Что такое унитарные предприятия в 2021

Как работает бухгалтерия в ЖКХ

Управляющая компания работает, регулируя различного рода вопросы, связанные с жилищно-коммунальными услугами, текущего, капитального ремонта. В основном многоквартирные дома находятся под ведением таких организаций. Имеются специфические требования, нюансы для налогового, бухгалтерского учета в ЖКХ. Ряд особенностей включает расходную структуру, расчетные разновидности, сфера деятельности компании, ведущей контроль за домом.

Важно понимать, что вести контроль организации обсуживающей жилищно-коммунальную сферу непросто, ввиду нюансов разнообразия поступлений, расчетов, специфики налогообложения. Бухучет в жилищно-коммунальном хозяйстве не регулируется нормативными актами специфического характера

Подчинение происходит установленным правилам, методике, законам для прочих сфер. Подобные организации имеют право самостоятельно разрабатывать способы управления, необходимо только закрепить их в учетной политике.

В основе деятельности лежит два варианта приобретение ресурсов, реализация жильцам. Ввиду этого возникают дебиторская, кредиторская задолженности. Именно поэтому составленная учетная политика крайне необходима, требует составления. Свод правил, определяющих учетные тонкости активов, обязательств, расходов, прибыли. Учетные вопросы жилищно-коммунального хозяйства четко, полностью отражаются политикой.

На основании того, что выбирают собственники осуществляется деятельность по форме управления. Есть товарищество жилья и управляющая компания. Порядок бухучета у каждого свой. Основной перечень вопросов, решающихся организацией:

  • учет расчета с поставками жилищно-коммунального хозяйства, по налогам, с контрагентами, собственниками;
  • учет материалов, начислений на труд, доходов, расходов.

Материалы фиксируются проводкой Дт 10, накладной. Оформляется счет о поступлении, списании. Затраты отражаются проводкой Дт 20. При присутствии ведения УК нескольких домов фиксируются все сведения, заполняются несколько подразделений. Издержки, прочее указываются в общехозяйственных расходах.

Что значит унитарное предприятие

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, имущество которой полностью неделимо. Форма собственности предусмотрена для различных госструктур и муниципальных образований. Официальное название всегда должно содержать отсылку к учредителю.

Главной и явной отличительной особенностью является указание в уставе лица, которое полностью владеет всем имуществом (государственные структуры или муниципальные управления). Следовательно, само предприятие не владеет своим имуществом как собственник частного бизнеса. Вверенное имущество такому юридическому лицу находится в доверительном управлении.

Цель организации

Исходя из того, что подобные фирмы являются государственными коммерческими структурами, их деятельность регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации. Следовательно, каждая унитарная организация существует с единственной целью — извлекать прибыль из своей деятельности.

Прибыль направляется в бюджет, из которого обеспечивается деятельность органов управления государством, бюджетные сферы, социальное обслуживание населения и другие расходы на нужды страны.

Исходя из целей, выделяют два основных вида унитарных организаций:

  • с правом хозяйственного владения;
  • с правом управления имуществом.


Унитарные предприятия создаются для извлечения прибыли и для обеспечения деятельности государства и его органов

Общие правила учета при получении имущества

При получении МУП основных средств от собственника в хозяйственное ведение сверх уставного фонда их первоначальная стоимость в целях применения гл. 25 НК РФ равна нулю в связи с отсутствием фактически осуществленных предприятием расходов. Налогооблагаемые доходы в этом случае не возникают на основании НК РФ. См. также письма Минфина РФ от 26.10.2020 № 03-03-05/93012, от 24.09.2020 № 03-03-06/3/83811, от 14.08.2020 № 03-03-06/3/71657, от 05.08.2020 № 03-03-06/1/68590.

В бухгалтерском учете МУП при получении имущества от собственника сверх уставного фонда делаются такие записи:

  • Дебет 08 Кредит 83 – получено имущество от собственника предприятия сверх размера уставного фонда;

  • Дебет 01 Кредит 08 – полученное имущество принято к учету в качестве объектов ОС по текущей рыночной стоимости.

Представленный порядок организации бухгалтерского учета основан на рекомендациях аудиторам за 2015 и 2011 годы (приведены в письмах Минфина РФ от 22.01.2016 № 07-04-09/2355 и от 27.01.2012 № 07-02-18/01 соответственно)

Финансисты регулярно обращают внимание на необходимость использовать именно эти рекомендации при раскрытии унитарными предприятиями информации об имуществе, полученном от собственника сверх уставного фонда. Из последних напоминаний – письма от 17.08.2020 № 07-01-09/71839, от 13.01.2020 № 07-01-09/402

В бухгалтерском учете стоимость ОС, полученных от собственника сверх уставного фонда МУП, переносится на расходы постепенно путем начисления амортизации. В налоговом учете амортизация по обозначенному имуществу не начисляется, так как его стоимость считается равной нулю.

Изъятие имущества МУП: примеры проводок

Собственники имущества, муниципальные органы, имеют право изъять имущество, ранее переданное в управление. Одновременно с возвратом имущества производится уменьшение уставного фонда, если активы формировали его стоимость.

МУП имеет полностью сформированный уставный фонд в размере 160 000 рублей. Муниципалитетом принято решение об изъятии из фонда основного средства на сумму 32 000 рублей, амортизация которого составила 3 000 рублей. Предприятие производит записи:

  1. Отражено снижение стоимости фонда: Дт 80 Кт 75/1 на сумму 32 000 рублей;
  2. Списана стоимость ОС: Дт 01/2 («Выбытие») Кт 01 на сумму 32 000 рублей;
  3. Списана амортизация: Дт 02 Кт 01/2 на сумму 3 000 рублей;
  4. Отражено выбытие: Дт 75/1 Кт 01/2 на сумму 29 000 рублей;
  5. Учтена разница: Дт 75/1 Кт 91 на сумму 3 000 рублей.

При изъятии имущества обязанности по уплате НДС и прибыли не возникает в связи с отсутствием объекта обложения при передаче имущества. Изъятие имущества собственником необходимо отделять от продажи. Реализация имущества МУП осуществляется после одобрения собственника путем открытых торгов. Необходимость в продаже имущества возникает в связи с отсутствием необходимости использования его в деятельности МУП. Суммы, полученные после реализации, являются средствами собственника.

Особенности ведения бухгалтерского и налогового учёта унитарных предприятий

Унитарные предприятия (муниципальные или государственные – далее МУП и ГУП, соответственно), чья деятельность регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 N161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» – это коммерческие организации, не имеющие права собственности на имущество, используемое в хозяйственной деятельности. Это имущество передаётся им собственником, которым является муниципальное образование или государство, в хозяйственное ведение или оперативное управление. Унитарное предприятие осуществляет коммерческую деятельность под контролем собственника этого имущества.

Бухгалтерский учёт в МУП и ГУП, имеет свои особенности и специфику, что связано в основном с отражением операций по формированию уставного капитала, передаче, постановке на баланс, снятию с баланса и выбытия имущества.

Как отражается в бухгалтерском учёте формирование уставного фонда унитарного предприятия?

Уставный фонд унитарного предприятия формируется, как правило, путём передачи в его хозяйственное ведение имущества собственником. Имущество может быть представлено в виде денежных средств, ценных бумаг и прочих материальных и нематериальных активов, которые имеют определенную стоимость.

Стоит учитывать, что при ведении бухгалтерского учета в МУП и ГУП, для расчётов с собственником по имуществу, которое он передаёт на баланс унитарного предприятия, используется субсчёт 75-1. Учёт по нему ведётся в стандартном порядке, предусмотренном для ведения расчётов по вкладам в уставный капитал предприятия.

Первая запись бухучёта в МУП и ГУП, которая должна появиться после регистрации предприятия, выглядит следующим образом:

Дебет 75-1 – Кредит 80 на сумму уставного капитала, отражённого в учредительных документах.

В дальнейшем в случае очередного поступления имущества, в бухгалтерской отчетности МУП и ГУП производится запись:

Дебет 08, 10, 11, 20, 41 – Кредит 75-1 на сумму вновь поступившего от учредителя имущества.

Поступление имущества в унитарное предприятие свыше уставного капитала.

Чтобы не превышать размер уставного фонда, указанного в учредительных документах унитарного предприятия, основные средства, переданные учредителем сверх суммы уставного капитала, отображаются в бухгалтерском учёте МУП и ГУП следующим образом:

Дебет 08 – Кредит 75-1;

Дебет 75 – Кредит 84 на сумму поступившего имущества

Облагаются ли НДС операции по получению от собственника имущества унитарным предприятием?

Нет, в соответствии с пп.5, п.2 ст.146 НК РФ при передаче основных средств унитарным предприятиям не возникает объекта обложения НДС, таким образом, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы МУП и ГУП.

Изъятие собственником имущества, находящегося в собственности унитарного предприятия.

В случае изъятия собственником имущества из уставного капитала унитарного предприятия необходимо произвести следующую запись бухгалтерского учёта:

Дебет 80 – Кредит 75-1 на сумму изъятия имущества уставного капитала по его первоначальной стоимости.

Выбытие основных средств отображается следующим образом:

Дебет 01, субсчёт «Выбытие основных средств» – Кредит 01 на сумму выбывающего имущества по его первоначальной стоимости;

Дебет 02 – Кредит 01, субсчёт «Выбытие основных средств» на сумму амортизации, начисленной на данное имущество;

Дебет 75-1 – Кредит 01, субсчёт «Выбытие основных средств» на сумму остаточной стоимости имущества;

Дебет 75-1 – Кредит 91 на сумму разницы, которая образовалась на счёте 75.

Если изымается имущество, которое было получено сверх уставного капитала, то эта хозяйственная операция отображается в учёте в стандартном порядке с использованием счета 91.

Амортизация имущества МУП и ГУП, которое было получено от собственника, производится в обычном порядке.

Особенности продажи недвижимого имущества, находящегося у государственного унитарного предприятия в хозяйственном ведении.

Для продажи недвижимого имущества ГУП, необходимо получение согласия собственника этого имущества, которым является государство либо муниципальное образование.

Согласование всех сделок по продаже недвижимого имущества унитарными предприятиями осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Если стоимость данного имущества превышает 150 млн руб., то для согласования сделки Росимуществом необходимо получение соответствующего решения, принимаемого на уровне Правительства РФ.

В бухгалтерском учёте МУП и ГУП учёт операций по продаже государственного либо муниципального недвижимого имущества не отличается от учёта операций по изъятию данного имущества собственником.

Учет в ЖКХ

Как сообщила «Известиям» один из авторов инициативы, депутат Наталья Костенко, подготовлен законопроект «Об изменениях в статью 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях». Им предлагается установить новые суммы штрафов для должностных лиц ресурсоснабжающих организаций, которые сегодня составляют от 500 до 1000 рублей. Согласно разработанным поправкам, за нарушение нормативов услуг ЖКХ в первый раз предлагается штрафовать в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; при повторном нарушении — от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.

При этом, как рассказала автор законопроекта, по просьбе Минстроя из документа уберут наказание для юрлиц. Депутат предлагала кратно увеличить штрафы и для них: за первое нарушение — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, при повторном — от 50 тыс. до 200 тыс. Сегодня наказание составляет от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Однако Минстрой счел эту норму избыточной. В своем отзыве на законопроект он объяснил, что для юрлиц уже установлено наказание в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.

По ее словам, ресурсоснабжающие организации таким образом выбивали долги из населения: кто-то один не платил, а отключали в итоге весь дом. Исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ, глава Союза профессиональных управляющих недвижимостью в сфере ЖКХ Вера Москвина сообщила, что этот законопроект необходимо принять, оставив ответственность для юрлиц. «Если новые нормы будут приняты, то ресурсоснабжающие организации не будут чувствовать себя безраздельными хозяевами в сфере ЖКХ, как это происходит сегодня. Именно существование естественных монополий привело к их полной безнаказанности», — убеждена она.

По ее словам, эти организации диктуют свои условия, называя массу причин повышения тарифа, но никогда не отчитываются за деньги, которые им платят. Москвина отметила, что каждый год тарифы повышаются на 6%, благодаря чему ресурсоснабжающие организации должны вкладываться в коммуникации, капитальный ремонт, модернизацию, но этого не делается.

А вот директор управляющей Сергей Септаров, напротив, считает, что штрафовать бессмысленно, так как эти деньги все равно будут заложены в тариф.

Бухучет в строительной организации

Бухгалтерский учет несколько отличается от норм, действующих для иных объектов хозяйствования. Отличия заключаются в оформлении документации. Для осуществления взаиморасчетов с подрядчиками строительные организации используют документы следующего образца:

  • Форма № КС-2;
  • Форма № КС-3.

Форма 2 составляется исполнителем по результатам выполненных работ. Форма 3 является основанием для взаиморасчетов между заказчиком и исполнителем. Первый документ может быть составлен по завершению всего объема строительства или с учетом поэтапного выполнения работ. Последний вариант наиболее предпочтителен для подрядчиков.

Учет разниц в связи с начислением амортизации

При таком подходе – когда отложенное налоговое обязательство не признается – в связи с начислением в бухгалтерском учете амортизации будет возникать постоянная разница в виде расхода (суммы начисленной амортизации). Это расход, который формирует бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль ни в отчетном, ни в последующих отчетных периодах.

В том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница, организация признает постоянный налоговый расход (доход) (ПНР (ПНД)) – сумму налога, которая приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Порядок учета ПНР (ПНД) зависит от выбранного предприятием и закрепленного в учетной политике способа определения величины текущего налога на прибыль.

Согласно п. 22 ПБУ 18/02 организация может использовать один из следующих способов определения величины текущего налога на прибыль:

1) на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в декларации по этому налогу;

2) на основе декларации по налогу на прибыль. При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в декларации по этому налогу.

В первом случае в бухучете сначала отражается налог на прибыль, определяемый исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) (исходя из условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль). Далее полученная сумма налога доводится до суммы налога на прибыль, отраженной в декларации, путем отражения в учете в том числе ПНР (ПНД).

Во втором случае – когда текущий налог на прибыль определяется на основе налоговой декларации – в бухгалтерском учете сразу же отражается налог на прибыль, полученный по данным декларации. В этом случае ПНР (ПНД) на счетах бухгалтерского учета вообще не отражаются. Информацию о наличии постоянного налогового расхода (дохода) нужно раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п. 25 ПБУ 18/02).

Кстати, в первом случае ОНО и ОНА признаются и погашаются с использованием счета , во втором случае – счета .

* * *

По нашему мнению, в момент принятия к учету основных средств, полученных унитарным предприятием от собственника сверх уставного фонда, в бухгалтерском учете по причине наличия разницы между балансовой стоимостью и налоговой стоимостью ОС можно не отражать отложенное налоговое обязательство. Тогда в дальнейшем в связи с начислением в бухгалтерском учете амортизации по ОС образуется постоянная разница и, как следствие, постоянный налоговый расход. Порядок учета ПНР и ПНД, а также ОНА и ОНО зависит от выбранного предприятием и закрепленного в учетной политике способа определения величины текущего налога на прибыль.

Ограничения в распоряжении движимым имуществом

Государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Однако, помимо общего правила о распоряжении имуществом в рамках своей правоспособности, есть также дополнительные ограничения.

Основная группа ограничений предусмотрена Законом о предприятиях (№ 161-ФЗ от 14.11.2002). Для контрагента важны некоторые из них. Так, предприятие не вправе без согласия собственника:

во-первых, распоряжаться вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими предприятию акциями (абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях. Отсутствие согласия собственника имущества предприятия на совершение им, например, сделки купли-продажи доли в уставном капитале общества, принадлежащей такому предприятию, влечет ничтожность такой сделки.

Возможна ситуация, когда сделка предприятия по сути прикрывает приватизацию государственного или муниципального имущества. Такая сделка (несколько сделок) может быть признана ничтожной.

Пример из практики: суд указал, что передача хозяйственному обществу имущества, которое принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, прикрывает незаконную приватизацию. Такая сделка ничтожна, хозяйственное общество обязано возвратить имущество муниципальному району 

Постановление администрации муниципального района разрешило МУП войти в состав участников ООО «И.» с долей участия не менее 25 процентов и с передачей в качестве вклада в уставный капитал общества 23 объектов муниципального нежилого фонда, находящихся у данного предприятия на праве хозяйственного ведения.

Общее собрание участников ООО «И.» приняло решение создать указанное общество, заключило учредительный договор и утвердило устав общества.

В соответствии с актом приема-передачи принадлежащие МУП на праве хозяйственного ведения объекты недвижимости были переданы ООО «И.». Право собственности на них было зарегистрировано за ООО «И.».

Администрация также приняла впоследствии постановление о ликвидации МУП, в ЕГРЮЛ была внесена запись о регистрации МУП в связи с его ликвидацией.

Суд пришел к выводу, что действия администрации – это прикрытие незаконной приватизации. Он указал следующее: «последовательные действия администрации, МУП и других участвующих в деле лиц (совершенные притом в короткий промежуток времени) по оформлению передачи муниципального имущества (23 объекта недвижимости) в хозяйственное ведение унитарного предприятия, по изменению собственником уставных функций унитарного предприятия, по передаче муниципальным предприятием с согласия собственника его имущества в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью и последующая ликвидация муниципального предприятия по решению его учредителя свидетельствуют о том, что указанные действия были направлены на достижение определенного результата – отчуждение муниципального имущества в собственность ООО с нарушением требований закона о приватизации».

Суд признал сделку по передаче муниципального имущества ничтожной в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса РФ, указав, что возврат ООО «И.» в казну муниципального района спорного недвижимого имущества не противоречит требованиям статьи 167 Гражданского кодекса РФ. В связи с этим суд посчитал невозможным сохранение госрегистрации права собственности ООО «И.» на спорное недвижимое имущество. На этом основании суд удовлетворил требование прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязал ООО «И.» возвратить спорное имущество его собственнику – муниципальному району (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2009 г. № 18АП-4757/2009 по делу № А07-5981/2008).

во-вторых, заключать сделки, которые связаны с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Кроме того, Закон о предприятиях позволяет закрепить в уставе предприятия виды и (или) размер иных сделок, которые предприятие не сможет заключать без согласия собственника;

в-третьих, заключать сделки с заинтересованностью;

в-четвертых, заключать крупные сделки.

Помимо Закона о предприятиях, ограничения на совершение сделок могут быть установлены также иными нормативно-правовыми актами. Как правило, это случаи, которые касаются всех юридических лиц. Например, запрет дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ).

Право на УСН для МУП

Не все организации могут стать «упрощенцами». Выбирая для ведения своей деятельности упрощенный режим, предприятию нужно соответствовать требованиям статьи 346.12 НК РФ, в том числе:

  • не производить подакцизные товары,
  • не вести добычу полезных ископаемых,
  • не заниматься банковской, страховой и некоторыми иными видами деятельности,
  • не участвовать в соглашениях о разделе продукции,
  • не иметь филиалов,
  • по средней численности работников не превышать количества 100 человек,
  • основных средств по остаточной стоимости должно быть не более чем на 100 миллионов рублей (150 миллионов рублей с 1 января 2017 года),
  • не быть плательщиком единого сельхозналога,
  • доход за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на упрощенную систему не должен превышать 59,805 миллионов рублей (в 2017 году этот лимит повысится до 90 миллионов рублей),
  • доля других организаций в уставном капитале не должна быть более 25%.

Именно ограничение доли участия других юрлиц может вызвать сомнение в возможности работы МУП на упрощенке. Но Минфин России в своих письмах от 09.04.2012 № 03-11-06/2/54 и от 24.03.2014 № 03-11-06/2/12708 разъяснил, что упрощенную систему МУП могут применять наравне с другими организациями. И вот почему.

Уставный фонд МУП на 100% формируется муниципальным образованием в течение 3 месяцев с момента регистрации предприятия (п. 1 ст. 13 Закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ). Имущество МУП находится в муниципальной собственности, оно неделимо и его нельзя распределять на доли или вклады (п.1 ст. 113 ГК РФ).

Ограничение участия в уставном капитале действует только для организаций. Единственный учредитель МУП – муниципальное образование – не является юридическим лицом, а значит, его нельзя признать организацией согласно определения п. 2 ст. 11 НК РФ.

Отсюда следует вывод: МУП имеет право применять упрощенную систему при условии соблюдения требований налогового законодательства, изложенных в главе 26.2 НК РФ. При этом, что также следует из писем Минфина, у МУП нет ограничения в выборе объекта налогообложения. Муниципальное унитарное предприятие может применять как УСН 6%, так и УСН 15%. Чтобы выбрать, что выгоднее, УСН «доходы» или «доходы минус расходы», как и всем, кто переходит на упрощенку, надо посчитать примерное соотношение доходов и расходов. Никаких особенностей при применении МУПом упрощенки не установлено, при выполнении условий, установленных в Налоговом кодексе.

Преимущества и недостатки

На самом деле, сложно выделить плюсы и минусы унитарного предприятия в силу того, что данные предприятия может учреждать только государство со своими структурами. Частному сегменту данная форма собственности недоступна. Итак, можно выделить следующие плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • Самостоятельное предприятие, которое осуществляет хозяйственную деятельность под надзором и защитой вышестоящих структур;
  • Может претендовать на различные дотации и поддержки от государства;
  • За счет находящегося в управлении имущества, генерирует прибыль;
  • Процедура банкротства практически невозможна, так как собственник (государство) будет осуществлять финансовое оздоровление предприятия;
  • Привилегированное положение в рамках закупочных процедур (при закупках для государственных и муниципальных нужд контракты содержат достаточно жесткие рамки для победителей закупок или иных исполнителей).

К минусам относятся:

  • Жесткий контроль со стороны вышестоящих организаций, которые полностью регламентируют и регулируют всю деятельность УП;
  • Вопросы реорганизации согласовываются с собственником имущества;
  • Нет возможности ведения свободной коммерческой деятельности;
  • Большая часть прибыли отчисляется в бюджет государства.


Унитарные предприятия имеют существенные преимущества и недостатки

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: