Образец заполнения документа
В зависимости от разработанной в организации формы документа на списание автомобильных шин будет зависеть количество разделов, которые необходимо заполнить, и детализация процесса списания. Есть общие правила, которых придется придерживаться, чтобы бухгалтерская служба приняла его к учету.
Часть | Описание |
Верхняя | В «шапке» документа указывается наименование организации. Если компания крупная, то целесообразно указать подразделение, в ведении которого находится автомобиль. В правом верхнем углу будет находиться блок для утверждения документа руководителем. В нем указываются должность и ФИО директора. Его подпись будет последней на акте. В документе дается указание на состав комиссии, которая может быть постоянно действующая или утвержденная приказом руководителя на определенный срок. |
Описательная | В «теле» акта указывается причина, по которой принято решение на списание: механические повреждения резины или крепежа (осмотр), пробег, исходя из нормативов (РД 3112199-1085-02). Методика списания закрепляется в учетной политике предприятия. Особым пунктом выделяется необходимость утилизировать шины после списания и расписывается порядок: куда будут сдаваться пришедшие в негодность автопокрышки и кто несет ответственность за утилизацию. Невыполнение данного пункта налагает ответственность на руководителя и компанию в виде штрафа: — для руководителя либо иного ответственного лица, указанного в приказе – от 10 до 20 тыс. рублей; |
Нижняя | Подписи членов комиссии (полный ФИО и должность). |
Из вышесказанного следует, что специальной формы акта на списание автошин не существует. Его разрабатывает компания самостоятельно. Печать на нем требуется.
Приобретение материалов в 2022 году: какой КОСГУ применить
Приведем пример отнесения расхода на подстатью 349 КОСГУ. Отнесение какого-либо расхода на конкретную подстатью КОСГУ осуществляется, исходя из его экономического содержания (п. 3 Порядка № 209н). Поэтому когда учреждение приобретает цветы, не следует сразу относить расход на подстатью 349 КОСГУ, потому что цветы поименованы в п. 11.4.8 Порядка № 209н. Нужно первоначально определить цель их приобретения. Если цветы предназначены для дарения, то такой расход относится на подстатью 349 КОСГУ, а если для украшения зала — на подстатью 346 КОСГУ.
- подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи;
- специальная продукция, бланки строгой отчетности;
- бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам.
Монтаж автошин на автотранспорт: документальное оформление, проводки
После того, как автодетали приняли к учету, их передают для установки на ТС, т. е. в эксплуатацию. Все связанные с этим операции подлежат фиксации, а вот каким именно образом, при помощи какого документа, – эти и иные особенности процесса определяет учетная политика бюджетного учреждения.
Обращаясь все к тому же Приказу Минфина РФ № 52н, следует напомнить, что для данных целей предусмотрены типовые бланки. Стандартно это форма по ОКУД 0504230 (акт о списании мат. запасов), а также 0504210 (ведомость выдачи мат. ценностей для потребностей учреждения). Помимо них используются накладные (формы по ОКУД 0504204 и 0504102).
Руководствуясь Инструкцией № 147н, бюджетники отображают ключевые операции:
- ДТ 0 401 20 272 КТ 0 105 (ДТ 0 109 хх 272 КТ 36 440) – передача автошин для установки на ТС.
- Заб. сч. 09 – принятие установленных деталей на забаланс.
Заб. сч. 09 можно дополнять субсч. 09-1 («Автошины летние») и, соответственно, 09-2 («Автошины зимние»). Учет сезонных автошин можно вести без применения заб. сч. 09, фиксируя всю информацию в учетной документации. Следует иметь в виду, что замена автошин по причине их износа либо в связи с наступившим новым сезоном отображается также согласно нормам, закрепленным в учетной политике бюджетников.
Выработка аккумулятором его нормативного срока: как доказать
Фактическая выработка АКБ его нормативного срока должна быть подтверждена в реальных условиях. Это необходимо, чтобы потом правильно и своевременно отразить списание аккумулятора в проводках бюджетного учета.
Для данной цели рекомендуется лицам, которые ответственны за эксплуатацию транспортных средств, вести учет наработки АКБ и результатов их обслуживания. Такой учет необходимо организовать сразу с момента ввода аккумулятора в эксплуатацию и до момента его списания. Причем наработку аккумулятора следует отражать в тех же показателях, что и наработку транспорта, на котором батарея установлена. Т.е. в километрах либо в моточасах.
Учет нужно вести в специальной форме:
- ее может бюджетное учреждение разработать само;
- либо воспользоваться формой, которая утверждена к Нормам РД-3112199-1089-02 (Приложение «Карточка учета эксплуатации АКБ»).
Но независимо от выбранного варианта документа его обязательно нужно утвердить Учетной политикой.
Пример 2. Списание испорченных автошин, непригодных к дальнейшей эксплуатации
Бюджетным учреждением по решению комиссии списаны 4 шт. автошины суммарной стоимостью 5 000 руб., после чего отправлены на утилизацию. До момента утилизации они приняты на заб. сч. 02 (условно: 1 шт. – 1 руб.). Оприходование списанных деталей произведено по оценочной цене 1000 руб. (по определению комиссии).
Проводки по списанию непригодных автошин | Наименование операции | Сумма (руб.) |
КТ заб. сч. 09 | Списание с заб. сч. | 5 000 |
ДТ заб. сч. 02 | Принятие к учету до сдачи в утиль | 4 |
КТ заб. сч. 02 | Списание с заб. учета | 4 |
ДТ 2 105 36 340 КТ 2 401 10 189 | Оприходование | 1000 |
ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 | Сдача в утиль | 1000 |
ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 | Прибыль от утилизации | 1000 |
Счета бюджетного учета в 2020 году
В частности, согласно статье 71 названного Кодекса все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Аналитические счета бюджетного учета в 2020 году
Необходимо заполнить информацию о текущем МОЛ, МОЛ и контрагенте получателе, а также договор, на основании которого производится передача. На вкладке «Основные средства» вся информация об объекте нефинансового актива заполняется автоматически.
Методические рекомендации по применению 209н (Письмо Минфина от 29.06.2020 года № 02-05-10/45153) уточняют, что на эту статью относится и приобретение ветхого жилья в подлежащих сносу домах, выкупаемого у собственников.
Списание автошин, не подлежащих ремонту
Автошины подлежат списанию с последующей утилизацией только тогда, когда они пришли в полную негодность и по этой причине их дальнейшая эксплуатация не представляется возможной. Можно ли их на самом деле использовать либо нет, в особенности при наличии конкретных повреждений, определяется с учетом применяемых нормативов по эксплуатации. Например, глубина протектора оказывается выше допустимой, что не является нормой. Следовательно, к эксплуатации деталь не допускается.
Непригодные шины заменяют, а все связанные с этим операции отображают установленным порядком. Стандартно списание производится по решению полномочной спецкомиссии учреждения. При этом оформляется все согласно директивам учетной политики.
Таким образом, бюджетному учреждению и при списании автошин надлежит руководствоваться установками своей учетной политики, Инструкцией №№ 174н и 157н. Проводками бюджетники отображают следующее:
- ДТ 0 105 36 340 КТ 0 401 10 189 (оприходование автошин, неподлежащих ремонту, на день их принятия по оценочной цене);
- ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 (отображена сдача их в утиль);
- ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 (показан доход от сдачи в утиль).
К сведению, деньги, полученные от утилизации как вида деятельности, приносящего прибыль, бюджетники вправе расходовать на свое усмотрение. Но при этом возможность осуществления названого вида деятельности должна предусматриваться учредительной документацией. Основание: п. 3 ст. 298 ГК РФ.
КОСГУ с 2022 года последние новости — новый порядок применения
Можно сказать, что статья группы 100 «Доходы» применяется практически по тем же правилам, что были установлены Указаниями № 65н на 2022 год. Однако, имеются и некоторые особенности, и связаны они прежде всего с внедрением федеральных стандартов бухучета (в т.ч. ФСБУ «Доходы») и с наличием ранее не используемых терминов.
- покупку оборудования/машин, производственного инвентаря, транспортных средств, хозяйственного инвентаря (основных средств);
- инвестирование в ОС, нематериальные активы, включая покупку недвижимости, техническое, перевооружение, реконструкцию, строительство объектов капитального строительства.
Расшифровка и применение КОСГУ 310 и КОСГУ 340 в 2020 году
Кроме того, специалисты финансового ведомства подготовили (далее — Методические рекомендации). Детализированные подстатьи статьи 340 КОСГУ можно условно разделить на 3 типа: 1. Несложно заметить, что наименования подстатей КОСГУ с 341 по 346 практически повторяют наименования аналитических счетов счета 105 00 «Материальные запасы», приведенных в .
Приобретение материалов в 2020 году: какой КОСГУ применить
затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами; закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение и иные выплаты населению; капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности; межбюджетные трансферты; предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям; обслуживание государственного (муниципального) долга; иные ассигнования.
Минфин ввел КОСГУ специально для приобретения визиток
Шифр необходим для учета покупки визиток. Но ранее при его применении постоянно возникала путаница. Кода специально для визиток не было, а потому использовались КОСГУ 226 или 340. Казначейство могло не пропустить платеж по этим шифрам.
КОСГУ – это шифр, используемый бухгалтерами, работающими в бюджетных учреждениях. Нужен для классификации производимых операций. Служит для группировки расходов госсектора по их экономическому значению. Порядок применения КОСГУ постоянно меняется. Так с 2022 года коды не используются при создании плана доходов/трат. Однако шифр продолжает использоваться в учете.
Списание АКБ
Отражение списания аккумуляторов происходит просто. В бюджетном учете запчасти, которые выдаются вместо изношенных деталей (т.е. для цели ремонта транспортного средства), ставятся на забалансовый учет. Для этого есть специальный счет 09 «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных» (счет утвержден к Плану счетов приказом Минфина РФ №174н от 16.12.10г.).
Перечень запчастей, которые подлежат отражению через данный счет, должен быть закреплен в Учетной политике учреждения. Числятся такие запчасти на счете 09 до тех пор, пока эксплуатируются в составе транспорта. При их выбытии из-за износа они списываются со счета 09. На проводках это выглядит так:
Дебет сч. 09 – отражен аккумулятор, который установлен вместо отработавшей батареи;
Кредит счета 09 – списан аккумулятор, который отработал свой срок. Подтвердить необходимость списания АКБ с учета поможет акт о выполнении его замены.
Материалы или основные средства?
Казенное учреждение через подотчетное лицо приобрело комплект новых шин для замены изношенных стоимостью 25 000 руб. Аванс на покупку шин был выдан из кассы учреждения. Денежные средства израсходованы в полном объеме, шины приняты к учету. Установка шин на транспортное средство произведена водителем учреждения.
Приобретение и учет автомобильных шин.
Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2020 № 42-7.6-04/692).
Если же изношенные автошины еще можно отремонтировать, то стоимость ремонтных работ включают в траты, отображая: ДТ 1 401 01 225 “Траты по содержанию “, 2 106 04 340 “Повышение цены изготовления” КТ 1 (2) 302 08 730 “Повышение кредиторского долга по расчетам”.
При замене эксплуатируемой автошины на «запаску» в учетной карточке проставляют дату замены, номера одной и второй. Если демонтируется непригодная шина, то записывают суммарный пробег, дату проведенного демонтажа, соответствующие данные по протектору, причину снятия и дальнейшую «судьбу» детали (в утиль, на ремонт, иное).
Принятие автошин к учету у бюджетников
Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).
При замене эксплуатируемой автошины на «запаску» в учетной карточке проставляют дату замены, номера одной и второй. Если демонтируется непригодная шина, то записывают суммарный пробег, дату проведенного демонтажа, соответствующие данные по протектору, причину снятия и дальнейшую «судьбу» детали (в утиль, на ремонт, иное).
Особенности организации учета автошин.
Внастоящее время основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила). Их действие было рассчитано на определенный срок – до 31.12.2007. Однако новый документ в этой области не был издан, и Минюст дал предписание руководствоваться им и дальше (Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609).
Также некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают свои ведомственные нормативные акты, которыми регулируется деятельность по автотранспортному обеспечению в подведомственных учреждениях, в том числе в части организации учета автомобильных шин. Смотрите, например, Порядок УИС.
Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 № 42-7.6-04/692).
В порядке, помимо всего прочего, рекомендуем прописать перечень первичных учетных документов по оформлению движения автомобильных шин в учреждении. К ним, в частности, относятся документы:
- подтверждающие принятие шин к учету: приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505) с приложенными к нему квитанциями, БСО, кассовыми и товарными чеками и т. д.;
- по внутреннему перемещению шин: накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требование-накладная (ф. 0504204);
- по учету шин, выданных в эксплуатацию: карточка учета работы автомобильной шины. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо применять форму карточки, которая приведена в приложении 12 к Правилам или, если учреждение находится в ведении ФСИН, в приложении 13 к Порядку УИС. Этот документ будет также подтверждать обоснованность замены шин;
- подтверждающие замену шин: акт приема-сдачи выполненных работ, составленный в произвольной форме;
- подтверждающие списание непригодных к эксплуатации шин с учета: акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерская справка (ф.0504833).
При разработке порядка также следует обратить внимание еще на один важный документ – это Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее – Временные нормы). В нем приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега шин
Отметим, что только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и списанию с учета.
Правовая сторона
Закон не обязывает передавать корпоративную технику по акту, однако его составление позволит документально зафиксировать как сам факт передачи телефона, так и отразить отличительные признаки и техническое состояние переданного в пользование сотрудника устройства связи.
Мобильный телефон работник обязан сохранять в надлежащем состоянии и бережно к нему относиться. В случае повреждения или утраты восстановить за свой счет — ст.238 ТК РФ.
Акт передачи телефона работнику предприятия хранится вместе с приказом о выдаче аппарата. Срок его действия равен сроку служебной необходимости использования сотрудником корпоративной связи.
Принятие автошин к учету у бюджетников
Автошины поступают обычно отдельно либо вместе с ТС. Их учет в первом и втором случае будет отличаться. Непосредственно факт их поступления к бюджетникам подтверждается:
- авансовым отчетом (форма по ОКУД 0504505, введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015, ред. от 2021 г.);
- приходным ордером (форма по ОКУД 0504207, также ведена Приказом Минфина РФ № 52н);
- отгрузочной документацией поставщика.
Учет при поступлении отдельно от ТС | Учет вместе с ТС | Основные проводки(по части учета автошин у бюджетников) |
Автошины учитывают в числе материальных запасов, с применением сч. 0 105 06 000 «Прочие мат. запасы». Причем учет осуществляется по их действительной цене, формируемой с применением сч. 0 106 04 000 | Автошины отображают в составе транспорта (как объекта ОС) с использованием сч. 0 101 05 000 «ТС» | Принятие автошин к учету: ДТ 0 105 36 340 КТ 0 106 34 340 (по факт. цене).
ДТ 0 105 36 340 КТ 0 302 34 730 0 208 34 660 (по закупочной цене, если нет иных трат) |
Бюджетники ведут бухгалтерию с применением норм двух Инструкций по применению плана счетов бухучета, одобренных Приказом Минфина РФ № 174н от 16.12.2010 (ред. от 2021) и Приказом № 157н от 01.12.2010 (ред. от 2017).
КОСГУ на приобретение инвентаря
Обращаем внимание, что с 01.01.2022 ОК 013-94 утрачивает силу в связи с принятием Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2022 (СНС 2022), введенного в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2022 № 2022-ст. Согласно ОК 013-2022 разделу «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты» присвоен код 330.00.00.00.000
Вместе с тем в п. 118 Инструкции № 157н определено, что объекты в том числе хозяйственного инвентаря относятся к материальным запасам.
В соответствии с пп. 5.2 «Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения» п. 5 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2022 № 65н, и исходя из экономического содержания расходы на приобретение инвентаря относятся к группе расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Однако ни в одну из подгрупп 210 — 243 рассматриваемые расходы не включены, в то же время по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, не отнесенных к иным элементам видов расходов.
Учет автомобильных шин в казенном учреждении
При разработке порядка также следует обратить внимание еще на один важный документ – это Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом РФ 04.04.2022 (далее – Временные нормы). В нем приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега шин
Отметим, что только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и списанию с учета.
Поскольку нормативно-правовыми документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, не определены правила отражения в учете операций по замене сезонных шин, учреждение вправе самостоятельно разработать их и утвердить в учетной политике. Приведем возможные варианты учета сезонных автошин.
Организация учетного процесса.
В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:
формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.
При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:
Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила № АЭ 001-04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609);
Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.
Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001-04.
Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.
Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.
Приобретение оборудования косгу 340 или 310
Так, в совместном письме Минфина и Федерального казначейства России от 6 июня 2022 года № 42-7.1-17/2.2-200 и письме Федерального казначейства от 16 апреля 2022 года № 42-2.2-04/6а говорится, что расходы по оплате договоров на приобретение нефинансовых активов (канцелярских наборов, дыроколов, степлеров, антистеплеров, датеров, самонаборных штампов, канцелярских ножей, ножниц, точилок для карандашей, ножниц, лотков и зажимов для бумаг, папок, корзин для мусора, замков навесных и встроенных, луп, жалюзи, зеркал, настенных часов, топоров, лопат, домкратов, наборов инструментов для ремонта автомашин, кухонной утвари, флагов, гербов, книг учета, журналов регистрации, амбарных книг, географических карт, наглядных пособий, моек, кранов, сифонов и т. Бухгалтерские записи в этом случае таковы: Дебет 1 106 04 340«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»Кредит 1 302 22 730«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»— 500 руб. Они списываются по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.
Отдельные вопросы по учету канцелярских товаров (зарипова м.) Учреждение может разработать документ, в котором будет прописано, какой объект сколько служит (пачка бумаги — 2 недели, карандаши, стержни, ручки — 3 месяца, ножницы, степлеры, подставки для бумаг, подставки для ручек и карандашей — более 12 месяцев) и в зависимости от этого к какой группе относится. Определившись со сроком полезного использования, переходим к бухучету.
Утилизация шин, аккумуляторов и сдача списанных машин в металлолом
Учреждение как правило заключает контракт с перерабатывающей организацией.
На основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену спишите их с забалансового счета 09
. Полученный в процессе ликвидации основного средства металлолом учреждение должно оприходовать на основании акта на списании (в частности, ф.
0306003) и акта о приемке материалов по форме № 0315004.
После принятия на учет металлолома по текущей рыночной стоимости учреждение может его реализовать.
Учет шин: от постановки на ТС до утилизации (Денисова М.О.)
Транспортная компания передает специализированной организации изношенные автошины, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, на утилизацию. Предмет заключенного договора сформулирован так: исполнитель обязуется принять автомобильные шины с целью их дальнейшей переработки. За эту услугу исполнитель берет плату в размере 4000 руб.
за каждую принятую в переработку тонну шин.
Ранее, при установке шин на ТС, транспортная компания признала в налоговом и бухгалтерском учете расходы в виде их стоимости.
Нормы эксплуатации автомобильных шин
На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.
Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:
- Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
- Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
- Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
- Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
- Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.
Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.
Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.
Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии
Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.
Материалы или основные средства?
Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему.
Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).
Автомобильная шина не может использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, она не образует самостоятельного объекта основных средств. По своей сути шины близки к комплектующим изделиям (запасным частям), учет которых должен быть организован на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).
Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются. В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.
Приобретение и учет автомобильных шин.
В соответствии с Указаниями № 65н расходы казенного учреждения на приобретение автомобильных шин следует относить на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражать в бюджетном учете по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Принятие к учету автомобильных шин, как и других материальных запасов, осуществляется по фактической стоимости, которая формируется на счете 1 106 34 000 «Вложения в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» и включает в себя (п. 100, 102, 127 Инструкции № 157н):
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), консультационным и посредническим организациям;
- таможенные пошлины;
- суммы, уплачиваемые за доставку (включая страховку доставки);
- суммы, уплачиваемые за доведение рассматриваемых объектов до состояния, в котором они пригодны к использованию;
- иные платежи, непосредственно связанные с приобретением объектов.
В зависимости от порядка и способа приобретения автомобильных шин в учете казенного учреждения делаются следующие бухгалтерские записи (п. 23, 49, 111 Инструкции № 162н):
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Расчеты по приобретению автошин… |
||
…по безналичному расчету |
||
Погашена задолженность перед поставщиком автошин в рамках заключенного с ним контракта (договора) |
1 302 34 830 |
1 304 05 340 |
…за наличный расчет |
||
Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение автошин |
1 208 34 560 |
1 201 34 610 |
Принятие к учету автошин… |
||
…при осуществлении дополнительных расходов, формирующих их фактическую стоимость |
||
Отражено формирование фактической стоимости автошин, приобретенных: |
||
– у поставщика |
1 106 34 340 |
1 302 34 730 |
– через подотчетное лицо |
1 208 34 660 |
|
Приняты к учету автошины в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении: |
||
– у поставщика |
1 105 36 340 |
1 106 34 340 |
– через подотчетное лицо |
||
…без осуществления дополнительных расходов |
||
Приняты к учету автошины, приобретенные: |
||
– у поставщика |
1 105 36 340 |
1 302 34 730 |
– через подотчетное лицо |
1 208 34 660 |