Водопользование водных объектов

Сущность платы за природопользование

Замечание 1

Природные ресурсы предоставляются в пользование на платной основе, что является следствием преобразования природоресурсных отношений после отмены государственной собственности на земельные и другие природные ресурсы.

Задачи, которые ставились в природоресурсных отношениях, заключались в том, чтобы:

  • значительно повысить эффективность использования ресурсов и заинтересовать в этом производителя;
  • заинтересовать производителя в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов;
  • получить дополнительные средства на восстановление и воспроизводство ресурсов.

Платежи имеют рентную природу, которая в классическом понимании является видом незаработанного дохода. Рента может быть абсолютной и дифференциальной.

Природные ресурсы, ценные своими качествами при их использовании приносят доход, который получил название абсолютной ренты. Доход, например, от земельного отдельного участка, когда другие производители отсутствуют.

Природные ресурсы по своему составу и качеству различны – земля отличается разным плодородием, полезные ископаемые залегают в разных условиях, содержат разный ассортимент компонентов, исходя из этого идет формирование уже дифференциальной ренты.

Под дифференциальной рентой понимается доход природопользователей, эксплуатирующих лучшие природные ресурсы. У дифференциальной ренты есть её разновидность – дифференциальная рента II.

Если капитал и труд будут эффективно вложены в разработку природных ресурсов, то можно получить дополнительный доход.

Природные ресурсы – это источник природной ренты, она бывает земельная, водная, лесная, горная, промысловая, экологическая, поэтому использование ресурсов является платным.

Рисунок 1. Плата за пользование природными ресурсами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предусмотрена обязательная плата за пользование природными ресурсами:

  • налог на землю;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • платежи за пользование недрами;
  • водный налог;
  • за пользование лесным фондом;
  • за пользование объектами животного мира;
  • за пользование водными биологическими ресурсами;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Ряд из этих платежей имеет неналоговый характер. В составе ресурсных налогов находятся федеральный и местный налоги.

Федеральный налог касается добычи полезных ископаемых и пользование водными объектами.

Что касается местного налога, то это налог на землю.

К федеральным сборам относится пользование объектами как животного мира, так и объектами водных биологических ресурсов.

В разряд налоговых с 2005 г не входят платежи за пользование лесным фондом и рассматриваются как региональный сбор.

Налоговые и неналоговые платежи означает наличие возможности или отсутствие применения мер принудительного взыскания платежей, применения налоговых санкций, начисления пени.

Однако если порядок уплаты неналоговых платежей нарушается, то могут быть применены административные санкции, например, отзыв разрешения, лицензии или наложен административный штраф.

Замечание 2

Государственный контроль по ресурсным платежам осуществляют не только налоговые органы, но и соответствующие министерства и ведомства.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).

Заполнение и сдача декларации по водному налогу

Декларацию надо сдавать в налоговую инспекцию по месту нахождения водного объекта. Если компания ведет работы сразу на нескольких участках, то можно подать документы по месту нахождения самой организации.

Если численность сотрудников компании больше 100 человек, то декларация подается только в электронном виде. Если меньше – то, как вариант, можно отправить документы по почте или передать через законного представителя.

Бланк декларации, образец и порядок ее заполнения можно найти здесь:

«Бланк декларации по водному налогу»Актуальный образец официальной формы
«Образец заполнения декларации по водному налогу»В соответствии с актуальной формой
«Порядок заполнения декларации по водному налогу»Утвержденный ФНС порядок

Ставки сбора за каждый объект животного мира

Наименование объекта животного мира

Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом

15 000

Медведь (за исключением камчатских популяций и медведя белогрудого)

3 000

Медведь бурый (камчатские популяции), медведь белогрудый

6 000

Благородный олень, лось

1 500

Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон

600

Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха

450

Дикий северный олень, сайгак

300

Соболь, выдра

120

Барсук, куница, сурок, бобр

60

Харза

100

Енот-полоскун

30

Степной кот, камышовый кот

100

Европейская норка

30

Глухарь, глухарь каменный

100

Улар кавказский

100

Саджа

30

Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница

20

Таблица 6

Выплаты за добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых создан позднее всех остальных — в 2002 году. Его плательщиками признают юридических и физических лиц, которые являются пользователями недр. Более подробно с особенностями данного налога познакомимся при помощи следующей таблицы:

Общая информация Пояснение
Недры могут предоставляться пользователю только для ограниченного списка нужд (закон «О недрах»). Цели, в которых предоставляются недра:
  1. Геологическое изучение регионального масштаба.
  2. Работы, не причиняющие существенного вреда целостности недр.
  3. Строительство и использование различных подземных построек, не связанных с дальнейшей добычей ископаемых.
  4. Разведки с целью дальнейшей добычи полезных ископаемых.
  5. Создание особого рода объектов, выполняющих научное, культурное, оздоровительное либо эстетическое назначение.
  6. Сбор разного рода коллекционных материалов.
В качестве объекта налогообложения могут выступать разные виды полезных ископаемых (НК, ст. 336). Объектами налогообложения являются:
  1. Полезные ископаемые, извлеченные из недр, предоставленных в законное пользование.
  2. Полезные ископаемые, добытые на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых РФ у других государств.
  3. Извлечение полезных ископаемых из отходов добывающего производства, в случае, когда извлечение подлежит дополнительному лицензированию.

Сбор за пользование водными ресурсами

В данном случае выплатами облагаются физические и юридические лица, осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными ресурсами с применением специального оборудования или технических устройств. Плата взимается за право пользования таковыми ресурсами, а также за восстановление, охрану используемых водных объектов и выдачу лицензий на реализацию деятельности. При этом выплатами не облагается использование водных ресурсов при следующих условиях:

  1. Сброс вредных вод, в случаях, если содержание в них вредных веществ не превышает норму.
  2. Использование воды в целях устранения аварийных ситуаций либо стихийных бедствий.
  3. Размещение на воде тех или иных объектов, выполняющих охранную роль для водных и биологических ресурсов.
  4. Использование воды для разведения рыб или воспроизводства водного биологического ресурса.
  5. Проведение мониторинга государственного масштаба в целях научных исследований или иных работ (геодезических, гидрографических и т.д.).
  6. Строительство систем осушительного типа на низовых участках болот.
  7. Строительство либо размещение сооружений гидроэнергетического, рыбохозяйственного, воднотранспортного либо канализационного назначения.

Для лиц, производящих выплаты за пользование водными ресурсами, государство предоставляет различные типы льгот или скидочных систем. В первую очередь, особые условия предоставляются льготным категориям граждан.

Новый налог на воду, а новый ли он?

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра. Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Выплаты за пользование лесными ресурсами

Лесные ресурсы называют одними из наиболее важных, в законодательстве им уделяется особое место. Сборы за пользование лесными ресурсами взимаются со всех пользователей, исключая арендаторов. При этом в качестве лесных ресурсов выступает древесина, живица, лесные материалы и растения, использование леса для нужды охотничьего хозяйства, использование леса для развлекательных/ спортивных целей. Выплаты за использование любых лесных ресурсов называются податями и могут осуществляться как в денежном эквиваленте, так и в любом ином (часть добытого лесного ресурса, иная продукция). Отдельным видом выплат является арендная плата.

Наиболее часто используемым ресурсом в данном случае является древесина. Плата за её использование осуществляется единоразово, если общий объем добытой древесины не превышает 500 куб. м. Если объем больше — то сумма делится на весь год, согласно платы по лесорубочному билету. Всего осуществляется 8 платежей: 10% от лесорубочного билета в периоды с февраля до июля и по 15% в период до февраля, а также с июля по декабрь. За расчетной число признано 15 дата каждого месяца. Так, например, если по лесорубочному билету нужно выплатить 100 000 рублей, то на протяжении года будет осуществлено 4 платежа по 10 000 рублей и 4 платежа по 15 000 рублей.

Бюджетные расходы на охрану окружающей среды

В 2007 г. доля расходов по разделу «Охрана окружающей среды» федерального бюджета от общей суммы всей его расходной части составила немногим более 0,1%, то в 2016 г. она была на уровне 0,4%, а в 2017 г. – почти 0,6%.

Динамика расходов по разделам и подразделам федерального бюджета Российской Федерации, связанным с природными ресурсами и природопользованием, млн руб.

Разделы и подразделы бюджетных расходов 2007 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2007 г., %
Национальная экономика в том числе:Воспроизводство минерально-сырьевой базы 20560 33186 30932 29526 144
Водное хозяйство* 14032 13230 15482 16081 115
Лесное хозяйство 4841 29315 26983 27610 рост в 5,7 раза
Жилищно-коммунальное хозяйство в том числе:Коммунальное хозяйство 2660 11849 10468 35004 рост в 13,2 раза
Благоустройство 181 545 42085
Справочно. Всего расходы федерального бюджета, млрд руб. 5986,6 15620,3 16416,4 16420,3 рост в 2,7 раза

Наибольшие ресурсы, которые поступают на мероприятия по охране окружающей среды, приходятся на сбор, удаление и очистку сточных вод: в 2017 г. из федерального бюджета на эти цели было израсходовано 341 млн руб., а из консолидированного бюджета – 2 935 млн руб.

Доля расходов по разделу «Охрана окружающей среды» в общей сумме затрат консолидированного бюджета Российской Федерации в 2017 г. составила 0,36%; в предыдущем 2016 г. – 0,27% и в 2007 г. – 0,23%.

Динамика расходов по разделу «Охрана окружающей среды» и другим профильным разделам и подразделам консолидированного бюджета Российской Федерации, млн руб.

Разделы и подразделы бюджетных расходов 2007 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к 2007 г.
Охрана окружающей среды — всего 26488 71712 83975 116282 в 4,4 раза
в том числе:
экологический контроль 183 200 145
сбор, удаление и очистка сточных вод 1078 3227 1280 2935 в 2,7 раза
охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания 7806 22365 22133 22995 в 2,9 раза
прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды 276 633 584 769 в 2,8 раза
другие вопросы в области охраны окружающей среды 17329 45304 59779 89438 в 5,2 раза
Национальная экономика
в том числе:Воспроизводство минерально-сырьевой базы 23409 34276 31990 30426 130
Водные ресурсы* 20302 23431 23492 23433 115
Лесное хозяйство 26312 41729 40773 42265 161
Жилищно-коммунальное хозяйство в том числе:Коммунальное хозяйство 437763 271026 288333 341925 78
Благоустройство 225314 315838 436387
Справочно. Всего расходы консолидированного бюджета, млрд руб. 11378,6 29741,5 31323,7 32395,7 в 2,8 раза

Раздел доклада в формате PDF

Общие требования платности использования земли

    1. земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и
    2. арендной платы.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.

Выплаты за использование объектов животного мира

Плательщиками данного вида сбора автоматически становятся те граждане, которые получили разрешение либо лицензию на использование объектов животного мира. Как правило, это подразумевает охотничью деятельность. Разрешение имеют право получить только те лица, у которых возникает право на пользование данным видом ресурсов. Основаниями для разрешения является охота на закрепленном охотничьем угодье, на специально охраняемой природной территории либо в общедоступном охотничьем угодье.

Формула для исчисления сбора за использование объектов животного мира выглядит следующим образом:

Размер сбора = Ставка * Количество

При этом ставка устанавливается НК РФ. Для точного подсчета необходимо использовать актуальную на текущий момент ставку. Обратимся к следующему расчету.

  1. Ставка за 1 особь лося составляет 1500 рублей.
  2. Предполагаемое количество особей — 5 шт.
  3. Подставляем данные в формулу: РС = 1500 * 5.
  4. РС = 7500 рублей.

Операции, не облагаемые водным налогом

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

  12. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта:

— при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

— при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

— при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

— при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал

Налоговые ставки указаны в приложении (таблица 1,2,3,4).

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Порядок исчисления и уплаты налога

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Кто обязан его уплачивать

Водный налог – вид налога, который платят компании, индивидуальные предприниматели и физические лица, использующие водные ресурсы на основе специальных лицензий. Это разрешения на определенный вид деятельности, которые выдаются Правительством России.

Лицензию на использование воды нужно получать, если она идет на такие цели:

  • обеспечение водой объектов энергетики,
  • сплава древесины в кошелях и на плотах,
  • забор с поверхности воды в больших объемах для поддержания производства.

Также водный налог должны платить организации, которые используют подземные воды. Для этой деятельности также нужно получить лицензию, а регулируется все это федеральным законом 2395-1 «О недрах».

Основные характеристики платежей за пользование недрами

В рамках российского законодательства выделяется две основные системы платежей, предусматривающих пополнение государственной казны за счёт средств, поступающих от частных лиц и организаций:

  • первая из них представлена налогами и сборами, порядок уплаты которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ;
  • другая включает совокупность «условно неналоговых», требования к перечислению которых предусмотрены правовыми документами, разными по содержанию и юридической силе.

Платежи за недра относятся ко второй группе. Юридическая природа этих неналоговых платежей постоянно пересматривается с учётом нормативного регулирования на разных уровнях. Вырабатываются принципы и подходы к установлению единых правил взимания средств за пользование природными источниками в рамках сборов, не вошедших в систему НК РФ. Тем более, что их взыскание осуществляется как на регулярной, так и разовой основе.

Признак публичности платы за недра выражается в следующих характеристиках:

  • требование по внесению содержится в законе;
  • субъектами, обязательно вносящими средства, являются физические и юридические лица, которым земельные наделы предоставляются с правом распоряжения как собственникам или на праве иного владения;
  • цель – пополнения бюджетов разных уровней Российской Федерации за счет неналоговых платежей.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в пределах допустимых нормативов, когда субъектам хозяйственной деятельности предоставляется право на выбросы, сбросы веществ и размещение отходов.

Если установленные нормативы превышены, то субъект хозяйственной деятельности в зависимости от нанесенного природе ущерба, несет имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Такие платежи носят компенсационный характер и, в принципе, должны устанавливаться на основе эквивалентности, исходить при этом надо из вида и объема негативного воздействия на природную среду.

Плата взимается только с тех субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Признаки платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  • это обязательный индивидуально-возмездный платеж;
  • с точки зрения права – это фискальный сбор;
  • реализация происходит в форме исполнения публичных финансово-правовых обязанностей;
  • плата взимается только с субъектов, деятельность которых связана с негативным воздействием;
  • это необходимое условие получения права на осуществление хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие;
  • имеет компенсационный характер;
  • в основе лежит принцип эквивалентности;
  • плата взимается для того, чтобы обеспечить государственные мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды;
  • плата не освобождает от выполнения мероприятий по охране природы.

Замечание 3

Негативным воздействием на природу являются выбросы загрязняющих веществ в воздух, в поверхностные и подземные водные объекты, загрязнение почвы и земных недр, размещение вредных отходов производства, загрязнение шумом, теплом, электромагнитными излучениями и другими видами негативного воздействия на окружающую среду.

Негативное воздействие на окружающую среду

Экологические платежи либо платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу производятся в соответствии с количеством выбросов согласно указываемому государством коэффициенту (допустимым нормативам). Для рассмотрения вопроса более подробно обратимся к следующей таблице:

Виды негативного воздействия, за которые взимают плату

выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами;
вредные сбросы в подземные и поверхностные воды;
выбросы загрязняющих веществ передвижными объектами;
размещение вредных отходов
производства.

Плательщики налога
Юридические или физические лица, иностранные либо российские граждане, обладающие источниками вредного воздействия на окружающую среду.
Получатель сбора
Согласно современной законодательной базе единственным получателем сбора является районный (местный) орган Росприроднадзора.
Ответственность за неуплату
В случае неуплаты штрафов не взимается, но подобные действия могут расцениваться как сокрытие экологически важной информации. Последствиями этого могут стать судебные разбирательства и иные проблемы с законом.. Случай неуплаты экологического платежа может быть зафиксирован в случае просрочки

Крайним сроком выплат является 20 число следующего за отчетным периодом месяца

Случай неуплаты экологического платежа может быть зафиксирован в случае просрочки. Крайним сроком выплат является 20 число следующего за отчетным периодом месяца.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м3, тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Уплата регулярных и разовых платежей за пользование недрами

Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах». Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.

Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.

К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.

Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.

Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.

Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.

Регулярные платежи делятся на две подкатегории:

  1. Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
  2. Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: