Список литературы
- 1. Конституция РФ.
- 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с последними изменениями от 26 апреля 2007 г.).
- 3. Вахрин П.И. Финансы / П.И. Вахрин. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2014.
- 4. Гарбузова В.Ф. Финансы и статистика / В.Ф. Гарбузова — М.: 2015.
- 5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России — М.: ИНФРА-М, 2006.
- 6. Камаева В. Д. Экономическая теория / В. Д. Камаев — М: МГТУ им. Н.Э. Бауман, 2013.
- 7. Миляков Н.В. Финансы / Н.В. Миляков — М.: ИНФРА-М, 2014.
- Реферат на тему: Инфляция, как одна из актуальных проблем в современной российской экономике
- Реферат на тему: Оценка эффективности инвестиционного проекта на различных этапах
- Реферат на тему: Рыночная система и ее структура
- Реферат на тему: Центральный банк: роль, функции, операции на финансовом рынке
- Реферат на тему: Развитие экономического образования в каком-либо ВУЗе или стране
- Реферат на тему: Работа Farfetch – модель современного маркетплейса
- Реферат на тему: Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие
- Реферат на тему: Рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения
- Реферат на тему: Малое предпринимательство
- Реферат на тему: Инвестиционный проект и его оценка
- Реферат на тему: Численность, размещение и этнический состав населения Российской Федерации
- Реферат на тему: Общая характеристика институционализма
Элементы финансовой системы
Сферы распределения/перераспределения национального дохода обслуживаются различными звеньями финансовой системы. Каждое звено этой системы влияет на финансовую деятельность государства и обладает своими функциями.
Финансовая система состоит из следующих звеньев:
- централизованные финансы (бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, кредит, страхование);
- децентрализованные финансы (финансы различных организаций, объединений, в том числе отраслей народного хозяйства).
Централизованные финансы направлены на публичную финансовую деятельность в рамках всего государства.
Децентрализованные финансы обладают самостоятельностью – предприятия распоряжаются сформировавшейся после уплаты всех обязательных платежей прибылью на самостоятельной основе.
Бюджетная система (федеральная, субъектов РФ, местные бюджеты) – ведущий элемент финансовой системы государства. Представляет собой форму функционирования бюджета, через нее государство осуществляет финансовые функции, через бюджет государство осуществляет финансовую политику.
Финансовая деятельность Российской Федерации приводит к образованию бюджетов различных уровней, каждый из которых имеет собственный источник дохода (определяемые законодательством страны) и объекты расходов (которые подлежат обязательному финансированию).
Существует и самостоятельный элемент финансовой системы – внебюджетные фонды. Это денежные средства, существующие вне бюджета (имеют собственные источники денежных средств, предназначенных для материального обеспечения определенных публичных мероприятий). Так как они создаются на всех уровнях, то могут быть как государственными, так и муниципальными. Образуются за счет обязательных платежей (юридических, физических лиц) и/или добровольных перечислений. Особенностью внебюджетных фондов является обособленность от бюджета и целевое назначение – привлечение дополнительных ресурсов в наиболее затратные государственные задачи, приоритетные отрасли экономики, развитие проблемных отраслей инфраструктуры, выполнение социальных программ (пенсионное обеспечение, здравоохранение).
Кредиты (государственный, муниципальный) характеризуются совокупностью норм финансового права, которые регулируют общественные отношения по вопросам получения государством (муниципальным образованием) денежных средств, которые принадлежат иным субъектам, или размещения денежных средств со стороны государства (муниципального образования), а также по вопросам предоставления государственных гарантий.
Обязательное государственное страхование – это отношения по защите имущественных и (связанных с ними) неимущественных интересов физических и юридических лиц, урегулированные нормами финансового права, возникающие при наступлении определенных событий (именуемых страховым случаем), за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых этими лицами страховых взносов (именуемых страховыми премиями). Участником этих отношений обязательно является государство.
Развитие страхования определяется наличием у государства социальной функции и принципа социальной направленности финансовой деятельности – финансирования за счет формирования страховых фондов и дальнейшего их распределения на пенсионное и медицинское обеспечение, выплату пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей.
Финансирование в сфере страхования – способ увеличения дохода государства, который будет расходоваться на финансирование капитальных вложений или иных публичных потребностей (страховые фонды расходуются только при наступлении страхового случая, который происходит не регулярно).
Можно также привести другую классификацию финансовой системы – государственная (государственный бюджет и внебюджетные фонды), местная, финансы юридических (финансы коммерческих и некоммерческих предприятий) и физических лиц.
Текущее состояние внебюджетных фондов и субъектов хозяйствования в России
Организационно-правовая форма внебюджетных фондов определила их автономность и некоторую экономическую самостоятельность, что касается, в основном, формирования и использования финансовых ресурсов обязательного социального страхования. Одной из основных задач функционирования социальных фондов является оптимизация процесса формирования их доходов, что может быть достигнуто в результате эффективного управления средствами, находящимися в распоряжении фондов.
Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2014 году по доходам превысил 4600 млрд рублей, что составляет 10,4% ВВП страны. На 2015 год бюджет превысил 5255 млрд рублей, что соответствует 9,9% ВВП.
Основное направление расходов фонда — это расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2015 год по отношению к 2014 году. Этот показатель в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился на 5,2%. Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2015 году увеличились на 18,3 млрд рублей, эти расходы составляют 6,33% от общих расходов, в 2014 году этот показатель составлял 7%. Все большее место в расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2014 годом в 2015 году эти выплаты увеличились на 74,2 млрд рублей, что на 3,48%.
Основное место в доходах занимают поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2014 г. составили 1 900 млрд руб., А в 2015 г. — 2 815,3 млрд руб. В структуре доходов это составило 41,3% и 53,6% соответственно. Абсолютный рост составил 915,3 млрд руб.
Что касается доходов накопительной части бюджета ПФР, то в 2015 году они увеличились по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд рублей, что составило 7,95% от всех доходов.
Объем поступивших из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на оказание социальных услуг отдельным категориям граждан на дополнительную бесплатную медицинскую помощь в части, предусматривающей обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона О государственной социальной помощи исходя из количества граждан, не реализовавших право отказаться от получения комплекса социальных услуг в полном объеме или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном реестре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Далее проанализируем состояние хозяйствующих субъектов РФ.
Динамика количества малых предприятий (за период с 2011 по 2014 год не является стабильной. В 2012 году наблюдается значительный рост количества малых предприятий — 113%.
В 2014 году наблюдается уменьшение количества малых предприятий на 5,3%. Это может быть связано с изменениями федерального законодательства в социальной и налоговой сферах.
В заключение можно отметить следующее: внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утвержденного для каждого фонда. Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда.
В отношении хозяйствующих субъектов можно отметить следующее: с 2011 года объем выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг малых предприятий стабильно увеличивался и к 2013 году увеличился вдвое. Однако в 2015 году наблюдается снижение на 9,4%. Подводя итоги, к положительным тенденциям развития малого бизнеса можно отнести: — положительную динамику инвестиций в основной капитал малого бизнеса — оптимальную отраслевую структуру; — положительная динамика среднемесячной заработной платы на малых и микропредприятиях.
Финансы домохозяйств
Финансы домохозяйств представляют собой денежные отношения, возникающие у населения в вопросе распределения личных финансов и общественных продуктов. То есть к ним относятся денежные средства граждан. Дополнительной классификации финансов домохозяйств на более уточненные подкатегории не предусмотрено.
Источником формирования финансов домохозяйств являются:
- денежные средства, полученные в ходе ведения официальной трудовой деятельности (заработная плата, премиальные начисления, стимулирующие выплаты, компенсационные платежи и т.д.);
- денежные средства, полученные в ходе ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в статусе ИП или профессиональной деятельности в статусе самозанятых;
- денежные средства, полученные от государства (пенсионные выплаты, стипендиальные начисления, льготы, пособий и т.д.).
Домохозяйства имеют и собственные расходы, подразделенные на три группы:
- потребительские – приобретение чего-либо в собственных нуждах;
- исполнительные – совершение обязательных или необязательных отчислений в пользу третьих лиц в лице государства и различных фондов (налоги, страховые отчисления и т.д.);
- сберегательные – совершение отчислений самому себе (самостоятельное накопление) или временная передача денежных средств третьим лицам (например, вклады в банковской организации).
Схематичная структура финансовой системы Российской Федерации выглядит следующим образом:
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Финансовые организации
Это денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением денежных доходов и их использованием на различные цели. Финансовая организация использует деньги от реализации продукции – продажи товаров, услуг и работ. Если у такой организации нет денежных средств, то обычно для их получения на краткосрочный период используются кредиты. Если же на долгосрочный, то могут выпускаться акции и облигации. И соотношение кредитов к выпуску акций формирует структуру капитала.
Эти организации могут принять решение об инвестициях, т.е. получении дополнительного дохода. Они оценивают риски, анализируя экономические факторы.
Можно выделить три типа финансовых организаций:
1
Коммерческий банк
Они делятся еще на три типа:
- Коммерческий банк. Это кредитное учреждение, которое осуществляет банковские операции для физических и юридических лиц.
- Инвестиционный банк. Такой вид банка организует привлечение капитала на мировых финансовых рынках для крупных компаний и правительств. Также является посредником при торговле акциями и облигациями, и может оказывать консультационные услуги при покупке и продаже бизнеса.
- Ипотечный банк. Предоставляет ипотечные кредиты, а также перепродает ипотечные ценные бумаги.
Такое деление является весьма условным, потому что некоторые банки работают во всех трех направлениях.
2
Небанковская кредитная организация
Ее виды:
- Ломбард. Такая организация дает краткосрочные кредиты под залог имущества.
- Страховая компания. Она заключает договоры страхования и их обслуживание.
- Негосударственный пенсионный фонд. Он аккумулирует средства пенсионных накоплений и может даже инвестировать их с согласия человека.
- Кредитный кооператив. Специализируется на предоставлении финансовой помощи членам этой организации.
3
Инвестиционные институты
Ее виды:
- Инвестиционная компания. Члены такой организации дают ей право управлять их инвестициями. Создаются так называемые инвестиционные портфели, где собраны акции разных компаний. Это позволяет минимизировать риск в том случае, если какая-то компания обанкротится – тогда член организации потеряет только минимальную сумму денег, а в лучшем случае получит меньший доход.
- Инвестиционный фонд. Похож на инвестиционную компанию. Различают несколько типов такого фонда, среди которых выделяются хеджевый и взаимный фонды.
- Фондовая биржа. Обеспечивает регулярное функционирование рынка ценных бумаг. Мы поговорим отдельно о ней в пятом уроке, когда будем изучать финансовый анализ.
- Инвестиционные дилеры и брокеры. Брокер выполняет посреднические функции на фондовой бирже – только он имеет лицензию на совершение таких сделок. Дилер же ведет дела от своего имени, и им может быть инвестиционный или коммерческий банк.
Международные финансы
Это понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении. Глобализация привела к развитию и росту международных финансов и возникновению мировых финансовых рынков.
Основными участниками мировой системы являются банки, портфельные инвесторы, транснациональные корпорации и многие другие.
Таким образом появилась международная финансовая организация. Это финансовый институт, участниками которого являются государства и негосударственные институты, поэтому они все выступают субъектами международного права. Международные финансовые организации возникли после мирового кризиса 1929-1933 годов.
МФО создается для того, чтобы страны-участники собирались для решения задач в области развития мировой экономики. Целями могут быть развитие сотрудничества, сглаживание противоречий и обеспечение целостности мировой экономики. Также такие организации анализируют тенденции в экономике, проводят операции на фондовом рынке, финансируют научные исследования и занимаются благотворительной деятельностью.
Примеры международных финансовых организаций:
- Всемирный банк. Создан с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
- Международный валютный фонд. Специализированное учреждение ООН, которое предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. В настоящее время МВФ объединяет 188 стран, каждая из которых может попросить кредит при соблюдении определенных условий. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
- Международный банк реконструкции и развития. Член группы Всемирного банка. Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов и содействие частным иностранным инвестициям. Штаб-квартира тоже находится в Вашингтоне.
- Европейский инвестиционный банк. Создан с целью финансирования развития отстающих европейских стран в форме долгосрочных кредитов. Штаб-квартира находится в Люксембурге.
- Европейский центральный банк. Эта организация выпускает евро, а также управляет официальными резервами Евросистемы. Она является полностью независимой. Штаб-квартира находится в немецком городе Франкфурте-на-Майне.
В этом уроке мы охватили финансовую систему мира, двигаясь от финансов домашних хозяйств и дойдя до Всемирного банка. Конечно, на самом деле все намного сложнее, однако для того, чтобы понимать финансовые новости или анализировать некоторые важные моменты, инструмент у вас есть. Для того, чтобы понимать любую структуру, нужно смотреть на нее с двух точек зрения: крупным и общим планом, что мы и сделали.
В следующем уроке мы с вами займемся одним из самых важных аспектов финансового благополучия – изучением источников пассивного дохода
Также поймем важность накопления, что позволит в будущем заниматься инвестированием
Подсистема страховых фондов и кредитов
Финансовые кредиты представляют собой систему получения финансов и предоставления гарантий выплат по кредитам. В кредитах нуждаются многие граждане страны и компании. Средства, выданные по кредитным договорам являются дополнительными инвестициями в экономику субъектов Российской Федерации.
Государственное страхование представляет собой систему, одним из участников договора по страхованию в которой выступает государство. В эту подсистему входит важная составляющая социального страхования – выплата государством пенсий и пособий, обеспечение медицинского страхования граждан, страхование военных и служащих правоохранительных органов. Эта подсистема формирует специальные страховые фонды для обеспечения этих функций (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд медицинского страхования, федеральные фонды страхования).
Децентрализованные финансы
Децентрализованные финансы – это форма организации денежных отношений, формируемых предприятиями, организациями, иными субъектами хозяйственной деятельности, а также отдельными домашними хозяйствами и гражданами. Часть доходов с такого бизнеса уходит в государственный и местные бюджеты, с их помощью финансируются бюджетные организации, а также выплачиваются субсидии, пенсии, стипендии.
Децентрализованные финансы двигают экономику любой страны вперед, потому что подавляющее большинство подобных организаций являются коммерческими, и налоговые сборы с их доходов позволяют пополнять бюджет. Если представить на секунду, что такие организации массово покинут страну, ее будут ждать очень тяжелые времена, потому что не с чего будет собирать налоги. В этом случае государство переключится на свое население, поднимет налоги и все это закончится очень плохо, возможно, даже дефолтом.
Также именно такие финансовые организации привлекают в страну новые инвестиции, что позволяет больше строить и производить. Кроме того они берут кредиты для своего бизнеса в банках, что позволяет функционировать банковской системе страны.
Рассмотрим виды субъектов, которые содержат в себе децентрализованные финансы. Выделим три основных: финансы домашнего хозяйства, организаций и международные.
Финансы домашнего хозяйства
Это совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Под этим понимается группа лиц, чаще всего связанная родственными отношениями, совместно принимающих денежные решения и формирующих домашний бюджет. Хотя домашнее хозяйство может состоять и из одного лица, которое самостоятельно и независимо формирует свой бюджет. Так что, хочется вам или нет, но вы являетесь членом домашнего хозяйства.
В системе рыночных отношений домашнее хозяйство выступает в качестве:
- Налогоплательщика, формирующего бюджет.
- Покупателя и потребителя товаров и услуг.
- Кредитора или заемщика.
- Накопителя денежных фондов путем сбережения части полученного дохода (об этом мы поговорим в следующем уроке).
- Поставщика факторов производства: труда, капитала и т.д.
У членов домашнего хозяйства возникают внутренние и внешние финансовые отношения. Внутренние возникают среди членов домашнего хозяйства. Внешние же отношения бывают:
- с государством;
- с предприятиями и организациями;
- с работодателями;
- с коммерческими банками по поводу кредитов и депозитов;
- со страховыми компаниями;
- с другими домашними хозяйствами.
Бюджет домашних хозяйств
Это баланс доходов и расходов хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год).
Доходами домашних хозяйств выступают:
- Заработная плата.
- Пенсии, стипендии, пособия и прочие социальные выплаты.
- Доходы от недвижимости и операций с денежными средствами на бирже и финансовом рынке.
- Доходы от предпринимательской деятельности.
О способах формирования дохода мы поговорим в следующем уроке. Сейчас же стоит добавить, что финансово грамотный человек всегда свои доходы держит выше расходов. Хотя их имеется большое количество.
Расходами домашних хозяйств являются:
Налоги и сборы:
- Подоходный налог.
- Налог на землю.
- Налог на имущество.
- Государственная пошлина.
- Налог с владельцев транспортных средств.
- Курортный сбор.
- Сбор за уборку населенных пунктов.
- И т.п.
Коммунальные и другие ежемесячные платежи:
- Оплата коммунальных услуг.
- Оплата за холодную воду.
- Оплата за горячую воду.
- Оплата электроэнергии.
- Оплата за вывоз мусора.
- Оплата за отопление.
- Оплата за радиоточку.
- И т.п.
Текущие расходы на потребление:
- Расходы на одежду и обувь.
- Расходы на продукты питания и напитки.
- Расходы на периодические нужды: услуги парикмахера, прачечной, стоматолога, другие медицинские услуги, виды личного страхования и т.д.
- Расходы на туризм, отдых, путешествия.
- И т.п.
Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров:
- Приобретение жилья.
- Приобретение автомобиля.
- Приобретение мебели.
- И т.п.
Капитальные расходы на получение прибыли в дальнейшем:
- Расходы на образование.
- Расходы на предпринимательскую деятельность.
- И т.п.
Также к расходам можно отнести накопление денежного капитала или страхового резерва на черный день.
Анализ страхового и банковского сектора
В последнее десятилетие страховой рынок в России активно развивается. В 2012 году завершился процесс приведения уставного капитала к требованиям Закона Об организации страхового дела в Российской Федерации. Минимальный размер уставного капитала для медицинских страховщиков составляет 60 миллионов рублей, для страховщиков жизни — 240 миллионов рублей, для перестраховщиков — 480 миллионов рублей, для компаний, не занимающихся страхованием жизни и перестрахованием, — 120 миллионов рублей. В течение года количество страховых компаний уменьшилось на 103. Из-за нехватки средств для увеличения капитала некоторые компании сдали лицензии на перестрахование, некоторые присоединились к более крупным страховщикам, а некоторые прекратили свою деятельность. Совокупный уставный капитал российских страховщиков составляет 198,2 млрд рублей. Средний размер уставного капитала составляет 432,7 млн руб.
В секторе страхования жизни действует 50 страховщиков, 9 из них не заключают новые договоры страхования. Только половина страховщиков жизни имеет более 1000 договоров. Концентрация рынка здесь самая высокая по сравнению с другими видами страхования: на ТОП-10 компаний приходится 86,12% премий, на ТОП-20 — 96,54%.
В сегменте добровольного страхования ответственности, на который приходится 6,91 млрд рублей, премии по страхованию гражданской ответственности владельцев воздушного транспорта, владельцев опасных объектов, ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору показали отрицательную динамику.
Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования в 2014 году составила 213,63 и 79,08 млрд рублей, что представлено в таблице 6.
В 2015 году рынок ОСАГО продолжил рост. Объем премий по ОСАГО увеличился на 16,9% до 120 млрд рублей при одновременном увеличении выплат на 13,3% (63,92 млрд рублей). В 2015 году заключено 40,4 млн договоров страхования ОСАГО (в 2013 году — 38,9 млн договоров). Концентрация рынка ОСАГО остается высокой: на первые 10 страховщиков приходится 78,81% премий, на ТОП-20 — 90,46% премий. Более половины (50,89%) премий по ОСАГО собирают три компании — ООО Росгосстрах, ОАО Ингосстрах и ОАО РЕСО-Гарантия.
В целом по рынку положительную динамику продемонстрировали премии по всем видам добровольного личного страхования (236,23 млрд руб., + 29,4% к 2013 году) и добровольному имущественному страхованию (373,15 млрд руб., + 11,4%), кроме агрострахования. и страхование грузов. По всем видам имущественного страхования темпы роста ниже среднерыночных, а премии по страхованию грузов и сельскому хозяйству снизились по сравнению с прошлым годом.
В структуре премий по добровольным видам основную долю занимают добровольное медицинское страхование (16,49%), страхование наземного транспорта (29,63%), страхование имущества юридических лиц и граждан (19,89%).
Страхование деловых и финансовых рисков (+ 60,1% к соответствующему периоду прошлого года), страхование жизни (+ 53,8%) и страхование от несчастных случаев (+ 48,3%) были ведущими видами по темпам роста премий на добровольные типы.
К концу 2016 года, по оценке Эксперт РА, ожидается рост рынка страхования жизни до 60%. Темпы роста премий по страхованию жизни в 2015 году снизились, но ненамного. Это связано с замедлением роста потребительского кредитования. Участникам страхового рынка необходимы меры по развитию рынка, которые не предусмотрены Стратегией страховой деятельности в России до 2020 года. Наиболее высокие темпы роста ожидаются в сегменте пенсионного страхования жизни.
Денежная база в узком определении включает денежные средства, выпущенные Банком России (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), и остатки на счетах обязательных резервов привлеченных кредитными организациями средств в национальной валюте, депонированных в Банк России.
Финансы хозяйств
Финансы хозяйств или по-другому, хозяйствующих субъектов, представляют собой денежные отношения, проявляющиеся между юридическими лицами, гражданами и государственными учреждениями.
Источником формирования данного звена финансов является деятельность предприятий, за счет которой они получают денежные средства и формируют собственные фонды. Это может быть:
- производство;
- переработка;
- продажа;
- оказание услуг;
- создание материальных благ;
- выполнение работ и т.д.
Фактически финансы коммерческих предприятий, в вопросе денежных отношений выступающих хозяйственными субъектами, являются основой функционирования всей экономической системы. Это касается не только Российской Федерации. Тезис верен абсолютно для любого государства, экономика которого построена на капиталистической модели.
Например, за счет хозяйственных субъектов частично формируется федеральный бюджет. Компании платят налоговые и таможенные сборы и совершают другие различные отчисления в пользу государства.
Также коммерческие предприятия являются источником формирования и внебюджетных фондов. С каждой заработной платы, выданной своему официально трудоустроенному сотруднику, организация дополнительно совершает отчисления в ФСС, в ПФР и в ФОМС.
В стандартной экономической классификации не принято делить финансы хозяйствующих субъектов на какие-либо категории, так как существует множество различных параметров, на основе которых можно было бы это сделать. Это вид деятельности, размер организации, объемы ее налогов и т.д.
Однако среди всех типов отдельно можно выделить финансы субъектов, деятельность которых связана с банковским и страховым делом. Причина этого проста: в этих коммерческих организациях сконцентрирована огромная доля всего объема финансов хозяйств. Следовательно, экономика в целом во многом зависима от успешности деятельности.
Финансы предприятий как самостоятельное звено финансовой системы
Еще одно самостоятельное звено финансовой системы, тесно взаимодействующее с другими ее звеньями – финансы предприятий (закреплено ст. 214 ГК РФ).
Финансовая система охватывает предприятия всех форм собственности, но применяет различные методы для регулирования их финансовой деятельности. Финансовые ресурсы государства во многом образуются в результате финансовой деятельности предприятий (национальное богатство, общественный продукт, национальный доход).
Финансовые ресурсы предприятий основываются на общих финансово-правовых принципах. Самостоятельность финансовой деятельности предприятия проявляется в праве на самостоятельное распоряжение прибылью после уплаты обязательных платежей.
Основной целью финансовой деятельности государственных (муниципальных) предприятий не является получение прибыли, основная цель – выполнение государственного (муниципального) заказа. Отдельные функции государство осуществляет в монопольном режиме (стратегическая, политическая, финансовая сфера).