Политическая власть. сущность и структура

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть  — способность определённой  социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

 В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Структура политической власти

Структура политической власти представляет собой иерархическое разделение составляющих. Она имеет 2 стороны: субъекта и объекта. Субъект – это представители власти, которые имеют возможность оказывать воздействие на общество. А объект – это тот, на чье поведение влияет власть.

Если говорить простым языком, субъект – это различные управленческие структуры (правительство, депутаты, государство, элита), а объект – это люди, которые готовы подчиняться.

Политическая власть РФ имеет следующую структуру:

  1. Возглавляет иерархию Правительство. Именно он принимает важные решения, диктует обществу правила, принимает законопроекты.
  2. В связи с тем, что президент не имеет права принимать решения единолично, без мнения Правительства, он находится на второй ступени.
  3. На третьем уровне располагается Федеральное собрание и Судебная власть.
  4. Дальнейшие структуры в большей степени выполняют поручения, имея возможность оказывать влияние на общество. К ним относят Госдуму, Совет Федерации, суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный).

Но на этом иерархия политической власти не заканчивается. Количество ступеней напрямую зависит от стороны воздействия. К примеру, если отталкиваться от Верховного суда, то ниже можно расположить иные судебные инстанции, в зависимости от подсудности.

Таким образом, политическая власть разных стран обладает индивидуальной структурой, представленной четкой иерархией.

Функции власти и ее разделение

Политическая власть не может функционировать без четкого разделения. Каждый субъект наделяется определенными правами и обязанностями. Они не подчиняются друг другу, но не могут существовать раздельно, то есть взаимосвязаны между собой. Как показывает практика, если одна структура пытается доминировать над другой, то государство ослабевает, теряется возможность контролировать поведение людей, воздействовать на решения и действия общества.

Политическая власть выполняет ряд функций. Самыми главными из них являются следующие задачи:

  • организация общественного порядка;
  • обеспечение стабильности;
  • предупреждение возникновения конфликтных ситуаций на общегосударственном, общественном, общенациональном и мировом уровнях;
  • достижение любыми методами консенсуса;
  • принуждение общества к выполнению определенных действий.

То есть, политическая власть делает все, чтобы население не было разрозненным. Ведь из истории известно, когда толпы бесконтрольных людей берут власть в свои руки, в стране начинается хаос, беззаконие.

Ресурсы, сила, основания, легитимность власти

Для того чтобы воздействовать на поведение людей, политическая власть обязана иметь основания. Так называют задачи, для выполнения которых представители структур влияют на общество. Они могут быть социальными, культурными, экономическими, национальными, административными и т.д.

Однако, власть не сможет функционировать и плодотворно управлять, не имея специальных инструментов воздействия. Их называют ресурсами. К ним относят какие-либо человеческие ценности (например, деньги), средства мотивации, морального принуждения (сообщения посредством СМИ), инструментов, при помощи которых человека можно лишить дорогих для него вещей (оружие, органы власти и т.д.).

Они могут убеждать людей, оказывать влияние на их чувства, вызывать благодарность, страх, зависть, ненависть. Немаловажны для руководства людьми и их традиции, моральные качества, принятые устои.

Основным приемом убеждения власть использует распространение информации, например посредством телевизионных, печатных или интернет-СМИ. Сильная политическая власть отличается своей независимостью и поддержкой народа. Если на ее решения могут воздействовать сторонние субъекты, то люди перестают доверять ей. А без поддержки общества подрывается авторитет.

Политическая власть обязана быть легитимной, то есть строиться на справедливости и правомерности. Люди должны чувствовать, что им не навязывают чье-то стороннее мнение, в противном случае население считает, что власть незаконна. На этом фоне могут возникать протесты, митинги. Люди начинают искать методы свержения неугодных им правителей.

Знаменитости говорят о политике

Первые шаги в изучении политики и власти сделал Аристотель. Древнегреческий философ написал трактат, который так и называется — «Политика». В книге мыслитель отмечал, что господствующему созданию следует объединяться с подвластным существом, ибо такая связь способствует взаимному сохранению.

Интересны характеристики власти, которые дали руководители двух великих держав — США и СССР. Авраам Линкольн утверждал, что если есть желание испытать характер человека, то следует вручить ему бразды правления. Иосиф Сталин писал, что портит людей не всевластие, наоборот, к руководству стремятся испорченные люди.

Уинстон Черчилль, говоря о политическом господстве, высказывает парадоксальную, на первый взгляд, мысль, что власть гораздо приятней отдавать, чем брать. А Н. С. Хрущёв в мемуарах, наоборот, не сомневался в том, что может надоесть всё: женщины, драгоценности, еда, и только невозможно пресытиться властью, которую хочется всегда.

https://youtube.com/watch?v=CumwYBELZQg

Литераторы также не обошли своим вниманием политическое могущество. Вильям Шекспир писал, что опасна власть, когда с ней совесть в ссоре

Русский поэт Гавриил Державин воспевал государственного человека, который отличается тем, что его поступками управляет любовь к Отечеству.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Политическая власть

Политическая власть — это право, способность и возможность людей отстаивать свои политические взгляды и воплощать их в жизнь. Этот вид власти — один из самых важных для жизни общества.

Для политической власти характерны такие признаки:

  1. Распространяется на всех людей, которые живут на территории государства.

  2. Действует на основе права от имени всего общества.

  3. Может использовать разнообразные ресурсы власти — принудительные, социальные, экономические и т. д.

  4. Создает единый общегосударственный центр принятия политических решений.

  5. Единственная может пользоваться силой в пределах страны.

Политический режим, как механизм власти

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов, обладающих индивидуальным набором характеристик, при помощи которых власть оказывает влияние на общество. При помощи него определяют, каким образом воздействовать на людей: мотивировать или заставлять.

Политический режим устанавливается в зависимости от:

  • традиций народа;
  • формы государства;
  • набором полномочий структур;
  • особенностей действующего законодательства;
  • характером международных отношений.

Каждая страна имеет один из трех основных политических режимов, которые, в свою очередь, подразделяются на подтипы.

Типы политических режимов и их сравнение

Политология различает авторитарный, демократические и тоталитарный политические режимы. В некоторых странах применяются их измененные, комбинированные формы, например, авторитарно-демократический или авторитарно-тоталитарный

Каждый режим можно отличить, обратив внимание на ряд свойственных им признаков

Режим Описание Признаки
Тоталитарный Тоталитаризм представляет собой режим власти, при котором субъект воздействует на объект посредством принуждения, угроз, насилия. Люди бояться представителей власти и поэтому подчиняются им.
  • власть принадлежит бесконтрольному лидеру;
  • нет законной системы смены представителей власти;
  • нет оппозиции, а если она появляется, то ее пресекают;
  • обществу навязывают единую идеологию;
  • людей запугивают, «программируют», управляют их сознанием;
  • наличие мощного ресурса управления, например армии
Авторитарный Авторитарный политический режим чем-то напоминает тоталитарный. При нем, власть также сосредоточена в одних руках, а общество не имеет права голоса. Не существует работающей системы передачи должностей. Как правило, люди становятся у власти по наследству, по назначению лидером.
  • в некоторых сферах жизнедеятельности, например, в культурной, люди могут иметь собственное мнение;
  • присутствует ограниченный плюрализм;
  • нет массовых репрессий, террора;
  • отсутствует массовая поддержка
Демократический Демократия – это самый распространенный политический режим, которому свойственно равенство. Она обеспечивает свободы граждан, защищает их волю, обеспечивает стабильность и эффективность политической системы.
  • первоисточник власти – общество (народ), а не группа людей или бесконтрольный лидер;
  • представители власти, люди — все одинаково равны перед принятым законом;
  • у людей есть свои права и свободы;
  • большинство национальных политических вопросов решается большинством, путем проведения голосования;
  • власть разделена;
  • имеется четкая законная схема смены представителей власти.

Некоторые политологи уверены, что чистая демократия может носить, как конструктивный, так и разрушительный характер. Чтобы плодотворно управлять народом, представители политической власти обязаны иметь авторитет, уметь убеждать людей, а не заставлять их.

Типология власти политических элит

Типология отличается реальной основой, которая характеризует власть с ее источниками. Согласно с данными подходами, имеется огромное количество определений власти. Представленное понятие трактуется в качестве возможности, способности оказывать влияние на направление деятельности, характер, поведение классов, социальных групп, отдельных людей при помощи различных механизмов. Среди них выделяются организационные, правовые, идеологические, экономические. Также влияние осуществляется при помощи принуждения, традиций, авторитета, убеждения. Власти в любых ситуациях преследуют какие-то определенные задачи, по причине чего их можно определить в качестве производящих преднамеренные итоги.

Политический тип власти является самым важным. Он определяет жизнеспособность в разных общественных сферах. Политическая власть имеет ряд признаков, которые присущи исключительно только ей:

  1. Возможность применения всех доступных ресурсов власти.
  2. Обязательность решений для любой другой власти, а также проникновение в разные общественные процессы;
  3. Наличие специализированного государственного аппарата, воздействующего на общество.
  4. Публичность – право обращения от имени общества непосредственно к гражданам.

Общественная власть – профсоюзная, партийная, СМИ. Выполняется организациями по большому счету непосредственно при помощи неформального влияния на мнение общества.

Государственная власть – на конкретной территории, суверенная, публичная. Государство реализует свои властные полномочия в виде формальных указов, законов и полной законодательной базы. За неисполнение нарушители караются санкциями.

По области распространения власть делится на уровни по организациям:

  • мега – международные;
  • мезо – региональные;
  • макро – центральные;
  • микро – власть в малых группах, первичных организациях.

По функциональности органов власть бывает судебной, исполнительной, законодательной.

По видам социального господства в соответствии с работами М. Вебера политическая власть делится на харизматическую, легальную, традиционную.

По типам взаимного действия объектов, субъектов или по режиму правления власть бывает тоталитарной, авторитарной, демократической.

Функционирование власти (функции аналогичны тем, которые имеются у государства, политической системы):

  • Управление государственными, общественными делами.
  • Создание политической системы.
  • Руководство процессами политической жизни страны.
  • Разработка определенного вида правления.
  • Организация жизни, отношений в политической сфере.

Главные принципы стойкости политической власти заключаются в результативности, легитимности.

Результативность – уровень выполнения властью собственных задач, а также возможности удовлетворения народных запросов, пожеланий.

Легитимность – процесс признания власти и всех ее решений, действий, организаций, лидеров обществом государства. При этом по М. Веберу она классифицируется так:

  • выборная, называемая плебисцитарной;
  • личностная/харизматическая;
  • наследственная в качестве традиционалистской.

Чем ниже будет уровень легитимности власти, тем чаще она начинает опираться на насильственное или силовое принуждение.

Средства массовой информации

В современном обществе велика роль интернета, телевидения, радио, газет. С помощью средств массовой информации люди узнают новости, высказывают свое мнение о том или ином событии.

Большую роль СМИ играют также и в политике, так как в них находят непосредственное отражение действия власти, освещаются заявления политиков, и происходит их обсуждение специалистами и рядовыми гражданами.

Значение средств массовой информации состоит в том, что они:

дают представление о работе органов власти, о деятельности партий и иных организаций, о назревших проблемах;
вовлекают людей в политическую сферу, формируют мнение о событиях в стране;
быстро реагируют на все значимые события и транслируют их, вызывая отзывы людей;
поднимают актуальные проблемы, заставляя власть обратить на них внимание.

Нельзя забывать, что в средствах массовой информации не всегда передается объективная и достоверная информация. Случается так, что выбирается тот материал, который интересен его издателю, отвечает его взглядам. Некоторым событиям могут быть даны личные оценки, которые не всегда соответствуют реальности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию (9 класс), мы выяснили, что политика и власть играют важную роль в жизни общества, так как от них зависит развитие государства, его взаимоотношения с гражданами и другими странами, положение социальных групп, их возможность, либо невозможность, выражать свое мнение и реализовывать потребности. Большую роль в современной политической системе играют также средства массовой информации, которые моментально реагируют на происходящие события и выражают мнение людей по разным вопросам.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

    Борьба за власть между социальными группами вызвана:

    • желанием оказаться на первых позициях
    • получить деньги
    • добиться реализации своих интересов, потребностей
    • изменить существующий строй

Подходы к определению власти

1. Социологический подход:

  • Теологический подход – согласно Б. Расселу, власть – производное от способности достижения цели.
  • Системный подход – власть выполняет важную функцию в социальной структуре, а именно обеспечивает исполнение элементов, приписанных обязательствами.
  • Структурно-функциональный подход – власть представляется в виде форм управления и исполнения, которые определяют способ самоорганизации социума.
  • Теория социального конфликта – нашла своё отражение в трудах таких деятелей, как В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс. Согласно концепции, власть порождает социальное неравенство между классами, которая выражена в объёмах собственности и эконмического капитала в обществе. 
  • Дуалистическая концепция – предложена М. Дюверже, который выделил в структуре власти 2 элемента: материальное обоснование власти; законное принуждение.

2. Поведенческий подход:

  • Теологический подход – власть образована Божественным вмешательством.
  • Биологический подход – власть представлено инстинктом агрессивности, присутствующим в человеке.
  • Бихевиористская концепция – власть объясняется её потребностью в обществе.
  • Психоаналитическая концепция – согласно З. Фрейду, К.Г. Юнгу – стремление к власти объясняется низкой самооценкой и неполноценностью индивида.
  • Мифологическая концепция.

Структура власти:

Ресурсы власти – средства и предметы, оказывающие влияние на субъект, согласно цели объекта власти (в древние времена власть являлась авторитетом правителя, а лишь потом сила и состояние):

  1. Экономические – вещевые блага, используемые в производстве и потреблении – продукты, ресурсы, сырьё, деньги и т.д.
  2. Социальные – изменение социального статуса или роли, вертикальная мобильность.
  3. Культурно-информационные – необходимая информация, получаемая в институтах или средствах массовой информации.
  4. Силовые – правоохранительные и военные силы: армия, полиция, прокуратура и т.д.
  5. Демографические – население представлено человеческим капиталом.

Власть разделяется по объёмам ресурсов, на которые оказывается социальное, экономическое, политическое влияние.

  • Экономическая власть – контроль за экономическими составляющими, собственностью.
  • Информационная власть – обладание информацией или знаниями, имеющими влияние над населением.
  • Политическая власть – использование воли социальных групп или личности для убеждения или принуждения, с помощью государственного и правового воздействия, несмотря на то, нравится это населению или нет.

Характеристика политической власти: обязательное выполнение решений для всего населения; использование власти на легальной основе в пределах государства; наличие общегосударственного органа принятия решений; использование различных ресурсов.

Функции политической власти: управление и обеспечение функционирования государства в каждой сфере жизнедеятельности; привлечение социальных институтов к целям, задачам власти, для формирования политической системы; политическая организация общества; стабильность государства.

Взаимодействие политической и других властей.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

ü
легальностью в использовании силы в пределах государства;

ü
верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти.
Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других
учреждений или вовсе ликвидировать их;

ü
публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что
политическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая существует
в небольших группах) с помощью права обращается от имени всего общества ко всем
гражданам;

ü
моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В
отличие от политической власти экономическая, социальная и
духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом
обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных
фондов и т.п.;

ü
многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно
государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и
культурно-информационные ресурсы.

Виды власти

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим
означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления
политической государственной власти в обществе, характеризует степень
политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип
политической системы, существующей в стране.

Режим — управление, совокупность средств и методов осуществления
экономической и политической власти господствующего класса.

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые
незначительно отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно
провести классификацию:

ü
по тому, в чьих руках власть;

ü
по тому, как эта власть используется.

«Правильные» формы государства (по Аристотелю):

ü
монархия (власть одного человека),

ü
аристократия (власть в руках немногих «лучших»),

ü
полития (власть большинства из средних в имущественном отношении
людей).

«Неправильные» формы государства — те, при которых стоящие у власти
люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества.

 
К «неправильным» формам (по Аристотелю) относятся:

ü
тирания (власть в руках тирана),

ü
олигархия (у власти кучка богачей),

ü
демократия (контроль общества (большинства) над властью).

Демократия понималась как форма государства, в котором власть
принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое
представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен
Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам,
а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных
демократических принципа: свобода и равенство.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций
политических режимов — деление их на тоталитарные, авторитарные и
демократические. Типология политических режимов:

ü
демократический политический режим;

ü
либеральный политический режим;

ü
авторитарный политический режим;

ü
тоталитарный политический режим.

Заключение.

Власть — это специальный социальный институт, который упорядочивает
социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть — определяет
воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми
обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая
власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный
характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех,
в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В
отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными
субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы
людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего
согласия.

Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться
к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Литература.

1.  Ильин В.В. Философия власти.
МГУ 1993. 

2.  Мухаев Р.Т. Политология. –
М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с.

3.  Полунина Г.В. Политология. –
М.: «Акалис»1996.

4.  Пугачев В.П., Соловьев А.И.
Введение в политологию.

–М.,1995.

5.  Радугин А.А. Политология. –
М.: Центр 1996.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: