Социальное управление

Введение

В условиях конкуренции между предприятиями за лидерство на рынке, все большее количество этих предприятий понимает важность грамотного управления компанией, персоналом, что напрямую влияет на экономические показатели компании. Любому предприятию, основанному на работе большого количества людей, необходимо совершенствовать систему управления персоналом. Ежегодно появляется множество различных технологий управления человеческими ресурсами, но факт остается фактом: каждый сотрудник — это, прежде всего, человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями. 

Любому предприятию, основанному на работе большого количества людей, необходимо совершенствовать систему управления персоналом. Ежегодно появляется множество различных технологий управления человеческими ресурсами, но факт остается фактом: каждый сотрудник — это, прежде всего, человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями. 

Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими, показывают, как социально-психологические методы управления влияют на эффективность всех подразделений предприятия.

В системе управления персоналом существуют различные методы управления, такие как административные, экономические, социально-психологические, которые тесно взаимосвязаны и направлены на достижение целей организации.

Цель работы — охарактеризовать методы управления, их практическое применение, а также их роль в эффективности предприятий.

Нельзя не сказать об актуальности и важности проблемы управления персоналом, как для организации, так и для отдельного сотрудника. В любом бизнесе персонал — важная составляющая прибыльности организации. Правильное и эффективное управление персоналом — залог успеха предприятия. А успех предприятий обеспечивает благоприятную социально-экономическую ситуацию в стране. В условиях рыночной экономики необходимо постоянно совершенствовать систему организации труда и управления персоналом для достижения социально-экономической стабильности в стране. 

Административные методы управления

Методы управления — это способы реализации управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Административные методы — это способ управленческого воздействия на персонал, основанный на власти, дисциплине и наказаниях. Управленческие методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная потребность в трудовой дисциплине, чувство долга, желание человека работать в определенной организации и т. д. Эти методы воздействия отличаются прямым характером воздействия: любое регулирующее либо административный акт подлежит обязательному исполнению.   

Административные методы характеризуются соответствием нормам права, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Существует пять основных методов административного воздействия: организационное воздействие, регулирующее воздействие, материальная ответственность и штрафы, дисциплинарная ответственность и штрафы, административная ответственность.

Организационные влияния основаны на подготовке и утверждении внутренних регламентов, регулирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и должны вводиться в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы являются обязательными для всех сотрудников, несоблюдение которых приведет к дисциплинарным взысканиям.   

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда необходимо подчинить команду и направить ее на решение конкретных управленческих задач. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регулирования управленческой и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия реализуются без значительных искажений со стороны более низких уровней управления. Особенно это актуально в больших многоуровневых системах управления, в которые входят крупные предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, крах централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма снизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичной занятости на предприятиях, значительная инфляция в последние годы, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы и нарушение привычного образа жизни в семье.      

Понятие

Социальное управление – разновидность управления, или, иными словами, процесс воздействия на общество целиком. Данное воздействие включает в себя и воздействие на социальные группы, и влияние на отдельных индивидов, деятельность которых нужно упорядочить. Также социальное управление отвечает и за повышение уровня организации социальной системы.

Социальное управление от любого другого можно отличить по следующим признакам:

Оно характерно для всех систем, у которых есть собственная сформированная организация поведения.
Социальное управление выступает в интересах только тех сторон организованной системы, которые взаимодействуют друг с другом напрямую.
Оно всегда имеет цель и ориентир на ее достижение, дополнением к этому – решение практических задач.
Социальное управление предполагает, что объект управления будет подчиняться субъекту

При этом не важно, в какой форме подчинения, оно просто должно быть.
Социальное управление непрерывно держит связь со всей информацией, которую можно получить посредством управленческих команд.

Прогнозесть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.).

Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы. Прогнозирование – один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:

— уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; — тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; — оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

Понятия «управление»

Современная педагогическая наука и практика придает ему строго научный характер. Термин «менеджмент» появился в науке и практике не так давно.

Термин «управлять» происходит от староанглийского «manage», которое происходит от латинского слова «manus», означающего «рука». Вместе с термином «управлять» в образовательном менеджменте используется слово «лидерство». В современной науке и практике эти термины кажутся идентичными, взаимозаменяемыми.

Под управлением понимается деятельность, направленная на принятие решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с поставленной целью, анализ и обобщение на основе достоверной информации; функция организованных систем различного рода, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима функционирования, реализацию их программы и целей.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одним из вариантов социальных систем является образовательная система, функционирующая на уровне страны, территории, региона, города или района.

Основной целью менеджмента является эффективное и систематическое использование сил, средств, времени, человеческих ресурсов для достижения оптимального результата, а также улучшения процесса принятия решений теми, на кого это непосредственно влияет.

Суть образовательного менеджмента заключается в поддержании целесообразности и организации образовательных процессов в системе образования.

Подчиняясь общим законам социального управления, образовательный менеджмент имеет специфические характеристики, которые заключаются в способе постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.

Управление в образовательном учреждении — это целенаправленное, сознательное взаимодействие участников образовательного процесса как исследование объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимальных результатов.

Его предмет — учебно-воспитательные процессы и их оснащение программно-методическими, кадровыми, материально-техническими, нормативно-правовыми и социальными условиями.

Субъектами управления системой образования в данном случае являются Министерство образования Российской Федерации, областные или городские отделы образования, а также районные отделы образования. Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает в качестве объекта внутришкольного управления.

Внутришкольное управление — это целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе знания его объективных закономерностей для достижения оптимального результата. Одной из характерных черт современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования и предоставлении педагогам, учащимся и родителям больших прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Николай Кузанский (Николай Кребс), крупнейший немецкий мыслитель xv века, философ, теолог
  2. Генезис философии в древней Греции
  3. Рационалистическая философия нового времени
  4. Представление о «естественном» и «сверхъестественном»
  5. Рационалистическая гармонизация бога и мира в философии Фомы Аквинского
  6. Концепция информационного общества (р. Коэн)
  7. Религиозная вера и рациональность
  8. Естественнонаучные и философские представления о пространстве и времени
  9. Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру
  10. Особенности нравственного сознания. Мораль, обычай и право

Общие черты социального управления

Выделяют всего семь общих черт социального управления:

  1. Первая черта возникает там, где присутствует совместная деятельность людей и их общностей. 
  2. Вторая черта обеспечивает одинаковое и постепенное воздействие на всех участников совместной деятельности.
  3. Третья направлена на то, чтобы достигать конкретной поставленной управленческой цели.
  4. Четвертая характеризуется тем, что в социальном управлении присутствует субъект и объект управления.
  5. Пятая черта подразумевает то, что субъект управления имеет ресурс власти.
  6. Шестая черта говорит о том, что объект управления находится под властью, что означает его полное подчинение и повиновение указаниям субъекта.
  7. Седьмая черта появляется, потому что социальное управление реализуется всегда в рамках определенного механизма.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9

Тема 9: Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальное образование как социально-экономическая система. Задания на практическое занятие: Задание № 1

Виды и уровни территориальной организации местного самоуправления Характеристика
Поселенческий тип Поселенческий принцип организации местного самоуправления состоит в преимущественном формировании муниципальных образований в местах компактного проживания населения – субъекта местного самоуправления.
Территориальный тип Территориальный принцип организации местного самоуправления состоит в преимущественном формировании муниципальных образований в пределах территориальных единиц, не являющихся поселениями. Самоуправление по территориальному принципу образуется в сельской местности либо на территориальных уровнях выше поселения (район, уезд, провинция, округ).
Уровни организации территориальной организации местного самоуправления в РФ
Первый уровень: Первый уровень -городские и сельские поселения. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли на-селенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Второй уровень: Второй территориальный уровень местного самоуправления -муниципальные районы, на территории которых расположены городские и сельские поселения, межселен-ные территории, объединенные общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

Задание № 2

Виды муниципальных образований Буквенные обозначения характеристик
Сельское поселение Д
Городское поселение Г
Муниципальный район Ж
Городской округ А
Городской округ с внутригородским делением Е
Внутригородской район В
Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения Б
Виды муниципальных образований
А. один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся МО, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы МО, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам МО федеральными законами и законами субъектов РФ.
Б. (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления
В. внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления таких округов на внутригородские районы определяют законы субъекта РФ и уставом городского округа с внутригородским делением
Г. город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления
Д. один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др. сельских населенных пунктов), в которых МС осуществляется населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы МС
Е. городской округ (с внутригородским делением), в котором в соответствии с законом субъекта РФ образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования
Ж. несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой МС осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы МС, которые могут выполнять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ

Еще по теме 2.3 Социальное управление: понятие, структура:

