Профстандарты в образовании в 2022 году: последние новости

Пошаговое внедрение профессионального стандарта педагога

Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение. 

Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:

Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.

Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять

В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия

Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.

Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения. 

Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.

Обязательность применения профстандартов

До 1 июля 2016 года применение утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов не являлось обязательным и носило рекомендательный характер. Однако, с этой даты начала действовать , которая регламентирует порядок их применения. В ней, в частности, сказано, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями. Остальные организации могут руководствоваться этими требованиями на свое усмотрение.

Так, специалисты Минтруда поясняют, что для определения трудовых функций при заключении или изменении трудовых договоров по нормам , обязательным условием является указание трудовых функций. Поэтому при указании должностей в штатном расписании работодателям рекомендовано использовать наименования должностей, содержащихся в соответствующем блоке третьего раздела документа, их также содержит реестр профессиональных стандартов 2020. Что полезного могут почерпнуть из него те работодатели, для которых пока не является обязательным применение на практике установленных требований? Среди такой информации есть, в частности:

  • сведения для формирования основы кадровой политики организации;
  • нормативы для установления системы оплаты труда;
  • данные для определения конкретных трудовых функций для каждого сотрудника;
  • формулировка основных обязанностей работников;
  • помощь в разработке должностных инструкций;
  • требования к обучению и аттестации работников.

Организации, для которых требования к квалификации сотрудников стали обязательными:

  • государственные учреждения и организации;
  • открытые акционерные общества (за исключением кредитных организаций);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионных фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевые инвестиционные фонды;
  • иные экономические субъекте, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций) или проведенные через онлайн кассы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Все эти организации обязаны брать на работу главных бухгалтеров или других работников, на которых возлагается обязанность по ведению учета, только в соответствии с профстандартами, поскольку это предусмотрено «О бухгалтерском учете». Для других отраслей могут быть установлены строгие требования к другим должностям и специальностям, поэтому работодатели должны следить за этим самостоятельно, в чем им может помочь реестр профессиональных стандартов Минтруда.

Требования к педагогу в профстандарте

Чтобы быть педагогом, необходимо соответствовать определенному уровню требований по квалификации и иметь нужную подготовку. Ориентир указан в профессиональном стандарте. Инструкция описывает требования в виде функций, которые связаны с возрастом учеников, самим предметом и общей картиной воспитательной системы.

Педагогический работник обязан обладать компетенциями в разных сферах: обучения, воспитания, саморазвития. В обязанности педагогического работника входит:

  • безупречное владение своим предметом;
  • применение в преподавании самых передовых методик;
  • показывать достойный пример подрастающему поколению;
  • умение рассказывать о пользе самообразования;
  • объяснять о необходимости саморазвития как неотъемлемой части образовательного процесса.

Как пример можно привести специальность педагога-психолога. Он должен обладать знаниями в области базовых приемов психодиагностики, обязан понимать, как с возрастом меняется мировоззрение и жизненные принципы. Помощь педагога-психолога заключается в поддержке при «вливании» в сложившийся коллектив.

Учитель начальных классов помогает детям дошкольного возраста плавно перейти к «взрослой жизни». На него возлагается ответственность за организацию учебного процесса после игровой паузы. Также учитель должен уметь наладить контакт с родителями, создать доверительный образ педагога, иметь компетенцию внятно объяснять учебный материал.

Соответствие педагога профессиональному стандарту

Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист

Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу

Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.

Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.

Как начать применять профстандарты?

Приведем пошаговые рекомендации для работодателя.

  1. Открыть перечень профстандартов, опубликованный на официальном сайте Минтруда РФ.
  2. Выписать из своего штатного расписания наименование должностей.
  3. Найти стандарт, соответствующий каждой должности из вашего списка. Для этого надо смотреть, соответствуют ли прописанные в стандарте компетенции принятым у вас запросам к той или иной должности. Так, для ІТ-специалистов имеется около 27 профстандартов, и надо изучать, какому из них будет соответствовать именно ваш «айтишник».
  4. Сравнить документы по кадрам с примерными названиями должностей из текста профстандарта. Если этой должности не положены льготы, компенсации или ограничения, именовать ее по стандарту необязательно.
  5. Если необходимого вам стандарта в реестре еще нет, поинтересуйтесь, когда он будет принят, возможно, вскоре на него все равно придется переходить.
  6. Если квалификация вашего сотрудника не соответствует профстандарту, вы как работодатель можете выбрать один из вариантов:
    • уволить сотрудника по результатам аттестации;
    • организовать его профессиональное обучение.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Несоответствие работника профстандарту – это нарушение ТК, предусматривающее ответственность работодателя: не может «сапоги тачать пирожник».

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Если планируется преподавание дисциплин профцикла, то претендент должен иметь опыт работы в соответствующей области (например, врачом, экономистом или архитектором).

Применение профстандартов

Профстандарты с 1 июля 2016 года применяются в следующих случаях:

  1. Организация аттестации работников.
  2. Управление персоналом.
  3. Разработка должностных инструкций.
  4. Формирование кадровой политики.
  5. Тарификация работ.
  6. Организация обучения работников.
  7. Присвоение тарифных разрядов.
  8. Установление системы оплаты труда.

Как уже было отмечено, ПС станут обязательными для некоторых категорий работников. Применение профессиональных стандартов обязательно в случаях, когда требования для квалификации работников установлены в ТК РФ и иных нормативных правовых актах.

Таким образом, согласно части 4 статьи 7 ФЗ №402 от 06.12.2011 г. в страховых фирмах, негосударственных пенсионных фондах, публичных АО у главбуха в обязательном порядке должны присутствовать:

  • Рабочий стаж не меньше 3 лет за последние 5, если есть соответствующее образование. Обязательно связанный с ведением бухгалтерского учета, аудиторской деятельностью и т.п.
  • Рабочий стаж не меньше 5 лет из последних 7, если соответствующего деятельности образования нет.
  • Высшее образование по профессии или нет.
  • Отсутствие судимости (неснятой или непогашенной) за противозаконные деяния, совершенные в экономической сфере.

Стоит заметить, что прочие организации (не перечисленные в предыдущем абзаце) могут нанимать работников, минуя данные условия.

На основании профстандарта РФ работодатель имеет право на утверждение новых должностных инструкций. Иногда в результате подобных изменений круг обязанностей работников может стать более обширным. Ни в коем случае нельзя производить данное действие не уведомляя об этом сотрудника. Согласно ч.2 статьи 72 и ч.2 статьи 74 Трудового кодекса России, работник должен предупрежден о вышеназванных обстоятельствах минимум за 2 месяца и дать свое согласие, если его все устраивает.

ВАЖНО! Если работник не соответствует профессиональным стандартам 2016, то уволить его на этом основании все-равно нельзя. Он может быть лишен работы лишь в том случае, если результаты его аттестации будут плохими или в организации не найдется вакантного места для него соответствующего его знаниям и умениям

Также работнику может быть предложено получение дополнительного образования с целью его дальнейшего соответствия профстандарту.

Вопрос: Какое наказание грозит работодателю, если он отказался от внедрения ПС, но данное правило в обязательном порядке установлено законодательством?Ответ: Согласно положениям статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, за подобное нарушение предусматриваются следующие варианты наказаний:

Профстандарт педагога 2022, утвержденный Правительством РФ

Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.

Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей

Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  1. иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
  2. в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;

Обратите внимание!

Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях. Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем.

Получение дополнительного профобразования по направлению

Требование номер один: разработка кода

Минтруд России утвердил профессиональный стандарт «Программист», документ появился на официальном портале правовой информации. Профстандарт вступит в силу с 1 марта 2023 г. и будет актуален по 1 марта 2029 г. До сих пор ИТ-компании использовали профстандарт, разработанный в 2013 г.

Над документом трудились Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, Московский центр развития профессионального образования, РЭУ им. Плеханова, МГТУ «Станкин», НИУ ВШЭ, компании «СТМ» и «1С». В новом профстандарте уточнены формулировки должностей и скорректированы требования к сотрудникам на этапе трудоустройства в компанию.

Порог входа в профессию сейчас значительно ниже, чем был в профстандарте от 2013 года

Среди трудовых функций специалиста в числе первых указана разработка и отладка программного кода – этим может заниматься помощник программиста со средним профессиональным образованием. Перед началом карьеры ему следует окончить одну из учебных программ в ссузе: «техник-программист», «информатика и вычислительная техника», «специалисты-техники по поддержке пользователей ИКТ». Проходить программу повышения квалификации, как того требовал стандарт от 2013 г., больше не требуется.

Во время работы над программным кодом сотрудник может заниматься формализацией и алгоритмизацией задач для его разработки. Также он отвечает за написание кода с использованием языков программирования, определение и манипулирование данными в базах данных. Специалист, помимо прочего, должен оформлять код в соответствии с установленными требованиями, работать с системой управления его версиями, заниматься проверкой и отладкой кода.

Структура профстандарта педагога

Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.

Структура профстандарта педагога включает в себя:

  • точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
  • перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
  • подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
  • информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.

Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения: 

  1. рекомендации по внедрению профессионального стандарта
  2. требования к «электронной компетенции»
  3. требования для учителей, преподающих отдельные предметы
  4. психологические требования

Принципы применения

В соответствии с разъяснительным письмом Минтруда РФ можно определить следующие основные принципы применения профстандартов:

  • они постепенно заменят единые квалификационные справочники наряду с ведомственными требованиями к квалификации сотрудников. Однако для этого потребуется достаточно длительный срок, по мнению министерства;
  • профстандарт, утвержденный Правительством РФ или отдельным министерством, обязателен не только для государственных организаций, но и для коммерческих. Организационно-правовая форма работодателя и форма собственности не имеют значения, профстандарт — универсальный документ, который применяется на всей территории РФ всеми субъектами;
  • если стандарт не введен в качестве обязательного ТК РФ или иным нормативных актов органами власти РФ, его требования соблюдаются неукоснительно, в остальных случаях он носит рекомендательный характер. Например, работодатель вправе использовать стандарты смежных отраслей или профессий для разработки должностных инструкций;
  • если квалификационный справочник и профстандарт содержат различные требования, работодатель самостоятельно решает, какой нормативный документ он будет применять.

Сейчас идет процесс разработки профстандартов и организации вправе высказывать собственные предложения по их содержанию.

Государственные профессиональные стандарты

Государственные профессиональные стандарты Минтруда РФ — нормативы и требования, которые содержат описание обязанностей сотрудника с учетом его квалификации, занимаемой должности, и предписывают перечень требований к опыту, знаниям и утвержденные в установленном порядке для определенных категорий работников, в том числе специалистов, преподавателей (педагогов), воспитателей.

Ст. 195.1 ТК РФ регламентируется использование профессиональных стандартов в России. Профстандарт в отличие от квалификационного справочника дает более точное представление о задачах сотрудников, работающих на той или иной должности.

Государственные профессиональные стандарты регламентируется на федеральном уровне ч. 2 ст. 57 и ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, а также постановлением Правительства от 27 июня 2016 года N 584, письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 года N 14-0/10/В-2253, информацией Минтруда России от 10 февраля 2016 года.

Профстандарты, утвержденные Минтрудом,  находятся в специальном государственном реестре на официальном сайте.

Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п. 3, п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон N 238-ФЗ).

Порядок проведения независимой оценки квалификации установлен ч. 2 ст. 1 Закона N 238-ФЗ. При его применении следует учитывать исключения, предусмотренные в ч. 3, ч. 4 ст. 1, и ст. 11 указанного Закона.

Государственные профессиональные стандарты Минтруда РФ: где скачать?

Скачать государственные профессиональные стандарты в соответствии с перечнем, утвержденным Минтруда России Вы можете абсолютно бесплатно на нашем сайте.

Как раньше жили без профстандартов?

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Что за профстандарт «Педагог»?

Профессиональный стандарт «Педагог» рассказывает о том, каким должны быть учителя и воспитатели детских садов. В нем указаны трудовые функции, например, общаться с родителями или готовиться к уроку. К 2019 году в стандарте должна появиться модель профессионального роста — учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Учителем может быть выпускник вуза, воспитателем детского сада — выпускник вуза или суза. Учитель должен качественно обучать детей по образовательным программам, уметь работать с любыми детьми и родителями, непрерывно обучаться и развиваться.

Старший учитель должен разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и развития и проектировать программы коррекционной работы. То есть старший учитель выполняет функции методиста.

Ведущий учитель должен организовывать разработку образовательных программ и обучение по ним, координировать работу педагогов, психологов, дефектологов. То есть выполнять функции администратора.

Кто будет аттестовать педагогов?

Комиссии, как и раньше. Сейчас комиссии состоят из опытных педагогов, экспертов, научных сотрудников: региональные власти самостоятельно создают локальные акты и определяют, кто будет входить в комиссию. Как будут назначаться комиссии по новым правилам точно неизвестно. Скорее всего, это будет единый порядок и единое для всех регионов положение.

А нельзя проходить по старым правилам?

Пока точно можно. Ольга Васильева, министр образования и науки РФ, в интервью «РИА Новости» сказала, что в ближайшие два года аттестация как минимум будет проходить по выбору: классически, как она идет сейчас, или по трем направлениям, которые предлагает новая система.

А если я не пройду аттестацию?

Отправят повышать квалификацию. К 2020 году планируют создать НСУР. Сейчас готова только дорожная карта: в 2018 году проводят совещания, апробируют формы оценки педагогов. В 15 регионах введут новые правила аттестации — точный список регионов определят к концу 2018 года. В тестовом режиме работает сайт российской электронной школы. На нем можно найти материалы для подготовки к урокам, разработанные лучшими учителями РФ. Как определялся список лучших, точно неизвестно.

К 2020 году заработает НСУР — национальная система учительского роста. В нее будут входить аттестационные комиссии, центры повышения квалификации педагогов

Когда начнут действовать новые правила?

Профстандарт уже частично действует. До 2020 года внедрят новые правила аттестации. За 2018 год разработают систему оценки педагогов, до конца 2019 внедрят новую систему повышения квалификации. Заодно будут повышать престиж профессии — улучшат награды и поощрения.

Новая модель аттестации учителей (схема)

Антон Переплетчиков / Леонид Кулешов / Ксения КолесниковаПрямая речь

Татьяна Голикова, вице-премьер:

— В рамках нацпроекта «Образование» мы намерены направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. Это возможность за будущие года подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов, дать им такую возможность получения новых знаний в наших высших учебных заведениях.

Ольга Васильева, министр просвещения:

Похожие курсы

Тренинг, 16 академических часов

12-13 декабря 2022

10:00-17:30

25 555 руб.
26 900 руб.

Семинар, 16 академических часов

12-13 декабря 2022

10:00-17:30

26 505 руб.
27 900 руб.

Семинар, 16 академических часов

12-13 декабря 2022

10:00-17:30

26 505 руб.
27 900 руб.

Семинар, 16 академических часов

12-13 декабря 2022

10:00-17:30

Последний раз заказывали 2 дня назад

27 455 руб.
28 900 руб.

Курс повышения квалификации, 35 академических часов

12-16 декабря 2022

09:00-14:30

56 430 руб.
59 400 руб.

Посмотрите похожие тренинги по управлению персоналом (79) и выбирайте подходящее! Обращаем ваше внимание на список семинаров по персоналу (281), а также вам могут быть интересны финансовые курсы (43), полный список курсов и приятная скидка!

Зачем нужны профессиональные стандарты

Профессиональные стандарты начали внедрять в 2016 году

Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профдеятельности

Введением профстандартов правительство преследовало цель более четко регулировать трудовые отношения. Применение профессиональных стандартов дает возможность формировать трудовую кадровую политику, а также разрабатывать преобразовательные программы. 

Профстандарты в системе образования начали применять с 1 января 2017 года. Первым условием для осуществления деятельности педагога является его высшее образование. Но кроме знаний учитель должен иметь навыки, которые помогут качественно планировать и проводить уроки, поддерживать в классе дружелюбную атмосферу.

Таким образом, стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми. В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.

Считается, что обновленный стандарт 2022 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: