Филиалы и представительства юридических лиц. зависимые и дочерние общества

Преимущества сотрудничества с нами

Открытие филиала достаточно трудоемкая процедура: необходимо готовить большое количество документов, они должны быть правильно оформлены, чтобы избежать возможных рисков. В частности грамотно составленное положение о филиале позволяет существенно снизить вероятность злоупотреблений полномочиями руководства обособленного подразделения. Поэтому подготовку документов для открытия филиала лучше всего доверить профессионалам. Помимо качественно выполненной работы, клиент существенно сэкономит время, а условия сотрудничества у нас максимально гибкие и выгодные.

Другой комментарий к статье 55 Гражданского Кодекса РФ

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

1. Филиалы и представительства характеризуются рядом следующих признаков:

1) это обособленные подразделения юридического лица;

2) они располагаются вне места нахождения юридического лица (см. ст. 54 ГК и комментарий к ней);

3) они не являются юридическими лицами, т.е. не имеют своего (принадлежащего им) имущества, не могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и т.д. (см. ст. 48 ГК и комментарий к ней). Хотя в комментируемой статье говорится о том, что филиалы и представительства наделяются имуществом, следует иметь в виду условность этого указания. Ни правом собственности, ни правом хозяйственного ведения, ни правом оперативного управления имеющимся у них имуществом филиалы и представительства не обладают — оно принадлежит юридическому лицу, создавшему филиал (представительство). У подразделения юридического лица имущество находится лишь в техническом управлении. Филиалы и представительства не являются субъектами гражданского права;

4) филиалы и представительства действуют на основании положений, утверждаемых юридическим лицом, создающим эти обособленные подразделения. Как представляется, такие положения рассчитаны главным образом на регулирование «внутренних отношений». В положении определяются цели и предмет деятельности филиала или представительства, полномочия руководителя и пр.; при этом юридическим лицом устанавливаются «правила поведения» своего подразделения;

5) руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом (уполномоченным органом юридического лица) и действуют на основании его доверенности. Доверенность необходима для представительства перед третьими лицами, т.е. требуется для того, чтобы руководитель подразделения мог выступать от имени юридического лица (во «внешних отношениях»);

6) представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. Это указание введено в абз. 3 п. 3 комментируемой статьи Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. До того абз. 3 п. 3 выглядел следующим образом: «Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица». Как представляется, изменение содержания абз. 3 п. 3 не имеет существенного значения. Тем более что в учредительных документах юридического лица всегда указываются его филиалы и представительства, а в ЕГРЮЛ сведения о филиалах и представительствах юридического лица давно указываются в силу того, что соответствующее предписание содержится в Законе о регистрации юридических лиц (подп. «д» п. 1 ст. 5; введен Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ).

2. Филиалы и представительства отличаются функциями.

Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (руководитель от имени юридического лица заключает договоры, принимает исполнение, предъявляет иски и пр.). Филиал занимается той же деятельностью, но от представительства он отличается тем, что, кроме того, выполняет все функции юридического лица или их часть. Например, руководитель представительства образовательного учреждения от имени соответствующего юридического лица заключает договоры об оказании образовательных услуг, выступает представителем в суде и т.п. Руководитель филиала того же образовательного учреждения имеет те же полномочия, но филиал еще оказывает и образовательные услуги (в том же объеме, что и юридическое лицо, или в меньшем).

3. Указание в государственном реестре и в учредительных документах юридического лица имеющихся у него филиалов и представительств, с одной стороны, требуется для обеспечения публичных интересов (с точки зрения контроля государства за деятельностью юридического лица, сбора налогов и сборов и т.д.), а с другой — призвано обеспечить интересы участников гражданского оборота. Вступая в отношения с юридическим лицом, которое представляет руководитель филиала или представительства, субъект осознает, что «за филиалом или представительством «стоит» юридическое лицо». Заключая какое-либо соглашение с юридическим лицом, контрагент благодаря указанию в учредительных документах филиалов и представительств узнает об этом обстоятельстве.