  1. Сущность и соотношение понятий «социальное управление», «социальный менеджмент», «управление социальным развитием», «управление персоналом»
  2. 1.1. Сущность и соотношение понятий «социальное управление», «социальный менеджмент», «управление социальным развитием», «управление персоналом»
  3. Учебное пособие «Управление социальным развитием организации» основано на теоретических концепциях социального управления и практических наработках современного социального менеджмента.
  4. ! Задание 1.4. Какие из наиболее известных теорий социального управления легли в основу управления социальным развитием организации?
  5. Глава 8. Организационные структуры в системе управления социальным развитием организации
  6. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 5 ГЛАВА I. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕ­ДОВАНИЯ ГРАВДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТ­ВЕННОСТИ 9 § X. Понятие и содержание методологии науки гравданского права………………………………………………………….. 9 § 2. Понятие и структура социальной ответ­ственности как общие методологические основания исследования гражданско-пра­вовой ответственности 16 § 3. Понятие и структура правовой ответс
  7. Понятие и структура социальной среды
  8. 3.1. Понятие и структура социальной среды
  9. ! Задание 3.1. Составьте схему, иллюстрирующую структуру социальной среды организации ! Задание 3.2. Составьте схему, иллюстрирующую соотношение понятий социальная среда и социальная сфера
  10. Раздел II. социальная политика и социальная ответственность – составляющие управления социальным развитием организации
  11. § 2. Понятие и структура социальной ответственности как общие методологические основания исследования гражданско-правовой ответственности
  12. 7.2. Коллективный договор и социальный кодекс – инструменты управления социальным развитием организации
  13. ! Задание 4.1. На основании описания структурных элементов и схемы процесса управления попытайтесь дать определение управления социальным развитием организации.
  14. 2.2 Структура общества. Социальные институты и социальные организации
  15. Изменения (социальные сдвиги) в социальной структуре общества
  16. Глава 5. Социальная политика – основа управления социальным развитием организации
  17. Тема 9. Административно-правовые акты управления 9.1. Понятие и юридическое значение акта государственного управления
  18. Содержание понятий «управление кредитом» и «управление кредитным риском»

Социальные и психологические основы принятия управленческих решений. Психологические проблемы индивидуального и группового мышления и принятия решений.

Управленческое решение — это такое решение «за других», которое имеет силу власти по отношению к его исполнителям. У такого решения есть субъект (руководитель или группа лиц), который опирается на свой должностной правовой статус и имеет рычаги воздействия (санкции).

Осуществляется решение в ходе процесса, который получил название «процесс принятия решения». Выделяется ряд последовательных этапов данного процесса: диагностика и формулирование проблемы; определение, оценка и анализ альтернатив; выбор альтернативы; ее реализация и коррекция. Таким образом, любое управленческое решение сводится к выбору одного варианта из нескольких возможных.

Большее внимание уделяется не только личности принимающего реше-ние и его поведению в группе, как в психологическом направлении, а и тому организационному контексту, в котором эта личность решение принимает. Социолог обязан исследовать те проблемные ситуации, которые возникают в реальности

Такие ситуации открыты, число входя-щих в них переменных неограниченно или неизвестно, большинство из них не имеют четкую количественную меру. Психологи же ограничиваются искусственно построенными проблемными ситуациями закрытого типа, со строго ограниченным количеством переменных, т.е. тип лабораторного эксперимента.

Социально-психологические исследования процесса принятия реше-ния направлены в основном на выявление того, как фактически люди проводят выбор. Данные показывают, что тот или иной выбор, осущест-вляемый личностью как субъектом принятия решения, представляет собой следствие взаимодействия внешних и внутренних факторов, которые детерминируют принятие решения. К внешним факторам относятся условия физической и социальной среды деятельности руководи-теля: характер задач, объем и качество информации, техническая оснащенность, компетентность персонала. Эти факторы могут создавать стереотипность (шаблонность) действий руководителя: например, в вы-боре источника информации, в выборе исполнителей и т.д.

К внутренним факторам относятся свойства и качества личности руководителя: индивидуальные особенности высшей нервной деятель-ности, система навыков, привычек и знаний, опыт деятельности. Выде-ляется целый ряд свойств личности, влияющий на процесс принятия

6 стр., 2772 слов

Современные проблемы психологии личности

… Эмоции пол и отрицательные, а потребность – есть нехватка. Проблемы в достижении цели могут быть в плане действий или … есть человек и как он может реагировать. «вход» в личность через эмоц-мотивационную сферу (реакции, желания, потребности). Всегда надо представлять, … выяснить: Нуждается ли кто-нибудь в помощи, в чем нуждается (проблема) Какой характер должна приять эта помощь (накормить или удочка) …

решения. Прежде всего, это творческие способности личности, ее эмоциональная устойчивость, склонность к риску. Или несовершенство личных качеств руководителя: плохая память, неразвитое воображение, не владение логикой мышления, недостаток опыта и т.д.

Процесс принятия решения в управленческой деятельности рассматривается в психологии как этап волевого акта, результатом которого является формирование цели и средств ее достижения. Этот процесс реализуется на базе традиционно выделяемых психических процессов (когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных), но в то же время не сводится к ним. Он выполняет в структуре психики в основном регулятивную функцию (как и процессы целеобразования,

прогнозирования, планирования и т.д.).

При принятии решения руководитель последовательно проходит психологическиеоперации: мысленное продумывание альтернативных вариантов решения, письменное формулирование решения, доведение решения до исполнителей.

Понятие методов государственного управления

Прежде чем перейти к изучению методов государственного управления следует произвести анализ понятия «метод» в общей теории права. Так, в качестве метода принято понимать различные способы и приемы, с помощью которых осуществляется регулирование теми или иными отношениями в обществе. Метод регулирования присущ не только самостоятельным правовым отраслям, но и различным обособленным явлениям и процессам.

Метод государственного управления – это совокупность способов и приемов по воздействию субъектом управления на объект управления в процессе отношений, связанных с управлением, используемых с целью достичь определенные задачи и цели управления, а также реализовать управленческие функции.

Особенности методов государственного управления:

  • их реализация происходит в рамках управленческой деятельности;
  • имеют органическую взаимосвязь с имеющим целевое назначение определенным видом управленческой деятельности;
  • выражают особенности того, как воздействует управленческий субъект на объект управления;
  • характеризуются в качестве средства, направленного на реализацию субъектом управления принадлежащих ему по закону полномочий;
  • распространяются на конкретный объект управления;
  • имеют определенное отношение к состоянию (характеристике) объекта, на который оказывается управленческое воздействие;
  • служат в качестве оптимального способа по достижению различных целей управления в сложившихся условиях;
  • должны сопровождаться правовым опосредованием;
  • обладают временной и территориальной привязкой.

Стоит отметить, что «методы государственного управления» граничат с таким понятием как «формы государственного управления». Это связано с тем, что метод определенным образом выражается в форме, например, законодательное закрепление административной ответственности (форма управления) делает возможным ее применение (метод государственного управления).

Сущностное значение метода управления состоит в непосредственном изъявлении воли субъектом управления по отношению к остальным участникам управления, а также в характере такого волеизъявления.

Важным является выбор используемого метода государственно управления. Он зависит от множества показателей, например, полномочий и компетенции органов управления, целей и функций, которые поставлены перед государственным управлением, специфики управленческого объекта и т.д.

Закономерности управления различными системами

К одной группе относятся такие категории как «закон» и «закономерность». Закономерность устанавливает существенные, общие связи между теми явлениями, которые изучаются, а в теории управления закономерность рассматривается как предварительная формулировка закона при его теоретическом исследовании.

В теории управления формулировка объективных закономерностей необходима. Центральным звеном общей теории управления являются закономерности, познание которых на основе теоретического анализа и практического опыта дает возможность:

  • глубоко анализировать систему управления с научной точки зрения;
  • оценивать состояние системы управления объективно, что позволит её совершенствовать;
  • учитывать фактор времени при совершенствовании и уровень развития системы;
  • учитывать субъективные факторы управления, отделить их от объективных и установить рациональное соотношение;
  • осуществить системный подход к управлению и его совершенствованию.

Выделяются следующие закономерности управления:

  • единство системы управления;
  • пропорциональность системы управления;
  • централизация и децентрализация управления.

Важнейшей характеристикой социально-экономической системы является её единство, отражающее связи между элементами, сохраняющими её целостность в течение длительного времени.

Данная закономерность на практике проявляется в следующих формах:

  • в единстве принципов управления;
  • единстве организационных форм системы управления;
  • единстве основных функций управления;
  • единстве методов управления;
  • единстве процесса управления;
  • единстве системы управления.

Единство системы управления формируется, поддерживается и укрепляется сознательно. Если, по какой-либо причине, единство системы управления нарушается, то это может привести к потере необходимой самостоятельности производственного звена.

Пропорциональность системы управления предполагает, что между управляющей и управляемой подсистемами должны быть соблюдены определенные пропорции. Четко организованная работа управляемой системы возможна только при условии, что каждый элемент управления способен решать свои функциональные задачи.

Что касается централизации и децентрализации управления, то их оптимальное сочетание означает необходимость распределения задач, функций и полномочий. Жесткая регламентация деятельности каждого элемента системы при централизованном управлении не предусматривается, а полная централизация невозможна. С развитием производства уровень централизации управления меняется, что является закономерностью управления.

При децентрализации права и ответственность за принятие ключевых решений передаются нижним уровням управления. Данная закономерность не говорит о том, что высокоцентрализованное и децентрализованное управление является плохим или хорошим, каждый этап развития производства должен иметь свой уровень централизации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: