Необоснованные ограничения предпринимательской деятельности (административные барьеры) и их роль в государственном регулировании экономических отношений

Ликвидация барьеров

Таким образом, все граждане, участвующие в процессе экономического движения, сталкиваются с одной проблемой в вопросе избавления от барьеров как таковых – им необходимо объединить свои усилия и потратить на это достаточно много финансов из бюджета своих предприятий, что осуществить, пожалуй, практически невозможно. Поэтому снижение административных барьеров и повышение доступности государственных услуг могут быть осуществлены только за счет самого государства либо же каких-то отдельных компаний, за которыми стоят конкретные физические лица или субъекты, обладающие возможностью оказать влияние на ход решения проблемы.

Если же говорить непосредственно о государстве, то для успешного осуществления такого снижения в систему государственного контроля за рынком и экономическими процессами должен быть внесен ряд серьезных изменений, которые обеспечат усиление защитного механизма правительственного надзора по отношению к субъектам экономических отношений. Выглядеть эти изменения должны следующим образом. Необходимо:

  • Создать четко прописанный и регламентированный список закрытого типа, в котором будут состоять все органы власти, имеющие право осуществлять контроль экономической деятельности каких бы то ни было предприятий, а также отдельно выписать все их функции и возможности, чтобы избежать любых повторений. Чтобы осуществить такое, необходимо провести колоссальную трудовую деятельность, направленную на изменение всех юридических постановлений, регламентирующих работу подобных органов.
  • Тщательно прописать все основные этапы и тонкости, касающиеся осуществления проверок этими органами экономической деятельности предприятия. Это необходимо для того, чтобы минимизировать риски недобросовестного использования контролирующих и надзорных механизмов с целью оказания давления на подвергаемых проверке субъектов, а также во избежание случаев прямого денежного вымогательства.
  • Создать возможность для проведения процедур, касающихся контроля и надзора, на принципе безвозмездности, без необходимости крупных выплат со стороны проверяемых субъектов.
  • Создать возможность для всех этих субъектов обжаловать результаты или процессы проведения проверок.
  • Свести к минимуму число тех проверок, которые приводятся в жизнь на основании личной инициативы каких-либо исполнительных органов. Здесь имеется в виду, что проверки должны проводиться только в случае подачи на предприятие аргументированных жалоб со стороны его потребителей или конкурентов.

Важно понимать, что все данные пункты могут быть осуществлены в соответствии со всеми нормативно-правовыми (и тоже необходимыми к пересмотру) документами лишь в случае соблюдения некоторых определенных мер и условий, которые выглядят следующим образом:

  1. Все хозяйствующие субъекты экономических отношений, которые участвуют в процессе реформации и поддерживают концепцию снижения административных барьеров, должны действовать активно и создавать такие рычаги давления и ответственности, которые помешают государственным регулирующим аппаратам действовать без законных оснований. Здесь важную роль может сыграть такой процесс, как социализация бизнеса.
  2. Правительство должно действовать решительно и поступательно, чтобы в итоге прийти к необходимому результату, а также избавиться от рисков лоббирования интересов тех категорий служащих чиновников, которые к административным барьерам относятся с пиететом по причине получения ими от них какой бы то ни было (чаще всего, конечно, денежной) личной выгоды.
  3. Необходимо создать такую систему, ответственную за урегулирование споров и экономических конфликтов, которая будет защищать интересы и частных лиц, а не только государственных, как это устроено сейчас благодаря тому, что любые неурядицы решаются исключительно в судебном порядке, при котором возможен нечестный исход процесса.

Проблемы данного подхода

Процессы управления и регулирования, основанные на введении административных барьеров как сдерживающих факторов, имеют ряд серьезных недостатков, выражающихся в последствиях, негативно сказывающихся на развитии и движении экономики в стране. Если обобщать в целом эти недостатки, можно таким же образом выделить три пункта:

В первую очередь существует такая проблема, что без снижения административных барьеров общество будет претерпевать значительные потери в плане экономики. Потери эти могут быть явно выраженными (к примеру, рост цен, вызванный увеличением государственным регулирующим аппаратом издержки производителя на осуществление своей деятельности, введение дополнительных пошлин, налогов и т. д.), а могут быть и не столь открытыми (например, показатели валового внутреннего продукта могут указывать на недостаточность его производства в связи с нерациональным и неправильным распределением и последующим за этим использованием экономических ресурсов).

  • Также нельзя не отметить, что лишь устранение административных барьеров сможет дать государству толчок к использованию альтернативных, в значительной мере более продуктивных способов регулирования нужных экономических процессов. Наличие же барьеров вовсе не означает, что они успешно осуществляют решение тех проблем и задач, которые изначально и подразумевали их создание в принципе.
  • Ну и наконец, существующий ныне уровень административных барьеров во многом определяет и влияет на мотивы и действия чиновников из государственных структур, которые все в большей и большей мере ориентируются на принцип рентабельности в получении своего дохода, а также на коммерческие предприятия и прочие структуры, находящиеся у них во владении. Все они, понятное дело, имеют большую выгоду от прямого вовлечения в бизнес, связанный с экономическими барьерами.

Вопросы для проведения референдума

Опираясь на свои конституционные права, закрепленные в действующей Конституции РФ (ст.3,7,15,19,31,32,42,45,75), предлагаем провести референдум по следующим вопросамВопросы для проведения референдума

1. Президент Российской Федерации не должен вносить на рассмотрение Государственной Думы или подписывать законопроекты ущемляющие, умаляющие, ограничивающие права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Руководители глав городов и муниципальных образований не должны издавать постановления, противоречащие Конституции Российской Федерации.

2. Обеспечить законодательно гражданам России реализацию конституционных прав по участию в управлении государством через выборы и референдум.

Пересмотреть законодательство о выборах в Государственную Думу и иные представительные органы путем перехода от пропорциональной системы выборов к мажоритарной, так как при пропорциональной системе выборов нарушаются права граждан в соответствии с 19 и 32 ст. Конституции.

Обеспечить демократичность и прозрачность работы избирательных комиссий с обязательным включением в их состав представителей общественных организаций.

Законодательные органы должны формировать структуру исполнительной власти и контролировать ее деятельность. В этих целях необходимо перейти к однопалатному парламенту, который и должен формировать правительство.

Выборы признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее 51% избирателей.

Вернуть в избирательный бюллетень графу – «против всех».

Оставить срок полномочий президента четыре года, согласно действующей Конституции.

Восстановить конституционные права граждан по проведению митингов, собраний, шествий и отзыву избираемых, на государственные должности лиц.

3. Правительство Российской Федерации должно нести административную, гражданскую и уголовную ответственность за качество жизни народа, в том числе: среду обитания, питание. Медицинское обслуживание и образование. Основание ст. 19 Конституции РФ.

4. Внести в действующую Конституцию выборность судей народом сроком на три года.

5. Обеспечить самоуправление муниципалитетов по существу и жестко пресекать всякие попытки узурпации власти партийными или административными органами.

6. Национализировать финансово-банковскую систему с предоставлением доступного кредитования для всех видов экономической деятельности.

Поставить под контроль народных избранников всю финансовую систему страны.

7. Ввести прогрессивную шкалу налогообложения, освободив граждан с низкими доходами ( в 10 000 рублей и менее) от подоходного налога.

8. Пересмотреть налоговое законодательство в сторону защиты отечественного производителя и жизненного уровня трудящихся граждан.

9. Защитить материнство и детство, предусмотрев ряд законов обеспечивающих благоприятные условия (жилье, материальное обеспечение, медицинское обслуживание, социальная защита) для рождения и воспитания детей.

10. Обеспечить реальную свободу народу в соответствие с Конституцией, путем предоставления эфирного времени, газетных площадей и других средств массовой информации, финансируемых за счет бюджетных средств.

11. Ввести единую пенсионную систему, разработанную Варнавской Риммой Александровной.

12. Вернуть долги гражданам Российской Федерации за обесцененные вклады с 1991 года.

Только движение в направлении по расширению прав народа на непосредственное участие в управлении государством можно признать истиной демократизацией, которое способно преодолеть пороки существующего государственного устройства и вывести страну из затяжного политического и экономического кризиса.

Подробности

Цели предпринимателей малого и среднего бизнеса

Административные барьеры негативно влияют на управленческие процессы тем самым тормозя развитие экономики в государстве. Можно выделить несколько пунктов:

— Первоочередная проблема состоит в том, что, если не уменьшить административные барьеры, экономика только потеряет. Заключаться проблемы будут в повышении цен, зависящих от роста государственного контролирующего аппарата, который нужно содержать, введении новых видов пошлин, налогов и т.д.

— Надо отметить, что только ликвидация административных барьеров может дать стимул к применению государством более эффективных методов регулирования необходимых экономических процессов.

— Не менее важно понимание того, что сегодняшнее количество административных барьеров в большинстве случаев оказывает влияние на деятельность государственных чиновников, которые во всем ищут материальную выгоду прежде всего для себя, и на деятельность коммерческих структур, которые находятся под влиянием чиновников

  1. Финансовые потери для компаний, терпящих дополнительные издержки по статьям расходов, надобность введения которых обусловлена именно преодолением барьеров. Большая часть данных издержек в последующем компенсируется увеличением розничных цен на рынке, а это, в свою очередь, не что иное, как экономическая потеря общества.
  2. Снижение коэффициента эффективности, связанного с правильным использованием ресурсов, имеющихся в запасе государства. Административные барьеры оказывают значительное влияние на появление новых представителей бизнеса (особенно это касается малого либо среднего бизнеса) на экономическом рынке. Соответственно, это влияет на сложившийся уровень конкуренции в сфере экономики, что снижает показатель экономической эффективности в целом. Финансовые потери этого рода имеют косвенный характер.

Прямые потери образуются в следствие того, что …

для выполнения требований, выдвигаемых органами власти, контролирующими процессы в сфере экономики, предприятия должны осуществлять много дополнительных выплат, которые носят как официальный характер, так и теневой. При этом, платить приходится не за сами экономические ресурсы, а только за право пользования ими — отсюда вытекают так называемые, трансакционные расходы.

Рассмотрим, к примеру, сертификацию разных услуг и производимой продукции. Данная процедура является обязательной. Надо сказать, что в денежном выражении (если ориентироваться на суммы, сформированные в соответствии со стандартами законодательных органов) на этот процесс за один календарный год уходит примерно 130 миллионов долларов

Причем, сумма эта минимальна, так как не берутся во внимание виды финансовых операций, которые имеют косвенное отношение к сертификации

Снизить уровень либо ликвидировать административные барьеры, и поднять степень доступности госуслуг может только само государство либо лица, имеющие возможность влиять на процесс решения проблемы.

Когда речь идет о государстве

…то для внесения изменений в систему госконтроля за рыночными и экономическими отношениями необходима разработка предложений, способствующих усилению защиты государственного надзора по отношению к участникам экономических отношений. Для этого нужно:

— составить перечень, в котором будут четко обозначены все органы власти, допущенные к осуществлению контроля за экономическими процессами, которые ведутся на предприятиях. Отдельно разработать их полномочия и функции. Для того, чтобы осуществить это, необходимо внести много изменений в действующие законодательные документы, регламентирующие деятельность органов надзора;

— четко обозначить все этапы проведения проверок экономической деятельности организаций данными органами. Это нужно для того, чтобы исключить возможность давления со стороны проверяющих органов власти на субъекты, подвергающиеся проверке и свести к минимуму возможность вымогательства денежных средств;

— предоставить возможность субъектам обжаловать итоги проверки либо само ведение процесса;

— минимизировать количество проверок, которые проводятся по личной инициативе контролирующих органов. Это значит, что организация проверки должна осуществляться только на веских основаниях (наличие обоснованной жалобы со стороны клиентов либо конкурентов).

Конечно, эти пункты могут быть реализованы только в случае закрепления их в нормативно-правовых документах.

Мониторинг правоприменения с участием бизнеса

Федеральные органы исполнительной власти и организации — исполнители мероприятий плана в целях осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий плана обеспечивают актуализацию информации о ходе реализации мероприятий плана.

Экспертные группы осуществляют с участием представителей общественных объединений субъектов предпринимательской деятельности, экспертов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации анализ информации о ходе реализации мероприятий плана, по результатам которого направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации протоколы заседаний.

Министерство экономического развития Российской Федерации на основании информации реализации мероприятия плана от экспертной группы, присваивает итоговые статусы реализации мероприятий плана.

Административные барьеры — это препятствия, созданные государством и мешающие развитию предприятий и экономики страны в целом. Необоснованные административные барьеры снижают заинтересованность новых участников рыночных отношений, а также способствуют развитию коррупции.

С различного рода ограничениями (определенными правилами, устанавливаемыми органами государственной власти) сталкиваются практически все предприниматели и участники рыночных отношений.

В современной отечественной экономике проблема административных барьеров очень велика, ведь правила обязаны соблюдать все субъекты рыночных отношений, при этом отчисляя государству денежные средства за проведение определенных нормативно-правовых операций и услуг.

Примеры

Приведем несколько примеров для полноты отображения рассматриваемой в данной статье темы. Развитие предпринимательства и административные барьеры – это антонимы, что подтверждается следующей информацией.

Сертификация различных услуг, а в особенности товаров, – это обязательная процедура, которой обязаны следовать примерно 80 % всех экономических деятелей. Причем, по финансовым оценкам, соответствующим самым минимальным и исходящим из прямых стандартов соответствующих законодательных органов, суммы, которые в течение одного календарного года тратятся на данную процедуру, по приблизительным подсчетам, составляют 130 миллионов долларов США, а идет она из торговых и промышленных секторов. Более того, совершенно уверенно можно утверждать, что это только самый минимум, потому как в расчет не берутся многие финансовые операции, не являющиеся столь прямыми, как непосредственные затраты на сертификацию. Вот и говори после этого, что снижение административных барьеров экономической составляющей страны ничего не даст.

Лицензирование определенных видов экономической деятельности также можно отнести к представителю данных регулирующих барьеров. Еще в 2000 году их число составляло около пятисот, однако с тех пор оно постоянно растет, и список данных видов пополняется, иногда даже посредством деления какой-либо деятельности на составные части.

Понятное дело, что это деление совершенно ничем не обосновано. Более того, невзирая на тот факт, что законодательством Российской Федерации прямо прописано отношение к органам, обладающим правом производить процедуру выдачи лицензий, только таких органов, как государственных и муниципальных, на деле же специально под эти цели регистрируются все новые и более крупные центры и предприятия (принадлежащие к отдельным регионам, состоящие из определенных экспертов и т. п.), которые обязательны для прохождения тем экономическим субъектам, которые в принципе рассчитывают на лицензирование. Создание же таких совершенно излишних организаций обосновывается напрямую постановлениями органов управления: чаще всего локальных, хотя нередки случаи, когда само правительство Российской Федерации выпускает регламентирующее данный вопрос постановление, что в крайне сильной степени осложняет снятие административных барьеров даже в потенциальной перспективе.

Группы барьеров административного характера

Барьеры, рассматриваемые в этой статье, можно условно разделить на три группы:

  • Первые возникают, если субъект намерен захватить доступ к любому экономическому ресурсу и по официальным законным правам использовать эти ресурсы в своей деятельности (например, попытка субъекта зарегистрировать новую компанию или реформировать ее статус, сдавать в аренду определенное помещение, получать какие-либо материальные ценности в кредит или аренду и т.д.).
  • Вторая группа проблем имеет место быть, если субъект имеет намерения законно получить права на осуществление деятельности, связанной с экономической деятельностью (например, попытка субъекта законным путем получить лицензию на свою работу, сертифицировать или зарегистрировать какой-либо продукт в своей коммерческой деятельности и т.д.).
  • Третьи проблемы возникают, если субъект просто осуществляет свою деятельность в рамках правил экономики (например, здесь можно указать получение каких-либо выгод за выполнение этой деятельности, штрафы, налагаемые в случае незнания правил ведения деятельности и т.д.)

В любом случае, невозможно структурировать и детально классифицировать все возможные типы административных барьеров, поскольку они очень разнообразны и все варьируются в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится юридическое лицо. В дальнейшем в статье будут указаны некоторые характеристики условных групп этих административных барьеров, а доступность услуг, связанных с этими регуляторными экономическими процедурами, также будет определена ниже.

Одобрение инициатив и их реализация

Максимально активное вовлечение предпринимательского сообщества в формирование повестки реформ — от выявления существующих проблем ведения бизнеса в различных отраслях, формирования путей их решения, до оценки качества работы органов власти.

Аккумуляция инициатив по улучшению предпринимательской среды в едином документе, что позволит обеспечить комплексную координацию и контроль реализации реформ.

Актуализация плана мероприятий на постоянной основе – 2 раза в год – в целях оперативного реагирования на изменения макроэкономической ситуации и запросы предпринимательского сообщества.

Экспертные и рабочие группы

  • Сбор и анализ предложений по актуализации мероприятий плана ТДК, обеспечение их обсуждения, а также представление результатов в Минэкономразвития России.
  • Подготовка заключений о соответствии ожидаемым результатам разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти проектов актов, подготовленных во исполнение мероприятий плана ТДК.
  • Осуществление финальной оценки реализованных мероприятий плана ТДК.
  • Осуществление мониторинга правоприменения актов, разработанных в рамках механизма ТДК.

Экспертные и рабочие группы осуществляют свою деятельность на площадках организаций, в том числе деловых объединений.

Экспертный совет

Председатель Экспертного совета — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации В.А. Живулин.

  • Координация деятельности экспертных и рабочих групп.
  • Рассмотрение предложений по формированию площадок экспертных и рабочих групп.
  • Формирование предложений по перечню актов для осуществления мониторинга правоприменения.
  • Рассмотрение результатов реализации мероприятий плана ТДК и осуществления мониторинга правоприменения.

Председатель Экспертного совета — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации В.А. Живулин.

  • Координация деятельности экспертных и рабочих групп.
  • Рассмотрение предложений по формированию площадок экспертных и рабочих групп.
  • Формирование предложений по перечню актов для осуществления мониторинга правоприменения.
  • Рассмотрение результатов реализации мероприятий плана ТДК и осуществления мониторинга правоприменения.

Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции

Председатель Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции — первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.

  • Рассмотрение предложений по внесению изменений в структуру управления механизмом ТДК и порядок актуализации, осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий плана ТДК
  • Рассмотрение сводного ежегодного доклада о реализации и эффективности достигнутых мер плана ТДК.

Эффективность барьеров

Рассматриваемые нами сегодня барьеры в целом могут быть созданы со стороны регулирующих государственных органов даже по причине необходимости решения таких управленческих задач общего экономического уровня, решение которых, в принципе, является крайне полезным шагом для роста и развития экономического русла в стране. Доходы, которые получают частные лица с административных барьеров и доступности услуг в сфере регламентирующей их деятельности, растут в соответствии со сроком существования эксплуатируемого барьера, а сам этот срок, в свою очередь, определяется уже тем, насколько субъекты экономических отношений мотивированы в вопросе избавления от него себя и всего предпринимательского общества.

Барьеры по-настоящему работают так, как изначально и задумывались, только в тех ситуациях, когда они обязывают большое число экономических агентов вносить небольшие суммы для того, чтобы их преодолеть. В таком случае они действительно выполняют свои функции и могут даже оказаться полезными для развития экономики в стране, в отличие от вымогающих финансы схем, ориентированных на ренты, в которых все происходит в точности до наоборот и небольшое количество экономических агентов вынуждено вносить крайне большие денежные суммы для того, чтобы соответствовать излишнему и вредному для них и их деятельности регламенту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: