Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов: образец, бланк 2022

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2020 в москве году

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Составление приказа (образец)

Интересный момент. Дело в том, что вышеуказанная норма не делает исключений для работодателей. Соответственно все работодатели, независимо от численности работников, должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости данные сведения. Этот вывод подтверждается инспекционной практикой. Однако практика в каждом регионе по данному вопросу разная, в связи с чем для минимизации возможных рисков рекомендуется получить официальное разъяснение в органе службы занятости того субъекта, где находится организация-работодатель.

  • положение о квотировании, в котором обязательно прописываются:
    • размер квот и для каких групп подходит;
    • процесс осуществления мероприятий по принятию инвалидов;
    • сотрудник, на которые возложены обязанности.
  • приказ об оформлении рабочего места, в котором вписываются:
    • должность, на которую поступает инвалид;
    • процесс изменения условий для осуществления обязанностей на предприятии;
    • гражданин, ответственный за исполнение.
  • работодатель опубликовал объявление о принятии на работу сотрудника по квоте и получил заявление от инвалида;
  • инвалид подошел в Центр занятости за рабочим местом;
  • предприятие отправило уведомление в Центр занятости города, которая ищет подходящего профессионала;
  • предприятие и инвалид участвуют в ярмарке вакансий, человек проходит собеседование и получает рабочее место.

Обязанности кадровика

Если работодатель отказывает инвалидам в трудоустройстве без законных оснований или не создает места для граждан с ограниченными возможностями, ему впишут административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями. Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится: Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

Квота по трудоустройству инвалидов 2020

То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования. Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

В настоящий момент, в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Размер квоты устанавливается согласно ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ).

Отчет в центр занятости

Шуйская межрайонная прокуратура разъясняет: работодатель обязан предоставлять информацию в центр занятости населения. Межрайонной прокуратурой при осуществлении надзорной деятельности установлено, что не все работодатели знают требования закона о предоставлении сведений в органы занятости населения.

Согласно п.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.

1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно п. 2.1 Порядка представления работодателями информации в органы службы занятости населения Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 17.09.

2014 № 400-п (далее – Порядок) информацию о вакансиях и информацию для организации занятости инвалидов работодатели представляют в территориальный Центр занятости населения по мере появления вакансий, но не реже одного раза в месяц и не позднее 28 числа текущего месяца.

Информация о вакансиях и информация для организации занятости инвалидов может быть представлена работодателем лично непосредственно в центр занятости населения либо направлена почтовой связью или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.

Указанная информация должна предоставляться работодателями также в случае фактического отсутствия свободных рабочих мест, вакантных должностей и рабочих мест для трудоустройства инвалидов на отчетную дату.

7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: для граждан в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей; для должностных лиц – штраф в размере от трехсот до пятисот рублей; для юридических лиц – штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Департамент правовой и международной деятельности Минтруда России, по инициативе Департамента труда и социального развития Приморского края, дал разъяснения относительно состава и способов предоставления работодателями сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе созданных для инвалидов. Обязанность предоставление указанных сведений установлена пунктом 3 статьи 25 Закона Российской федерации от 19.04.1991 № 1032-1 “О занятости населения в Российской федерации”.

В соответствии с разъяснением, законом установлено требование о предоставлении ежемесячно следующих сведений:

  1. О наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  2. О рабочих местах созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  3. О выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Работодатель, ежемесячно размещающий информацию о вакансиях в службе занятости считается выполняющим требования 25 статьи закона в части необходимости предоставления сведений из п.

Уведомление об отсутствии вакансий

1 и п. 2. Работодатель, зарегистрированный на портале «Работа в России», но не размещающий там сведения о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости населения об отсутствии вакансий.

Таким образом, для того чтобы выполнять требования статьи 25 достаточно зарегистрироваться на портале «Работа в России» и поддерживать в актуальном состоянии информацию о имеющихся вакансиях. Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов необходимо предоставлять непосредственно в центр занятости.

Напоминаем, что за непредставление органам службы занятости соответсвующей информации действующим законодательством предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правовое регулирование квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Обязанности работодателя по обеспечению инвалидов рабочими местами регламентируются законодательными актами различного уровня регулирования, а именно: федеральным, региональным и местным законодательством.

Федеральное законодательство определяет предоставление инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • установления квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
  • создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организации обучения инвалидов новым профессиям.

Данная правовая норма содержит прямое указание на определение органами государственной власти именно субъектов Российской Федерации порядка проведения специальных мероприятий обеспечения трудовой занятости.

Для реализации данной нормы Закон Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» статьей 1 устанавливает обязанность работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квотировать для приема на работу инвалидов (далее по тексту — квота) рабочие места в размере 2,5% среднесписочной численности работников, выделяя работодателей — общественные объединения инвалидов и образованные ими организации — освобождая их от соблюдения данной квоты.

Точное определение квоты дает Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 N 92-Г11-1: «квота — минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории».

Продолжая изучение Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге», можно убедиться (ст. 1-1), что «работодатели соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах», а значит, в отдельном нормативном локальном акте следует определить как данный работодатель квотирует рабочие места, осуществляет резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, принимает участие в программах создания дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; самостоятельно создает инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов, организует обучение инвалидов новым профессиям. Отсутствие нормативного локального акта, описывающего исполнение работодателем требований федерального, регионального законодательства, может повлечь возбуждение об административном правонарушении со всеми последствиями.

Документы, установившие отчетность в центр занятости

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401 «О внесении изменения в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 486» обязывает работодателей предоставлять сведения о:

Новости МирТесен

  • ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП, 
  • сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров,
  • занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России».

В обычном рабочем режиме работодатели должны сдавать в центр занятости несколько отчетов. В том числе, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей; о количестве работающих инвалидов; о начале процедуры банкротства или полной ликвидации организации; о введении режима неполного рабочего времени или простоя; о сокращении. 

Требования сдавать отчетность в центры занятости установлены в нескольких документах.

1. Согласно пункту 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

  • сведения о применении процедуры банкротства,
  • информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. 

2. О сокращении персонала работодатели обязаны отчитываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» (с изменениями и дополнениями). Отчетность для работодателей предусмотрена пунктами 4 и 5 этого постановления.

Работодатели не менее чем за три месяца обязаны представить в службу занятости информацию массовых увольнениях по форм, утвержденном в приложении №1 вышеуказанного постановления и за два месяца — сведения о сокращении по форме согласно приложению № 2.

Таблица. Отчетность в центры занятости для организаций и ИП с работниками
Виды отчетов в центр занятости Периодичность  Основание Утверждённая форма
О наличии свободных мест и вакантных должностей Ежемесячно пункт 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» Приложение № 10 к приказу Минтруда от 19.02.2019 № 90
По квотированию  рабочих мест для инвалидов Ежемесячно пункт 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» нет
О предстоящих сокращениях За 2 месяца, при массовом сокращении за 3 месяца Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401

Приложение № 1 и № 2 постановления Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99
О введении режима неполного рабочего времени В течение трех рабочих дней пункт 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения» нет
О приостановке производства В течение трех рабочих дней пункт 2 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» нет
О ликвидации организации или банкротстве За два месяца пункт 2 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения»
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401
нет
О переводе на удаленку (до 31.03.2021) Ежемесячно или разово Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401

по форме,утв. региональными властями

Единственный новый отчет, который появился в разгар эпидемии – отчет о переводе работников на удаленный режим работы. Этот отчет сдается на основании Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401.

Отчет сдается ежемесячно, если есть изменения или разово — если изменений нет.

Ответственность работодателя

Самое типичное нарушение при приеме – это отказ без достаточных оснований. На самом деле бывает трудно доказать, по каким именно причинам кандидат соответствует или не соответствует определенной должности.

За нарушения при приеме установлены штрафные санкции:

  • Для организаций это сумма в размере до пятидесяти тысяч рублей;
  • С чиновника, который неправомерно отказал в приеме, может быть взыскано до пяти тысяч.

Если кандидат обращается в компанию через службу занятости, его права вряд ли будут нарушены. При самостоятельном обращении шансы снижаются. Ведь компании не предстоит отчитываться перед службой за свои действия.

Несмотря на высокий процент безработных при желании и сильной мотивации можно найти хорошую и интересную работу. Для кандидатов с ограниченными возможностями более эффективным является поиск работы через службу занятости. Это может значительно сократить сроки поиска желаемой должности.

Материалы по теме

Пред. След. 1 из 10

Как происходит квотирование?

Одной из задач, стоящей перед работодателем, считается организация квоты на трудоустройство инвалидов. Размер квоты определяется законом региона, в котором находится работодатель, и численностью штата организации.

Вам также будет интересно:

— Как уволиться инвалиду без отработки?
— Приказы по карантину в организациях: образцы

Федеральное законодательство устанавливает общие нормы квотирования:

  1. Величина квоты зависит от законодательства субъекта, в котором находится работодатель.
  2. При количестве работников свыше 100 человек, должен быть региональный нормативно-правовой акт, устанавливающий квоту для устройства инвалидов в организацию. При этом квота должна составлять от двух до четырех процентов от среднесписочного количества сотрудников.
  3. Если в фирме трудится 35-100 человек, то требование о квоте на уровне субъекта может быть как прописано, так и нет. Если квота имеется, то она должна быть не более трех процентов от среднесписочного количества работников.
  4. При численности штата компании меньше 35 человек, в законе субъекта не может быть прописана обязанность квотирования мест для инвалидов.

При определении квоты, берется во внимание следующее:

  • в среднесписочное количество не входят работники, если их условия труда считаются опасными и (или) вредными по итогам аттестации рабочих мест или оценки условий работы;
  • величина квоты определяется без учета представительств, филиалов компании, расположенных в иной местности, таким образом, квота рассчитывается отдельно по каждому региону РФ, где находится работодатель;
  • от выполнения квоты освобождаются организации инвалидов и их общественные объединения.

Квотирование рабочих мест

Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей. Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.

Организация закрепляет взятые на себя обязательства соглашением, подписываемым с органами социальной защиты. После чего руководитель выпускает приказ, содержащий точное число зарезервированных мест с указанием должностей. Заменить квоту (именно для инвалидов) выплатами в государственный бюджет нельзя, так как это не предусмотрено законодательством. Подобные меры призваны облегчить трудоустройство для лиц с ограниченными возможностями, что особенно актуально при сложившейся экономической ситуации.

Любопытная информация

Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

Квотирование имеет несколько особенностей. Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании. Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя.

ФЗ №181 устанавливает, что компании, численность штата в которых превышает 100 человек, обязаны принимать на работу лиц с ограниченными возможностями. На федеральном уровне установлена квота для приема на работу инвалидов – 2-4%, законы субъектов РФ могут повышать установленный минимум.

Обеспечение гарантий лицам с ограниченными возможностями при трудоустройстве происходит путем подачи организациями отчетных документов. Так, работодатель направляет на рассмотрение в службу занятости отчет формы №1.

В таблице ниже представлены штрафы за не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений

Размер штрафа Ответственное лицо
от 100 до 300 руб. для граждан
от 300 до 500 руб. для должностных лиц
от 3000 до 5000 руб. для юридических лиц (ст.19.7 закона № 195-ФЗ 30.01.01г.)

Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве

Действующие законодательные нормы предусматривают, что для инвалидов устанавливается индивидуальный рабочий процесс. Его особенности заключаются в следующем:

Дополнительная статья
Почитать про незаконный отказ в приеме на работу можно здесь.

  1. Рабочее время. Продолжительность рабочей недели сокращена:
  • Для инвалидов 1 и 2 группы она составляет не более 35 часов;
  • Прием на работу инвалида 3 группы происходит с учетом, что он будет работать не более 40 часов (установленная норма).

Время отдыха. Рассматриваемая категория граждан имеет следующие гарантии:

  • Привлечение к сверхурочным работам только с их письменного согласия при наличии разрешения в медицинском заключении;
  • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет не 28, а 30 календарных дней;
  • ТК РФ устанавливается возможность оформления дополнительного неоплачиваемого отпуска – его продолжительность не должна превышать 60 суток ежегодно.

Возможность работы по совместительству. В этом случае на инвалида распространяются нормы гл. 44 ТК РФ – его рабочее время не уменьшается, а льготы он сможет получить по месту основной работы.

Заработная плата инвалидам рассчитывается в соответствии с нормативными актами, принятыми на локальном уровне, как и другим работникам.

Подробно о трудоустройстве инвалидов смотрите в видео

Важно учитывать лишь несколько нюансов:

  • Инвалид имеет право получить налоговый вычет, размер которого составляет не более 3.000 рублей;
  • Прием на работу инвалида 2 группы происходит с учетом, что он имеет право на оформление налогового вычета, вне зависимости от размера заработной платы – 500 рублей.

Следовательно, заработная плата инвалидов будет рассчитана на основании действующей системы оплаты труда на предприятии.

Ознакомиться с примером приказа о приеме на работу можно в статье https://otdelkadrov.online/3852-forma-zapolneniya-numeratsiya-kopiya-prikaza-o-prieme-na-rabotu

Прием на работу гражданина с ограниченными возможностями осуществляется в общем порядке. Трудовой Кодекс РФ не устанавливает особых правил, за исключением содержания трудового договора. В него должны быть вписаны все гарантии и льготы, регламентированные законодательством, для этой группы граждан.

Законом определено, что каждый работодатель, у которого в штате имеются более 35 работников, уже могут начинать оборудовать рабочее место для инвалида.

Это значит, что руководитель такого предприятия должен зарезервировать рабочее место для приема на работу инвалида. Причем, сделать это следует в обязательно, вне зависимости от того пришел уже такой работник устраиваться трудиться или нет.

Все трудовые отношения по квоте обязательно должны быть скреплены трудовым договором, а рабочее место должно соответствовать стандартам и нормам законов и положений.

Перечень документов для трудоустройства должен включать в себя медицинское заключение о присвоении группы инвалидности. На его основании будет формироваться трудовой процесс работника, его привлечение к сверхурочным работам и т.д.

Кто отчитывается о потребности в работниках

Данные, включающие численность работников по профгруппам в 1-Т (проф) и потребность организаций в работниках, собираются регулярно, но не у всех компаний. Статистам интересны сведения, которые имеются у юридических лиц (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющих виды экономической деятельности, за исключением:

  • финансовой;
  • страховой;
  • госуправления;
  • военной безопасности;
  • общественной;
  • экстерриториальных предприятий.

Но и из этой категории не все предприятия подают сведения в Росстат. Перечень организаций, кто сдает 1 Т (проф) (статистика) в 2020 году, формируется «вследствие проведения научно-обоснованной выборки отчетных единиц». Проверьте, попала ли ваша организация в выборку, введя один из реквизитов: ОКПО, ИНН, ОГРН (ОГРНИП).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: