Возможно ли введение прогрессивной шкалы в России?
В этом году депутатами Госдумы было внесено предложение о введении прогрессивного подоходного налога и в России. Предлагается следующее:
- установление прежнего размера ставки в 13% для доходов, не превышающих отметку в 24 миллиона рублей за 12 месяцев;
- для доходов, превысивших эту отметку, предлагается использовать ставку в 25%;
- при «заработке» 100–200 миллионов в год ставка составит 35%;
- если же доходы превысили 200 миллионов рублей, ставка будет равна 50%, то есть половине всей прибыли гражданина.
О справедливости и целесообразности планируемых нововведений не утихают споры. Предполагается, что применение такой прогрессивной системы позволит прибыль крупных организаций и предприятий направлять на их же развитие и модернизацию, а не на личностное обогащение фактических руководителей.
Однако есть и пессимистические прогнозы. Например, самые состоятельные граждане РФ, выплачивающие, как и все прочие налогоплательщики, сборы по месту работы, могут просто зарегистрировать компании в другой юрисдикции, где налогообложение не заставит их «уполовинить» прибыль.
Нужно или нет в России прогрессивное налогообложение – вопрос спорный. Еще сейчас, на этапе обсуждения законопроекта, необходимо четко спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена. Положительные моменты очевидны – сглаживание социальной диспропорции в доходах наиболее богатых и самых бедных россиян. Но и минусов немало: уход доходов в тень или за рубеж, возобновление выплат заработных плат «в конвертах».
Определение шкалы налогообложения
При установлении прогрессивной шкалы ставок по ИПН в налоговой системе очень важно продумать и обосновать ставки налога по отношению к налоговой базе. В противном случае все преимущества прогрессивного налогообложения могут превратиться в его недостатки
Задача текущего этапа экономического развития – повысить уровень налогообложения доходов, отменив повышенное налогообложение заработной платы, но установив достаточно высокую ставку налога относительно других видов доходов, прежде всего доходов от капитала. На наш взгляд, необходимо, чтобы прогрессивное налогообложение начиналось с суммы дохода, как минимум вдвое превышающей самую высокую среднюю отраслевую зарплату в экономике. То есть если самая высокая средняя зарплата в нефтяном секторе, значит, умножаем ее на два, и только сумма, превышающая это значение, облагается ИПН по прогрессивной шкале.
Кроме того, важно, чтобы налоговая база была установлена на основе общего годового дохода, который включает все виды доходов. Нам представляется, что введение прогрессивной шкалы по ИПН неизбежно
Важно не совершать ошибок, которые были допущены в 1990-х годах, когда в прогрессивное налогообложение включался доход, сопоставимый со средней заработной платой по стране
Нам представляется, что введение прогрессивной шкалы по ИПН неизбежно
Важно не совершать ошибок, которые были допущены в 1990-х годах, когда в прогрессивное налогообложение включался доход, сопоставимый со средней заработной платой по стране
Преимущества и недостатки прогрессивного налога
К основным плюсам прогрессивной шкалы причисляют:
Поступления государственного бюджета увеличатся за счёт повышенной ставки для богатых и, значит, более крупных сумм отчислений.
Данные поступления позволят проводить улучшенную социальную политику. Также благодаря снижению налоговой ставки для менее состоятельной части населения и бедных, их реальный доход вырастет, что в совокупности приведёт к ослаблению социальной напряжённости в обществе.
Увеличение реального дохода поспособствует повышению потребительского спроса и экономической активности.
Подоходный налог собирается по месту работы гражданина, из этого следует, что доходы региональных и местных бюджетов вырастут. Введение прогрессивного налога поможет стабилизировать региональные бюджеты уменьшив их дефицит.
Недостатки прогрессивной шкалы налогообложения:
Богатое население будет скрывать свои доходы или их часть.
Данная система налогообложения требует больших административных затрат, чем пропорциональная.
Наиболее состоятельные граждане сконцентрированы в нескольких регионах, бюджеты которых будут увеличиваться сильнее и быстрее, чем бюджеты других регионов. Это усугубит политическую напряжённость во взаимоотношениях территориальных единиц.
Как видно, введение прогрессивного налогообложения требует тщательной подготовки, взвешивания всех достоинств системы и недостатков, возможностей применения её именно в России.
Хотите узнать больше о налогах и налогообложении или освоить новыую профессию, пройдите наш Учебный курс практического ведения налогового учета на предприятии в Москве.
Прогрессивная система налогообложения в России
Однако, в нашей стране порядок взимания подоходного налога по прогрессивной ставки применялся еще недавно. Например, до 2001 года был установлен прогрессивный тариф при налогообложении физлиц. Многоступенчатая тарифная ставка по НДФЛ была установлена с 1998 года:
Сумма дохода, рублей | Тарифная ставка, % |
До 20 000,00 (включительно) | 12 |
Свыше 20 000,00 до 40 000,00 (включительно) | 15 |
Свыше 40 000,00 до 60 000,00 (включительно) | 20 |
Свыше 60 000,00 до 80 000,00 (включительно) | 25 |
Свыше 80 000,00 до 100 000.00 (включительно) | 30 |
Свыше 100 000,00 | 35 |
В 2000 году многоступенчатая тарификация была упрощена до 3. С 2001 года ставка НДФЛ была установлена уже равной 13% и не зависела от величины дохода налогоплательщика.
Несмотря на то, что предложения о возобновлении прогрессивной системы налогообложения до сих пор возникают, Минфин РФ считает применение данной системы налогообложения в настоящее время нецелесообразной. Существующая же система налогообложения является простой как в исчислении и уплате.
Регрессивная шкала
Существует также регрессивная шкала страховых взносов 2013, к которую, кстати, и входят страховые взносы. Здесь все чуть сложнее, но главное – это понять принцип ее работы. Смысл заключается в том, что чем больше заработная плата, тем меньше процентов страховых взносов должен будет перечислять работодатель. Стоит отметить, что в данном случае проценты перечисляет именно работодатель, то есть можно сказать, что он платит из своего кармана. В случае с НДФЛ это делает сам работник.
Преимущество регрессивной шкалы заключается в том, что она позволяет избежать, так называемых, зарплат в конвертах, так как работодателю становиться невыгодно брать на себя такую ответственность.
Предельная величина базы
- Предельная величина была введена именно для того, чтобы использовать регрессивную шкалу страховых взносов 2013. Механизм расчета заключается в следующем:
- Вам необходимо суммировать зарплату Вашего сотрудника за весь год
- В тот момент, когда эта сумма достигает предельной величины, уменьшается размер выплат во внебюджетные фонды
Сама база на 2012 и 2013 год составляет 512.000 рублей, когда до этого она составляла 463.000 рублей, а в 2010 – всего 415.000 рублей.
Итак, давайте разберем сам механизм. Например, у Вас есть работники Иванов и Петров, которые получают 20.000 рублей в месяц и 140.000 рублей в месяц соответственно. Используем первый пункт (суммируем зарплату). У Иванова получается всего 240.000 рублей, поэтому Вы, работодатель, должны будете перечислять 22% в пенсионный фонд до завершения контракта с сотрудником или до изменений условий ПФР в следующем году. У Петрова же зарплата в год значительно выше, а именно 1.680.000 рублей. Вам теперь необходимо узнать, когда же он превысит лимит, поэтому мы начинаем считать:
1 месяц работы – 140.000 рублей
2 месяц работы – 140.000 рублей (В сумме 280.000 рублей)
3 месяц работы – 140.000 рублей (420.000 рублей)
4 месяц работы – 140.000 рублей (560.000 рублей)
Это значит, что в апреле заработная плата уже превысила лимит, поэтому до апреля месяца Вы перечисляете по 22% в пенсионный фонд, а после Вам будет необходимо перечислять по 10% в ПФР. Короче говоря, если у Ваших сотрудников высокая заработная плата, то эта шкала является отличным решением для Вас и Вашего бизнеса. Кстати, система претерпела огромные изменения, так как, например, в 2012 году взнос в ПФР составлял 26%, но после преодоления лимита Вам бы не пришлось платить в пенсионный фонд вообще ничего, что было еще выгоднее для фирм, где работают сотрудники с очень высокой зарплатой.
Налоговая |
Федеральный |
Фонд |
Фонды |
||
Федеральный |
Территориальный |
||||
до |
20%, из них: страх. взносы – |
||||
от |
|||||
свыше |
104 800 |
Для выступающих
в качестве работодателей страхователей
(за исключением производителей
сельскохозяйственной продукции)
применяются следующие тарифы страховых
взносов, уплачиваемых в Пенсионный
фонд РФ (ПФР) (Таблица
2
) :
Таблица 2
Виды
Прогрессивная шкала налогов предусматривает несколько путей обложения. В зависимости от принципа пополнения налоговой базы, различают следующие виды прогрессивных налогов:
Одноступенчатый. Особенность данного вида в том, что он имеет необлагаемый минимум и всего один, но достаточно высокий, размер фиксированной ставки. Увеличение общего капитала, поступаемого в бюджет страны возможно, только при повышении общего дохода физического лица.
Многоступенчатый. При использовании этого вида, получаемый доход делится на определенные ступени (части) имеющие четкие границы. Каждой ступени присваивается своя ставка налога. В этом случае может быть использована система, включающая от двух до 18 ступеней. Особенность этого вида заключается в том, что при переходе на следующую ступень облагается только часть прибыли, превышающая максимальный предел предыдущего разряда.
- Линейный. Предусматривает постепенное увеличение коэффициента обложения, благодаря равномерному росту основной ставки. Отличается высокой эффективностью и сложностью внедрения.
- Комбинированный. В данном случае, получаемый доход делится на несколько категорий, каждой из которых соответствует максимальное и минимальное значение прибыли, и присваивается один из видов системы, перечисленных выше.
Каждый из видов обложения нашел применение в какой-либо стране. Одни из них показали высокую эффективность в одних странах и нерациональность в других.
Основные преимущества пропорциональной системы налогообложения
В отличие от, например, равного налогообложения, справедливая пропорциональная система имеет ряд преимуществ. Например, фиксированная ставка налога, которая никоим образом не зависит от изменений налоговой базы. Пропорциональное налогообложение пришло не просто так, это следствие борьбы за справедливость еще со времен Французской революции.
Пропорциональная система налогообложения нашла широкое применение в России и во многих бывших республиках СССР. При ней все налогоплательщики уплачивают налоги по равной процентной ставке, не зависящей от величины дохода. По этой причине она считается справедливой и довольно эффективной в странах с высоким уровнем коррупции.
Под пропорциональным налогообложением подразумевается популярный метод расчета налогов, при котором все налогоплательщики платя налог по равной ставке.
Ставка одинакова для всех и не зависит от размера дохода конкретного плательщика.
При росте базы возрастает и налог, в равных пропорциях. В качестве примера пропорциональной системы налогообложения в России можно назвать налог на прибыль, применяемый к юридическим лицам.
Ставка всегда фиксирована и может быть изменена только государственными постановлениями. Система была оценена американским экономистом Адамом Смитом, выразившим мнение, что она позволяет гражданам участвовать в финансовом обеспечении государства в соответствии с индивидуальными возможностями.
Какая система налогообложения наиболее приемлема для современных условий экономики
В настоящее время наше государство испытывает некоторый дефицит бюджета, который можно частично закрыть налоговыми платежами. В связи с этим экономисты тщательно продумывают новую модель налогового режима, которая будет идеально подходить к условиям современного бизнеса.
Регрессивная шкала налогообложения в такие времена не совсем приемлема, так как она не способна восстановить довольно большой недобор. В связи с этим законодатели разработали законопроект, имеющий прогрессивный многоступенчатый характер начисления сборов. В его основе заложены строго определённые нормативы, по которым будут определяться налоговые ставки. Затрагивать такое налогообложение будет подоходный налог граждан. Если углубиться в реальные числа модели, то можно увидеть, что предлагаемая система имеет довольно низкую стартовую ставку налога (5%). В какой-то мере это даже напоминает регрессию по сравнению с действующим режимом.
Разрабатываемая система пока не находит общего согласия законодателей, и поэтому отложена до лучших времён. Возможно, в связи с изменением экономической ситуации в стране такой законопроект получит свою путёвку в жизнь.
Налоговые системы служат для официального изъятия части дохода в пользу государственного бюджета. От того, насколько действующая модель вызывает доверие населения, зависит размер поступающих взносов. Регрессивное налогообложение зарекомендовало себя как стимулирующая модель легализации дохода, но тем не менее система создана для определённого экономического курса и не может применяться в условиях выхода из кризиса.
Чтобы Вы смогли уверенно себя чувствовать в данной теме, для начала необходимо разобраться с терминами, которые используются для расчета страховых взносов. Вот список терминов, а что это и как с этим разобраться, мы рассмотрим далее:
Какие налоги являются пропорциональными
Основная масса фискальных платежей в РФ являются такими налогами. На сегодняшний день пропорциональное налогообложение в РФ применяется в отношении следующих платежей в бюджет:
- акцизы;
- имущественные: транспортный, земельный, на имущество;
- платежи специальных налоговых режимов: все они имеют фиксированные ставки, не зависящие от роста или снижения доходной части: УСН — 9% (доходы) и 15% (разница доходной и расходной части); ПСН — 6% (потенциальной выручки); ЕСХН — 6% прибыли; НПД — 4% (поступления от физлиц) и 6% (поступления от юрлиц и ИП);
- НДС — применяются три ставки — 0, 10 и 20%, но они не зависят от объема реализации, только от вида облагаемых товаров или операций;
- налог на прибыль — пропорциональный налог на протяжении всего существования налоговой системы РФ. До 2001 ставка составляла 35%, в 2002-2008 годах — 24%, с 2009 — 20%.
УСН: упрощённая система налогообложения
УСН — специальный режим налогообложения, который ориентирован на малый и средний бизнес. Налоговая нагрузка на нём значительно ниже, чем на ОСН.
Налогоплательщики. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют ряду требований и которые подали соответствующее уведомление в налоговую.
Лимиты и ограничения. Не могут применять УСН:
- компании, в которых доля участия других организаций больше 25%;
- компании, у которых есть филиалы;
- компании и ИП, которые занимаются определёнными видами деятельности, — например, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, инвестиционные фонды. Полный перечень таких видов деятельности можно посмотреть в статье 346.12 НК РФ.
Компании и предприниматели могут применять упрощённый режим, если их показатели соответствуют условиям, перечисленным в таблице ниже.
По новым правилам, если налогоплательщики превышают стандартные лимиты, их не переводят на ОСНО автоматически, как это было раньше. Им устанавливают повышенные лимиты без потери права на УСН и увеличивают ставки налога.
Лимиты для применения УСН в 2022 году:
Показатель | Стандартные лимиты УСН | Допустимое превышение лимитов УСН |
---|---|---|
Максимальный доход за квартал, полугодие, 9 месяцев и год | Не более 164,4 млн рублей | 164,4–219,2 млн рублей |
Средняя численность сотрудников | Не более 100 человек | 100–130 человек |
Остаточная стоимость основных средств | Не более 150 млн рублей | — |
Компания или ИП теряет право применять УСН с начала того квартала, в котором был превышен лимит из условий переходного периода. В этом случае налогоплательщик переходит на и платит все налоги, предусмотренные этим режимом.
Если компания или ИП хотят перейти на УСН в 2023 году, их доход, средняя численность сотрудников и остаточная стоимость основных средств должны соответствовать таким лимитам:
Показатель | Лимиты УСН |
---|---|
Максимальный доход за 9 месяцев 2022 года | Не более 123,3 млн рублей |
Средняя численность сотрудников | Не более 100 человек |
Остаточная стоимость основных средств | Не более 150 млн рублей |
Какие налоги платят и в какие сроки. При УСН платят общий налог, который заменяет:
- налог на прибыль для компаний, для ИП — НДФЛ;
- НДС по внутренним операциям;
- налог на имущество организаций по среднегодовой стоимости, для ИП — налог на имущество с недвижимости, которую используют в бизнесе.
Порядок расчёта налога и ставка зависят от выбранного объекта налогообложения. На УСН их может быть два:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Стандартные условия УСН | Условия в пределах допустимого превышения | |
---|---|---|
УСН «Доходы» | 1–6% | 8% |
УСН «Доходы минус расходы» | 5–15% | 20% |
Авансовые платежи по общему налогу платят ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой налог компании платят до 31 марта, индивидуальные предприниматели — до 30 апреля.
Кроме общего налога, в некоторых случаях на упрощённом режиме платят НДС:
- при импорте товаров;
- при выставлении счёт-фактуры с выделенной суммой НДС покупателям, применяющим ОСНО;
- при аренде помещений у государственных предприятий;
- по договорам простого товарищества, доверительного управления имуществом или по концессионным соглашениям.
Система налогообложения с дифференцированной ставкой
В виде альтернативного примера прогрессивного налогообложения может быть приведена дифференцированная система начисления сборов по налогу на добавленную стоимость. Суть идеи состоит в том, что при налогообложении предметов первой необходимости предлагается использовать наиболее низкую ставку, а для дорогостоящих товаров применять более высокую. Предполагается, что граждане, имеющие наиболее высокий доход, являются основными покупателями предметов роскоши, в связи с этим они будут платить налог по завышенной ставке. В свою очередь, граждане, имеющие небольшой доход, будут освобождены от такого бремени. Такая система может наиболее равномерно распределить между слоями населения.
Плоская и прогрессивная шкала налогообложения находятся в постоянной конкуренции. Сторонники плоского налогообложения аргументируют свои доводы тем, что прогрессивная шкала снижает мотивацию граждан зарабатывать больше, так как с ростом доходов увеличиваются налоговые сборы. В свою очередь, плоская шкала не способствует установлению социальной справедливости, уравнивая всех граждан, независимо от уровня дохода.
Использование прогрессивного налогообложения в мире
Фискальный сбор, для которого наиболее часто устанавливается прогрессивная налоговая ставка, — это подоходный налог. Прогрессирующий в зависимости от роста доходов тариф при налогообложении доходов физических лиц установлен во многих государствах, например в США, странах Евросоюза, Китайской Народной Республике. Национальные системы налогообложения используют и многоступенчатую, и одноступенчатую прогрессии.
Так, например, в Чехии используется одноступенчатый тариф в размере 15 %. При этом установлен необлагаемый минимум в размере 24 840 крон.
Многоступенчатые тарифы могут иметь достаточно много градаций. При этом также могут устанавливаться необлагаемые минимумы. Так, в Австрии установлено всего три ступени налогообложения со ставками 36,5; 43,2 и 50 % и необлагаемый минимум 11 000 евро. А, например, в Герцогстве Люксембург подоходный налог 18-ступенчатый с диапазоном ставок от 8 до 40 %.
Особенности реализации программы
Власти постсоветских стран, таких как Россия, не торопятся внедрять такую методику. Политические деятели лишь обсуждают представленную систему. Сторонники прогрессивного налога предлагают установить 13% ставку для граждан имеющих годовой доход в размере не более 24 миллионов рублей. Сумма налога будет увеличена, если доходы превышают 24 миллиона. Вопрос, касающийся разработки и усовершенствования общей схемы дегрессии, требует незамедлительного разрешения. От эффективности работы действующей системы зависит развитие экономики целого государства и финансовое благополучие каждого жителя страны. Поэтому властям следует как можно глубже изучить представленный вид начисления пошлины.
Разработанная методика смогла улучшить финансовое положение многих европейских держав. Созданная программа будет интересна субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Достоинства и недостатки налоговой системы помогут уполномоченным лицам и простым гражданам грамотно оценить данные возможности и быть готовым к новым изменениям в случае принятия системы прогрессивного налогообложения.
Эффективность пропорциональной системы
Страны с высокой ставкой прогрессивного налогообложения столкнулись с резким ростом преступлений
, связанных с переводом бизнеса в теневую экономику. Иногда такой возможностью пользуются даже законопослушные граждане. При одинаковом подходе ко всем налогоплательщикам это утрачивает смысл.
В России, по мнению жителей, уплата налогов и налоговая политика является чем-то неоднозначным. Поэтому нередко государству приходится либо вводить различные рекламные компании, направленные на стимулирование сбора налоговых средств, либо более радикальные и карательные меры. Эта ситуация говорит не только о дефиците национального бюджета, но и о снижении доверия к государству, к его политике и финансовым механизмам.
В развитых странах, налоговый сбор является основным источником дохода, а также правильного функционирования всего государственного аппарата. При этом вид налога и размер напрямую зависят от развитости самого государства. Налог, по сути, это обязательные платежи с физических или юридических лиц. Впервые появились при разделении общества на социальные группы, в том числе и государственной части, которая выступает в роли главного мобилизатора средств, некоего управленца.
В СССР взаимоотношения строились на административно-централизованных формах хозяйствования. Государство, как собственник всей промышленности, изымало в бюджет практически всю часть национального дохода, а это около 70-80%, для дальнейшего перераспределения в виде оказания существенной помощь малоразвитым предприятиям за счет более успешных. Пришедшие рыночные отношения подвели к необходимости пересмотра и реформирования всей налоговой системы. В 1992 году уже был принят целый пакет законов, которые определяли принципы, структуру, основные права, и обязанности.
В условиях рынка, система налогообложения является основным экономическим регулятором, от которого зависит функционирование всего хозяйства. Поэтому для функционирования здесь очень важен правильный научный подход к установлению размера налогов, который не должен отрицательно влиять на плательщика. То есть после изъятия, плательщик должен иметь возможность обеспечения основных жизненных потребностей, а также расширения производства – развития.
Для повышения эффективности государственный аппарат использует несколько видов налогообложения, а именно:
- Равное налогообложение;
- Прогрессивное налогообложение.
- Пропорциональное налогообложение;
Расчетные данные
Исходные условия при пропорциональной системе:
- уровень заработка 500 000 рублей в месяц;
- ставка налога 10%;
- сумма налоговых выплат будет составлять 50 000 рублей ежемесячно.
Если допустить те же исходные данные к прогрессивной системе:
- ставка налога 30% при доходе от 600 000 рублей;
- 30% будет применяться только к 100 000 рублей;
- сумма налоговых выплат будет составлять 80 000 рублей ежемесячно.
Этот расчет подтверждает утверждение, что повышенная ставка применяется к повышенной части дохода
При этом важно понимать, что при заработке в 600 000 рублей с пропорциональной системой налогообложения налог составит 60 000 рублей. То есть, даже правильно трактуя и понимая прогрессивную систему, все еще недостаточно данных чтобы выделить ее как лучшую или эквивалентную ныне действующей в стране
Инструментом дополнительного анализа будет служить «эффективная ставка налога», то есть реальная ставка, конкретного плательщика или группы таковых (сколько платит на самом деле). Допустим, есть экономика с плоской ставкой налога 13%, налоговая база для расчета составляет 1 000 000 рублей, но для плательщиков есть налоговый вычет 10 000 рублей. Получается, что к уплате должно было поступить 130 000 рублей, благодаря льготе поступит 120 000 рублей. Результат всего этого показывает, что как раз эффективная ставка налога составляет 12%, то есть именно фактически уплаченная сумма.
Схожую манипуляцию возможно провести и с прогрессивной системой, а эффективная процентная ставка будет отличаться в зависимости, от целей, которые преследует государственный регулятор. На следующем примере будет доказана эквивалентность обеих систем налогообложения, как с точки зрения налогового бремени, так и к объему поступлений в бюджет.
Представим экономику, в которой задействован 101 человек, все они разделены на 10 групп по уровню годового дохода:
Пропорциональная система, где все отчисляют в бюджет чуть более 8% от дохода
Доход в год на человека | Население | Ставка | Доход на группу | Налог на человека | Налог на группу |
---|---|---|---|---|---|
84 000 | 4 | 8,02% | 336 000 | 6 740,29 | 26 961,17 |
120 000 | 6 | 8,02% | 720 000 | 9 628,99 | 57 773,94 |
168 000 | 10 | 8,02% | 1 680 000 | 13 480,59 | 134 805,87 |
228 000 | 13 | 8,02% | 2 964 000 | 18 295,08 | 237 836,07 |
324 000 | 18 | 8,02% | 5 832 000 | 25 998,27 | 467 968,94 |
540 000 | 25 | 8,02% | 13 500 000 | 43 330,46 | 1 083 261,43 |
720 000 | 10 | 8,02% | 7 200 000 | 57 773,94 | 577 739,43 |
900 000 | 6 | 8,02% | 5 400 000 | 72 217,43 | 433 304,57 |
1 200 000 | 5 | 8,02% | 6 000 000 | 96 289,91 | 481 449,53 |
3 000 000 | 4 | 8,02% | 12 000 000 | 240 724,76 | 962 899,05 |
Итого | 55 632 000 | 4 464 000 |
По итогу видно, что в бюджет поступает 4 464 000 рублей;
Теперь сменим систему налогообложения на прогрессивную, в которой годовой доход до 324 000 не облагается налогом вообще, от 324 000 до 540 000 облагается под 13%, от 540 000 до 720 000 действует 15% и далее по группам до ставки 20%.
Доход в год на человека | Население | Ставка | Доход на группу | Налог на человека | Налог на группу |
---|---|---|---|---|---|
84 000 | 4 | 0% | 336 000 | ||
120 000 | 6 | 0% | 720 000 | ||
168 000 | 10 | 0% | 1 680 000 | ||
228 000 | 13 | 0% | 2 964 000 | ||
324 000 | 18 | 0% | 5 832 000 | ||
540 000 | 25 | 13% | 13 500 000 | 28 080 | 702 000 |
720 000 | 10 | 15% | 7 200 000 | 55 080 | 550 800 |
900 000 | 6 | 17% | 5 400 000 | 85 680 | 514 080 |
1 200 000 | 5 | 18% | 6 000 000 | 139 680 | 698 400 |
3 000 000 | 4 | 20% | 12 000 000 | 499 680 | 1 998 720 |
Итого | 8,02% | 55 632 000 | 4 464 000 |
Сумма, попадающая в бюджет, будет аналогичной, при этом эффективная ставка налога составит все те же 8,02%. Ощутимым же отличием является то, что 51% населения этой экономики полностью избавлен от уплаты подоходного налога, увеличенное налоговое бремя при этом понесут только три последних группы плательщиков.
Такая наглядность демонстрирует эквивалентность систем с точки зрения налоговой нагрузки на граждан. Помним также о необлагаемой части, которая распространяется абсолютно на всех. Налог с 324 000 рублей не будет платить ни дворник, ни владелец компании, равенство наглядно сохраняется.
Богатые готовы платить больше?
Наиболее обеспеченная часть населения более заинтересована в поддержании социальной и политической стабильности в обществе, укреплении правоохранительных органов и поддержке предпринимательской деятельности в стране, чем остальные жители республики. Финансово обеспеченный налогоплательщик обычно имеет больше собственности, чем менее обеспеченный налогоплательщик. Следовательно, именно первые больше нуждаются в защите частной собственности, обеспечении целостности и неприкосновенности собственности (теория наслаждения С. де Сисмонди) и должны вносить большую долю своих доходов для обеспечения всего упомянутого. Но достичь этого можно только путем введения прогрессивного налогообложения личных доходов.
В мире происходит процесс расслоения населения по уровню доходов. Среди причин роста дифференциации доходов в Казахстане можно выделить следующие:
1. Интенсивный рост дифференциации заработной платы на фоне снижения средней заработной платы в реальном выражении. Различия в распределении вознаграждения возникают под влиянием ряда показателей:
– межотраслевые различия в заработной плате, возникающие, с одной стороны, из-за интенсивного роста заработной платы в отраслях с большим экспортным потенциалом (топливно-энергетический комплекс) и в финансово-кредитном секторе, а с другой – замораживание роста заработной платы в социальной сфере (здравоохранение, образование, культура) и сельском хозяйстве. В значительной степени межотраслевые различия вызваны различиями в оплате труда субъектов квазигосударственного и негосударственного секторов экономики;
– внутриотраслевые различия. Наряду с отрицательным разрывом в межотраслевых коэффициентах оплаты труда необоснованная дифференциация заработной платы в каждом секторе экономики также значительно увеличилась;
– межрегиональные различия в оплате труда, которые связаны с природно-климатическими условиями с одной стороны и структурой региональной экономики в оплате труда – с другой;
– минимальная заработная плата (МЗП). Несмотря на то что в последние годы правительство приняло решение о повышении абсолютного значения минимальной заработной платы, остается прежним уровень минимальной заработной платы по отношению к средней заработной плате и прожиточному минимуму;
– несвоевременная выплата заработной платы продолжает оставаться одной из острых проблем в отдельных отраслях и регионах страны.
2. Снижение доли заработной платы в совокупных доходах населения и значительное повышение роли неформальных доходов, которые распределяются более неравномерно, чем доходы в виде заработной платы.
3. Снижение роли государства и его усилий по перераспределению доходов.
4. Инфляция.
5. Слияние деловых кругов с государством, коррупция. Отсутствие конкурентной реструктуризации и приватизации, которое привело к тому, что небольшой процент населения владеет огромными производственными активами, а вместе с ними и капиталом, который приносит сверхвысокую прибыль. Задержка в проведении реформ и отсутствие эффективного регулирования рынка усиливают коррупцию, которая служит интересам богатых слоев общества.
Переход к рыночной экономике сопровождался не только беспрецедентным ростом неравенства доходов, но и значительным увеличением уровня бедности. При этом отличительной чертой современного этапа развития нашей республики является то, что на фоне традиционно существующей социальной бедности нарастает экономическая бедность, когда трудоспособные граждане не могут обеспечить себя и свои семьи социально приемлемым уровнем жизни.
Задача ИПН должна заключаться не столько в том, чтобы изымать часть дохода у богатых и передавать ее бедным, но и в том, чтобы помочь уменьшить расслоение населения с точки зрения социальной сбалансированности, стабильности и, как следствие, безопасности в обществе.
Справедливой считается налоговая система, уменьшающая неравенство в экономическом положении плательщиков после уплаты налогов.
Пропорциональная ставка ИПН не справляется с этой задачей, потому что бедные становятся еще беднее, а богатые практически не ощущают уплаты налога по этой ставке, поскольку их доход состоит в основном не из заработной платы, а из имеющегося в их распоряжении капитала. Получается, что задача может быть решена только путем установления прогрессивных ставок ИПН.
Опыт развитых стран показывает, что прогрессивная шкала налогообложения позволяет снизить социальную напряженность в обществе. Если говорить простыми словами, то при прогрессивной шкале налогообложения богатые должны платить больше, средний класс – меньше, а бедные вообще не платить.
Понятие прогрессивного налогообложения
На современном этапе налогообложения в России действует единая система взимания налога. На данный момент ставка составляет 13% и взимается она со всех граждан с любого уровня дохода. Современные страны на сегодняшний день используют прогрессивное налогообложение, при помощи градации уровней дохода и на основании этого взимают НДФЛ. Для того, чтобы определиться с сутью прогрессивного налога, необходимо определить его понятие.
Определение 1
Прогрессивное налогообложение-англ. Progressive Taxation, является системой налогообложения, которая разработана с целью того, чтобы переместить основной груз налогового бремени на налогоплательщиков, получающих высокие доходы.
Данное налогообложение применяется практически во всех развитых странах. Однако подавляющее меньшинство стран используют до сих пор фиксированные ставки. Схема прогрессивного налога представлена на рисунке ниже.
Рисунок 1. Схема проогрессивного налога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
В России на современном этапе используется плоская шкала налогообложения. Резиденты страны уплачивают 13% вне зависимости от уровня дохода и способа его получения.
Единая шкала существует в странах Эстонии, Грузии, Украине и т.д. Прогрессивная шкала используется в европейских странах. Одним из примеров может послужит Франция, где существует экстремально прогрессивная шкала.
Если у гражданина доход ниже 6 000 евро (является низким уровнем дохода) налог вообще не взимают. В случае, если доход превысил 150 тыс. или 1миллион евро, взимается ставка 45%. Свыше данной суммы доход облагается ставкой в 75%. Однако, власти не учли, что вместо покрытия бюджета данные действия привели к оттоку капитала из страны.
Ставка колеблется и в Великобритании от 14-45%. Самые высокие ставки зафиксированы в Швеции- 56,6%, Израиле-57 и Нидерландах 52%. Развитые страны могут похвастаться ставками для невысоких доходов. Так, например, в США ставка составляет 10%, а в Китае 5%