Реорганизация или ликвидация юридического лица

Юридическое лицо может прекратить свою деятельность в правовом поле двумя основными способами:

  • Реорганизация;
  • Ликвидация.

Реорганизация может проходить путем:

  • Слияние с другим ЮЛ;
  • Присоединение к другому юридическому лицу;
  • Разделение;
  • Выделение;
  • Или преобразование.

Ликвидация из себя представляет полное прекращение деятельности на основе добровольного решения учредителей либо принудительного решения суда. Также упомяну, что ликвидация не подразумевает переход прав и обязанностей другими смежным ЮЛ.

Для прекращения деятельности мы можем использовать разные варианты

Системы налогообложения юридических лиц

Организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, могут иметь несколько типов налогообложения:

Общая система налогообложения или ОСНО – это основной режим, использующийся в нашей стране. Он автоматически присваивается всем организациям и индивидуальным предпринимателям при регистрации. Для его изменения необходимо указать другой вариант и подать соответствующее заявление в налоговый орган. Этот метод считается самым сложным и имеет множество нюансов. При этом режиме организация обязана платить все налоги, которые предусматриваются в связи с ведением ее хозяйственной деятельности. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество и прочие.

Упрощенная система налогообложения или УСН – считается наиболее выгодным и простым для ведения бухгалтерского учета. Таким методом имеют право пользоваться индивидуальные предприниматели и организации с количеством сотрудников до 130 человек и доходностью менее 200 миллионов рублей в год. При выполнении этих условий компания может платить только один налог в сумме 6 процентов от доходов или 15 процентов от доходов за вычетом расходов, в зависимости от заранее выбранной налоговой базы.

Единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН – это режим, которым могут пользоваться предприниматели и организации, выбравшие сельскохозяйственную сферу в качестве своей деятельности

Важно чтобы доход от сельского хозяйства составлял не менее 70 процентов от общей прибыли. При выполнении таких условий также существует возможность заменить все налоги одним и экономить на этом время и финансы.

ЕНВД был отменен с начала 2021 года

Надо – не надо: не гадайте на ромашке

Если сомневаетесь, нужно ли открывать ОП или нет, скорее всего, ответ – да, нужно

Обратите внимание, что ни НК, ни ГК не содержат каких-либо ограничений по количеству сотрудников обособленного подразделения, а также отсутствию во внутренних документах распоряжения на его создание

Существуют сложные ситуации, когда и правда непросто понять: возникает ОП или нет:

  1. Нанимаем сотрудника в другом городе для оказания услуг или выполнения работ на территории клиентов (заказчиков). Допустим, компания оказывает клининговые услуги в другом городе, нанимает уборщиц. В этом случае не возникает обособленного подразделения, ведь нет стационарных рабочих мест. Аналогичный подход применяется к ситуации, когда рабочий (электрик, отделочник) выезжает к заказчику на объект. В зависимости от должности и рода занятий сотрудника оформляют как обычным трудовым договором, так и договором о надомной или дистанционной работе.

Обратите внимание! Надомники и дистанционные сотрудники однозначно не имеют подконтрольных работодателю рабочих мест. Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП

Производятся строительные работы. Здесь нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию индивидуально.

Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП.

Пример №2: рабочие приезжают ежедневно на стройплощадку из дома, за безопасностью на объекте следит не работодатель (субподрядчик), а генподрядчик, он же контролирует ход строительства. Исходя из определения рабочих мест (ст. 209 ТК) их в данном случае нет, поскольку стройка неподконтрольна работодателю.

Надо отметить, что в большинстве случаев налоговые органы независимо от обстоятельств считают, что стройплощадка требует создания обособленного подразделения.

Выполняются дорожные работы. В данном случае ФНС считает, что ОП создавать не нужно. Работы ведутся «в поле», ни о каком стационарном месте речи не идет.
Арендуется или приобретается складское помещение. Это один из частых предметов споров. На складе присутствуют постоянные сотрудники: кладовщик, сторож, грузчики, значит, однозначно потребуется зарегистрировать ОП.

А если это просто помещение, куда привозят, сгружают товар или материалы, а забирают их при необходимости приезжающие водители и экспедиторы? Несмотря на то что сотрудники не находятся постоянно на складе, считается, что рабочие места есть, а время нахождения на них не имеет значение.

Кстати! Подобный подход справедлив в ситуации, если организация сняла или купила офис, но сотрудник использует его эпизодически.

Помещения в одном и том же здании. Компания снимает кабинет в бизнес-центре и решает открыть на другом этаже кафе. С одной стороны оба помещения находятся в одном здании и, естественно, относятся к одной налоговой, поэтому логично предположить, что в открытии ОП нет нужды. Судьи подтверждают эту точку зрения, поскольку считают одним из признаков территориальной обособленности отнесение к отличной от головного предприятия налоговой инспекции. С другой, налоговые органы не всегда согласны с арбитражной практикой. Их – даже если фактически юридический адрес организации и кафе отличается незначительно, например, номером помещения, то формально такое отличие уже причина для регистрации обособки. Вывод сделан из определения ОП в статье 11 НК, понятий, установленных статьей 55 ГК РФ и определения места нахождения юридического лица (по пункту 2 статьи 54 ГК это место государственной регистрации). Придется либо обращаться за разъяснениями в ФНС, либо действовать на свой страх и риск.
Сотрудник работает в режиме коворкинга. Популярный способ работы вне дома. Обычно к нему прибегают фрилансеры. Смысл в том, чтобы заниматься какой-то деятельностью в помещении, где собираются такие же «свободные художники», возможно, в процессе обмениваться мнениями, достижениями и опытом или просто работать в спокойной обстановке. Представим, что для работника арендуется место по договору коворкинга, равноценно ли это аренде офиса, требуется ли организовать ОП? На самом деле этот вариант подразумевает краткосрочную аренду, обычно на несколько часов в день, а работодатель не может контролировать такое рабочее место. Значит, признать его стационарным нельзя и создание обособленного подразделения не требуется.

После того как компания определилась с созданием ОП, нужно подготовить документы, регламентирующие его деятельность, и зарегистрировать в ИФНС.

Соответствие требованиям

Представители территориального управления Национального банка по месту нахождения филиала проверит на месте следующее: соответствия технического состояния помещения филиала и уровня организации их охраны некоторым требованиям законодательных актов страны и списку нормативно-правовых актов Нацбанка, предмет наличия в филиалах технического и другого видов надлежащих условий, которые необходимы для обеспечения функционирования филиалов, проведение соответствующего списка операций и обеспечения, а также их учет.

Представители комиссии Национального банка при территориальных управлениях по месту нахождения филиалов должно принять решение об уровне профессиональной пригодности и деловой репутации кандидата на должность руководителя и главбуха филиала с учитыванием общего оценивания каждого из всех представленных документов, в том числе учёта результатов их действий в каждом из других учреждений банков, а также деловой репутации каждого рекомендованного кандидата, и о соответствии помещения и оборудования филиалов списку требований Национального банка.

В случае соблюдения банками условий и соответствия положений о филиалах законодательных актов в пределах страны, нормативно-правовых актов, установленных Национальным банком и списку внутренних документов банка, в том числе по соответствию помещения, а также оборудования филиала списку установленных требований, уровня профессиональной пригодности и деловой репутации каждого кандидата на должность руководителя, главного бухгалтера, территориального управления Национального банка по месторасположению филиала в течении календарного месяца со дня получения необходимого пакета документов должно принять решение про регистрацию филиала и сообщить о принятом решении в банк, территориальное представительство управления Национального банка по месту расположения банка и в Департамент по регистрации и лицензирования банка.

Одновременно с предоставлением сообщения о принятых решениях территориального управления Нацбанка по местонахождению филиалов должна направить от Департамента регистрации и лицензирования банка положение о филиалах в четырех экземплярах.

Филиалы являются зарегистрированными после внесения соответствующих записей в Государственный реестр всех банков. О факте осуществления записи и регистрации филиалов Департамент регистраций и лицензирования банка сообщит в территориальное управление Нацбанка по месту нахождения филиала, территориальное управление Нацбанка по месту нахождения банка и банк через письмо со специальным приложением присылает положения про филиал с присвоенным регистрационным номером. Это положение должно быть заверено подписью директора Департамента регистраций и лицензирования банков.

Филиалы и представительства юридических лиц

Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет его защиту.

Представительство отличает от филиала единственный — функциональный — признак.

Отличие представительства от филиала:

  • представительства предназначены только для представления интересов юридического лица и осуществления его защиты;
  • филиалы могут выполнять все без исключения функции или какую-либо часть функций юридического лица. Они могут выполнять и функции представительства.

Отсюда функции филиала шире функций представительства.

Особенности представительства и филиала:

  • не являются юридическими лицами (не имеют правоспособности), они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений;
  • руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности;
  • должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица;
  • это подразделения (составные части) юридического лица, и в этом смысле они сопоставимы с другими его подразделениями (цехами, бригадами, участками, линиями, производствами и т.п.);
  • расположены вне места нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации;
  • факультативность в том смысле, что юридическое лицо может не иметь представительств (филиалов), а если имеет, может закрыть их, что никак не скажется на самом факте его существования.

Представительства и филиалы может иметь всякое юридическое лицо:

  1. независимо от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям и от его формы;
  2. как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами с соблюдением законодательства соответствующего государства.

Подробнее

Если какое-либо подразделение юридического лица имеет обособленность, но при этом его существование не носит факультативного характера, оно не является представительством (филиалом). Так, местоположение факультетов и институтов государственного образовательного учреждения «Иркутский государственный университет» не совпадает с местом нахождения данного юридического лица (так называемого главного корпуса), поскольку все они размещаются в разных корпусах, расположенных в разных районах города. Это не означает, что факультеты и институты выступают как представительства (филиалы): если мысленно «отбросить» отдельные факультеты или институты, это, конечно, не скажется на существовании Университета как юридического лица, но что останется от него, если таким образом «отбросить» все факультеты и институты? С представительствами (филиалами) подобный вопрос решается куда проще.

Представительства (филиалы) наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК). Ввиду географической обособленности представительства (филиала) данное имущество экономически учитывается на их отдельном балансе, но из-за отсутствия у них правоспособности не имеет и не может иметь юридического обособления. По этой причине это имущество может быть объектом взыскания по обязательствам юридического лица, причем независимо от того, идет ли речь об обязательствах, связанных с деятельностью данного (или другого) представительства (филиала). По обязательствам, связанным с деятельностью представительства (филиала), ответственность несет юридическое лицо, при этом его ответственность является полной и не ограничивается объемом имущества, предоставленного представительству (филиалу).

Представительства (филиалы) действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК). Открытие представительств (филиалов) должно быть сопряжено с наличием соответствующей информации в учредительных документах юридического лица, в том числе с необходимостью внесения в них дополнений (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК).

Руководство деятельностью представительства (филиала) осуществляет руководитель (другие органы закон не предусматривает), который назначается юридическим лицом и действует на основании доверенности (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК). Поэтому участники гражданского оборота вступают в правовые отношения не с представительством (филиалом) ввиду отсутствия у них правосубъектности, а с создавшим их юридическим лицом через физическое лицо — руководителя представительства (филиала), который является представителем юридического лица и действует в его интересах по доверенности (подробнее о представительстве и доверенности см. гл. 10 ГК).

Что такое филиал

Филиал — обособленный от компании отдел, находящийся по другому фактическому адресу и имеющий возможность осуществлять все функции организации и являться её полноценным представителем.

Возможность деятельности филиала гораздо шире, чем у представительства или рядового подразделения. Однако и его оформление куда сложнее. Факт создания филиала в обязательном порядке должен отражаться в документах главной компании.

Решение о создании филиала и о назначении его руководства принимается голосованием членов главенствующей организации. Организатор наделяет филиал его собственным имуществом. В работе отделение опирается на существующие правила головной компании.

Формы подразделений

Основными видами обособленных структур являются филиалы и представительства юридических лиц. Их правовое положение определятся законом.

Представительство – обособленное подразделение, которое находится за пределами местонахождения головного предприятия. Его цель – представление интересов организации и их защита.

Филиал – вид обособленного подразделения, которое располагается за пределами местонахождения организации, но обладает правами головного предприятия или их частью.

В России также допускаются иные формы территориальной обособленности. Они могут создаваться на упрощенных основаниях. Обычно они не наделяются полномочиями, которыми обладают филиалы и представительства юридических лиц. Сюда относятся – цеха, пункты или агентства.

Например, крупному сетевому магазину не нужно создавать филиал при открытии новой точки. Однако бремя закупок, осуществление доставок товара и ведение иных хозяйственных сделок будет лежать на головной структуре.

Аналогичная ситуация с филиалами и представительствами наблюдается в РБ. Отдельным видом являются оффшорные компании, которые выступают независимыми юридическими лицами. Цель создания оффшора – получение специального налогового статуса. Подобные компании позволяют владельцу бизнеса существенно снизить налоговые нагрузки. Но в тоже время государство, где проживает собственник предприятия, недополучает львиную долю налогов. Так как налогообложение доходов производится по законам государства, осуществившего регистрацию оффшорной компании.

Какими возможностями располагают юр. лица относительно своих филиалов

Каждое юридическое лицо вправе запускать филиал

Каждое юридическое лицо имеет полное право запускать работу филиалов и официальных представительств на территории РФ, а также за пределами этого государства. Не считая положений ГК РФ, постановления об организации филиалов и официальных представительств разработаны в отдельных федеральных законодательных актах, корректирующих работу юридических лиц отдельных правовых форм и разновидностей.

Так Закон о банках определяет несколько особенностей, относящихся к филиалам и официальным представительствам финансовых организаций, независимо от установленной организационной формы.

Каждый филиал и официальное представительство относятся к подразделениям оформленного юридического лица, его дополняющими компонентами. Такие подразделения зачастую выполняют свою работу в отделенных от основного предприятия регионах.

Отдельные подразделения могут отличаться друг от друга только перечнем реализуемых задач. Филиал выполняет определенные частичные функции юр. лица, под которыми всегда подразумеваются разновидности производственной и другой деятельности предприятия, допускаемые законодательством. Филиал не имеет возможности выполнять какие-либо банковские операции.

Каждый филиал может иметь конкретное название, делающее это конкретное отделение индивидуальным. Относительно филиалов финансовых организаций об этом утверждается в п. 1 ст. 843 ГК РФ. В каждой сберегательной книжке должно обязательно отображаться название и адрес расположения банковского отделения. Если владелец сберкнижки оформлял ее в филиале, в документе обязательно указывается название филиала.

Представительства, а также филиалы предприятий не относятся к категории юридических лиц. Они не наделены индивидуальным правовым статусом, всегда зависят от самого юридического лица. Правоспособность каждого филиала носит исключительно производный характер, принадлежит конкретному юридическому лицу на каком-то конкретном основании. В бухучете отдельные виды материальных ценностей должны отражаться совместно на балансах самого юр. лица, а также филиала.

С учетом положений утвержденного налогового законодательства официальные представительства не считаются самостоятельными налогоплательщиками в ФНС. По правилам, утвержденным в НК РФ, официальные представительства могут выполнять определенные обязанности юридического лица в вопросах предоставления налоговых взносов по месту расположения.

Как открыть обособленное подразделение

Поскольку обособленное подразделение организации — это новая структурная единица, то необходимо решение участников и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Но это касается только филиалов и представительств. Другие ОП компания сможет открыть по приказу руководителя (ст. 5 ).

Вот общая инструкция, как открыть обособку:

  1. Принять решение или издать приказ о создании ОП. И хотя обязанность принимать решение о создании обособки законом не установлена и такое решение не надо подавать в налоговую инспекцию при постановке на учет, рекомендуем его принять (п. 2.1 ). Решение позволит контролировать работу по созданию ОП и определить дату его создания. Кроме того, так вы сможете отсчитать срок постановки обособки на учет — момент создания ОП законом не регулируется.
  2. Заполнить сообщение о создании ОП. Сообщение подают в налоговую по форме С-09-3-1 (). Необходимо заполнить стр. 1 о юрлице и стр. 2 о территориально обособленном структурном подразделении юридического лица — это обязательные требования. Если создаете несколько обособок, на каждое из них заполните отдельную страницу формы С-09-3-1.
  3. Внести изменения в устав. Учредительные документы меняют, подавая заявление по форме Р13014 (). Изменить устав надо, если открываете филиал или представительство. Для остальных ОП достаточно приказа.
  4. Зарегистрировать ОП. По правилам, его регистрируют на основании сообщения С-09-3-1. Форму подают в инспекцию по месту учета юрлица (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 , п. 5 порядка из ). К сообщению прикладывают только доверенность — если в ИФНС обращается представитель организации (п. 3 ).
  5. Зарегистрировать обособку в ПФР и ФСС. Но только если у ОП есть отдельный счет в банке и планируется начисление выплат работникам.

Филиал – что это такое

Понятие филиала существует в российском законодательстве достаточно давно, но появилось оно ранее в мировой экономической практике. Что такое филиал? Это – обособленное подразделение какой-либо организации, расположенное территориально в ином месте, чем основной, генеральный офис. При этом правовой статус филиала предусматривает особые принципы правового регулирования подобных сегментов субъектов хозяйствования. В Российской Федерации правовой статус филиалов и представительств регламентируется положениями следующих нормативных документов:

  • Статья 55 Гражданского Кодекса. В означенной статье регламентируется правовой статус филиалов и представительств, а также особенности регулирования их деятельности.
  • ФЗ №14 от 08.02.1998. Данный закон регламентирует основные принципы осуществления хозяйственной деятельности обществами с ограниченной ответственностью, в том числе и в вопросах открытия ими собственных представительств и филиалов.
  • ФЗ №208 от 26.12.1995. В рассматриваемом законе устанавливаются принципы работы акционерных обществ, которые также имеют возможность образовывать филиалы и представительства.
  • ФЗ №7 от 12.01.1996. Этот федеральный закон регламентирует в своих положениях деятельность некоммерческих организаций и также наделяет их правом формировать представительства и филиалы.

Как можно понять из вышеприведенной правовой базы, филиалы могут создаваться исключительно юридическими лицами, как и представительства. Индивидуальные предприниматели являются физическими лицами – для них возможность создания филиалов не предусмотрена. Также не предполагается формирование филиалов и для некоторых категорий юридических лиц, например – кооперативов.

Несмотря на схожесть правовых механизмов, регулирующих данные понятия, на практике филиал отличается от представительства. Так, представительство предполагает обособленное подразделение, представляющее интересы компании и их защиту, а филиал подразумевает возможность исполнения всех функций предприятия, в том числе и представительской функции. Соответственно, различным образом проводится и аккредитация деятельности филиалов и представительств.

Необходимо отличать филиалы и представительства от структурных подразделений предприятия. Так, под структурными подразделениями подразумеваются в первую очередь элементы внутренней структуры организации, не обладающие внешними признаками самостоятельности и не требующие никакого дополнительного процессуального оформления, а также функционирующие в рамках основного местонахождения компании, а не обособленно.

Основные характеристики

Выбор конкретного типа подразделения зависит от целей, которые ставит перед собой юридическое лицо. Из всех структурных подразделений наибольшими полномочиями обладает филиал, наименьшими — простое ОБ. Рассмотрим детальнее каждый из типов.

Филиал

Филиал по функциональности практически ничем не отличается от головного офиса. Единственное, он является не отдельным ЮЛ, а структурной единицей основной компании. Филиал действует в отличном от основного офиса городе или субъекте РФ. При этом на его балансе числится часть имущества предприятия, т. е. можно сказать, что у него есть частичная имущественная самостоятельность.

Задачи филиала могут как совпадать, так и отличаться от задач головного предприятия. При этом сам филиал всегда остается подотчетным головному офису компании.

Филиал может одновременно выполнять и функции представительства.

Представительство

Задача представительства — представление и защита интересов ЮЛ. Оно не имеет права вести производственную или коммерческую деятельность. Имущество представительства обеспечивается исключительно за счет средств головного предприятия. Располагается представительство по отличному от головной организации адресу.

Простое ОП с СРМ

Простое ОП — это дополнительные рабочие места, созданные не по основному месту регистрации компании. Простое ОП не может вести самостоятельную деятельность, а занимается лишь текущими делами в рамках установленных трудовых отношений. Для открытия ОП простого типа достаточно создания одного стационарного рабочего места.

Пример

Допустим, у нас есть компания по производству молокопродуктов.

— Если она откроет представительство, то оно сможет принимать заказы на продукцию и передавать их в головной офис. Но выпускать продукцию самостоятельно представительство не имеет права.

— Если компания откроет филиал, то он сможет и принимать заказы, и производить продукцию.

— Если компания наймет бухгалтера, который проживает в другом городе и для которого в его городе будет создано СРМ, то можно считать, что у компании появится простое ОП.

Общие черты

Все перечисленные в статье ОБ имеют немало общего. Их объединяет:

  • отсутствие ЮЛ, ведь каждое из подразделений является частью головной организации;
  • отсутствие необходимости вносить коррективы в устав головного предприятия при их создании;
  • отсутствие собственного устава у самих подразделений;
  • наличие оборудованных рабочих мест;
  • обязательное наличие доверенности на руководителя ОП.

Различия

Различия структурных подразделений проще всего показать с помощью таблицы.

№ п/п Отличительная черта Филиал Представительство Простое обособленное подразделение
1 Задача Полное или частичное выполнение функций и задач головного предприятия, выполнение функций представительства Представление и защита интересов головного офиса Дистанционное выполнение специалистом/специалистами профессиональных обязанностей, прописанных в трудовом договоре
2 Право ведения коммерческой деятельности Имеет право вести коммерческую деятельность Запрет на ведение коммерческой деятельности Имеет право действовать в рамках своих должностных обязанностей
3 Уведомление в ФНС Не требуется Не требуется Требуется (не позже чем через месяц после создания ОП)
4 Внесение изменений в ЕГРЮЛ Требуется Требуется Не требуется
5 Ведение бухучета Может вести самостоятельно или совместно с головным офисом Может вести самостоятельно или совместно с головным офисом Бухучет ведет бухгалтерия головного предприятия
6 Открытие банковского счета Разрешено Разрешено Запрещено
7 Особенности создания Решение о создании принимает собственник предприятия Решение о создании принимает собственник предприятия Решение о создании принимает исполнительный орган головной организации

Сколько филиалов может иметь одно юридическое лицо

Любая организация может предусмотреть в уставе положение о филиалах и открыть их в любом городе РФ или за пределами РФ. Главным условием при этом будет являться законное оформление всех подразделений и регистрация их по месту расположения

Важно помнить, что об открытии филиала организация обязана сообщить в налоговый орган. Если этого не сделать, юридическое лицо ждет штраф.Сообщить в налоговую следует в срок до 1 месяца с момента создания филиала

В налоговый орган подать нужно будет следующие документы:

  • Сообщение о создании ОП. Заполняется оно по форме, утвержденной приказом ФНС №ММВ-7-6/362;
  • Уведомление по выбору налогового органа. Заполняется по форме, утвержденной приказом №ЯК-7-6/488. Направляется оно только теми организациями, которые имеют право выбирать инспекцию для постановки на учет своего подразделения;
  • Помимо уведомления и сообщения организация может подать копии документов, которые подтверждают создание обособки. Одним из таких документов является приказ о создании филиала.

После подачи заявления налоговая ставит на учет подразделение в течение 5 рабочих дней с момента обращения. В 5-дневный срок налоговая направляет в адрес организации уведомление о постановке на учет. Если организация направляла запрос на получение уведомления в электронном виде, то налоговая направит его в такой форме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: