходов»;

– раздел 6 «Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения»;

– раздел 7 «Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов»;

– раздел 8 «Сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов»;

• список использованных источников (Пример 3).

Пример инвентаризации отходов в MS Word можно скачать в Банке документов: (Инвентаризация отходов — Пример инвентаризации отходов).

Пункт 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014).

Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 02.11.2018).

См. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора».

Экологическая экспертиза проектов строительства

При возведении ОРО соответствие документации экологическим требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды устанавливается экологической экспертизой.

К объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня относится документация проектов капитального строительства, относящихся к ОРО (пункт 7.2).

Проведение экспертизы проектной документации распространяется на такие работы:

  • возведение нового объекта захоронения отходов;
  • вывод из эксплуатации или реконструкция существующего полигона;
  • рекультивация земель стихийного или согласованного расположения отходов.

Коды субъектов Российской Федерации (для машинной обработки)

Наименование субъекта Российской
Федерации

Код субъекта Российской Федерации
для машинной обработки

Республика Адыгея

01

Республика Башкортостан

02

Республика Бурятия

03

Республика Алтай

04

Республика Дагестан

05

Республика Ингушетия

06

Кабардино-Балкарская Республика

07

Республика Калмыкия

08

Карачаево-Черкесская Республика

09

Республика Карелия

10

Республика Коми

11

Республика Марий Эл

12

Республика Мордовия

13

Республика Саха (Якутия)

14

Республика Северная Осетия —
Алания

15

Республика Татарстан

16

Республика Тыва

17

Удмуртская Республика

18

Республика Хакасия

19

Чеченская Республика

20

Чувашская Республика

21

Алтайский край

22

Краснодарский край

23

Красноярский край

24

Приморский край

25

Ставропольский край

26

Хабаровский край

27

Амурская область

28

Архангельская область

29

Астраханская область

30

Белгородская область

31

Брянская область

32

Владимирская область

33

Волгоградская область

34

Вологодская область

35

Воронежская область

36

Ивановская область

37

Иркутская область

38

Калининградская область

39

Калужская область

40

Камчатский край

41

Кемеровская область

42

Кировская область

43

Костромская область

44

Курганская область

45

Курская область

46

Ленинградская область

47

Липецкая область

48

Магаданская область

49

Московская область

50

Мурманская область

51

Нижегородская область

52

Новгородская область

53

Новосибирская область

54

Омская область

55

Оренбургская область

56

Орловская область

57

Пензенская область

58

Пермский край

59

Псковская область

60

Ростовская область

61

Рязанская область

62

Самарская область

63

Саратовская область

64

Сахалинская область

65

Свердловская область

66

Смоленская область

67

Тамбовская область

68

Тверская область

69

Томская область

70

Тульская область

71

Тюменская область

72

Ульяновская область

73

Челябинская область

74

Забайкальский край

75

Ярославская область

76

г. Москва

77

г. Санкт-Петербург

78

Еврейская автономная область

79

Ненецкий автономный округ

83

Ханты-Мансийский автономный округ
— Югра

86

Чукотский автономный округ

87

Ямало-Ненецкий автономный округ

89

Таблица 3

Порядок проведения инвентаризации отходов, ее частота

Порядок проведения инвентаризации выглядит таким образом:

  1. На предварительном этапе руководство предприятия издает указания по организации процесса с определением сроков, объектов проверки, бланков документов, проверяющих сотрудников.
  2. На подготовительном этапе происходит изучение сведений об организации, данных учета мусора, в т.ч. бухгалтерской и налоговой отчетности, внутренней документации, связанной с обращением с отходами и т.д.
  3. Во время проведения инвентаризации изучаются и проверяются качественные и количественные характеристики отбросов и источники их образования, а также заполняются первичные акты проверки.
  4. На заключительном этапе составляется итоговый акт проверки с обобщением полученных результатов, списком выполненных исследований и расчетом годовых норм формирования отходов.

Данный видео материал о том, как при обследовании ЖБИ проводят инвентаризацию выбросов и отходов.

Приказ на проведение инвентаризации

Приказ на проведение инвентаризации составляется по форме утвержденной Госкомстатом. Он занимает один лист и содержит следующие реквизиты:

  • название;
  • дата составления;
  • номер;
  • объекты и цель проведения проверки;
  • список структурных подразделений;
  • сроки проведения;
  • период предоставления результатов;
  • состав инвентаризационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество и подпись руководителя.

Реквизиты документа заносятся в специальный регистрационный журнал, а членам инвентаризационной комиссии вручается уведомление.

Расчёт выбросов от передвижных источников

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2019 г. № РН-03-01-32/33301 выбросы передвижных источников, постоянно или временно функционирующих на производственном объекте, учитываются при проведении расчетов рассеивания в качестве факторов, формирующих общий уровень воздействия на атмосферный воздух (фоновое загрязнение).

Для передвижных ИЗАВ показателями, которые определяются при инвентаризации выбросов являются такие же значения максимальных разовых выбросов в г/с и суммарных годовых (валовых) выбросов в т/год, как и для стационарных ИЗАВ, а при разработке проекта НДВ выбросы от них учитываются, как фоновое загрязнение и не входит в состав нормативов выбросов.

Законодательство определяет разные порядки нормирования стационарных и передвижных источников выброса. Для передвижных предусмотрено техническое регулирование, которое реализуется с помощью технических нормативов.

Технический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника

Технические нормативы для передвижных источников устанавливаются в технических регламентах, в частности в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В связи этим, передвижные источники были выведены из сферы экологического нормирования.

При расчете выбросов учитываются данные об эксплуатирующихся на объекте передвижных ИЗАВ, сведения об используемом топливе и режимы эксплуатации:

  • холостой ход,
  • выбросы от прогрева,
  • пробеговые (маневровые) выбросы.

Для передвижных ИЗАВ показателями, которые определяются при инвентаризации выбросов, являются такие же значения максимальных разовых выбросов в г/с и суммарных годовых (валовых) выбросов в т/год, как и для стационарных ИЗАВ, а при разработке проекта НДВ выбросы от них учитываются, как фоновое загрязнение и не входит в состав нормативов выбросов

Поскольку обычно передвижные ИЗАВ характеризуются как неорганизованные источники выброса, используются расчетные методы определения выбросов. На основании Приказа Минприроды № 341 от 31.07.2018 г., в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для расчета выбросов от передвижных ИЗАВ входят следующие подходы:

  • п.49 Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом) М., 1998, (с Дополнениями и изменениями к Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М, 1999)
  • п. 98 Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий (расчетным методом) М., 1998 (с Дополнением к Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий (расчетным методом). М., 1999)
  • п. 99 Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом) М., 1998 (с Дополнениями к методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом М., 1999)
  • п. 100 Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом) УралЮрИздат (1992 г.) (разделы 1, 4, 5.2, 5.13, 6-8)
  • п. 101 Методика контроля загрязнения атмосферного воздуха в окрестности аэропорта М., 1992
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: