Когда молодому предпринимателю нужен ментор и чем он поможет

Кто такой менти?

Подопечный – это человек, мотивированный на обучение, профессионал, которому нужна поддержка для достижения своих целей.

Кто может стать менти?

Человек, который хочет стать подопечным, должен иметь открытый ум, уметь смотреть на ситуацию с разных точек зрения, уважать опыт и мнения других, быть честным и открытым с наставником, уметь размышлять и, прежде всего, быть хорошим слушателем.

Конечно, результат всегда зависит от обеих сторон, но подопечный должен быть способен взять на себя ответственность за результаты саморазвития.

Важно помнить:

  • Не перекладывайте всю ответственность за собственное развитие на другого человека. Менти должен четко понимать, что он сам должен направлять траекторию своего развития, а программа, тренеры, менторы, наставники – лишь его помощники на этом пути.
  • Нет необходимости начинать программу, если нет четкого понимания ее цели. Делать что-то только для того, чтобы поставить галочку, бессмысленно. Именно здесь может помочь координатор: вместе с будущим подопечным он/она подумает, есть ли у него/нее цель – не является ли она настолько расплывчатой, что пока не стоит обращаться к наставнику.
  • Вы не можете копировать чужую жизнь. Вы не можете сделать копию карьерного пути какого-то успешного профессионала. Результат всегда будет отличаться от вашей ролевой модели, потому что у каждого человека свой набор профессиональных компетенций и личных качеств.


Даже с наставником и ментором ученик должен уметь брать ответственность за себя

Где найти наставника?

Переходим к основному вопросу: как мне найти наставника? Я бы начал с определения области наставничества. Это больше сфера бизнеса, конкретных вопросов, личного развития или сферы жизни. Я думаю, вы можете найти отличных наставников в любой сфере, но стоит знать, что вы ищете.

Как только вы более или менее узнаете, в каком направлении вы хотите двигаться и что было бы полезно для вас в данный момент, стоит начать поиск с обзора в Интернете, социальных сетей и общения с друзьями.

  • 26 полезных YouTube-каналов для бизнеса
  • 22 лучших бизнес-паблика во ВКонтакте

Во-первых, узнайте, каких наставников вам легко найти на рынке и как выглядит сотрудничество с ними. Дело не в том, чтобы сразу принять решение, а в том, чтобы начать исследование.

Стоит посмотреть, кто публикует (например, ведет блог, влог, подкаст) по интересующей нас теме. Проверьте, каковы возможности работы с этим человеком. Очень часто наставник — это тот, за кем мы просто следим, каким-то образом восхищаемся его достижениями.

Пока язык не является препятствием, я бы не ограничился в этом поиске российским рынком. Мой опыт показывает, что, хотя у нас есть много замечательных российских наставников, работающих в различных областях, мы можем найти гораздо более широкий выбор возможностей на английском языке.

Сначала найдите человека, у которого вы хотите учиться, а затем найдите способ сделать это

Обратите внимание, что отношения наставничества не всегда следует называть именно так. Отношения наставничества могут быть неточными

Может оказаться, что вам понадобится всего лишь серия консультаций с опытным наставником, чтобы разблокировать несколько тормозов, которые вам мешали, и вы сможете сделать это сами. Вы можете воспользоваться быстрой разовой формой поддержки.

Возможно, вам понадобится несколько советов по конкретной теме. Тогда может оказаться полезным тот, кто имеет большой опыт в интересующей нас области и формально не предоставляет услуги, называемые «наставничеством». Вы можете работать с наставником в групповой программе или с вдохновителем (эта форма обычно дешевле индивидуального сотрудничества).

Поэтому, как я уже писал, лучше сначала сосредоточиться на том, с кем вы хотите работать, а затем проверить, каковы возможности использования его поддержки.

Где найти ментора

Когда вы знаете, что такое менторство, возникает следующий вопрос — где найти такого специалиста, который поможет вырасти?

Лучший вариант — на работе. Если в компании поддерживают наставничество, то новички оказываются практически в идеальных условиях. Они могут получить опыт не только с точки зрения технологий и инструментов, но и с точки зрения корпоративных процессов, а также традиций.

Если нет возможности найти наставника на текущем месте работы, необходимо расширить зону поиска до всей индустрии. В приоритете — люди, которые уже выступают в качестве наставников или публичных экспертов. Например, спикеры на различных конференциях, авторы обучающих статей, блогеры.

Еще один большой участок — профессиональные чаты. Люди с опытом и умением объяснять вычисляются в них очень быстро. Можно обратиться к ним за помощью напрямую и договориться об условиях сотрудничества.

Кроме чатов есть профессиональные площадки. Например, знаменитый Stack Overflow. Их плюс в том, что у пользователей есть профили, в которых можно посмотреть их вопросы, ответы и общий вклад.

Есть и отдельные площадки, цель которых — соединять менторов и менти. Например, для поиска наставника в сфере IT подходят Solvery, GetMentor, mkdev. Там менторы заполняют профили, в которых указывают, с чем они готовы помочь и сколько стоят их услуги.

Развивается менторство и в онлайн-школах. Например, в некоторых онлайн-школах есть отдельный тариф — обучение программированию с наставником. В том или ином виде наставники присутствуют на всех онлайн-курсах. Разница лишь в том, сколько у них одновременно подопечных. От этого напрямую зависит качество менторство. Идеальное наставничество — это индивидуальная работа с человеком.

Как осуществляется менторство, по какой схеме?

  1. Протеже обращается к ментору с вопросами
  2. Ментор оценивает свои возможности, готовит материал и оценивает сроки обучения
  3. Обучение ментором своего протеже
  4. Оценка результатов сразу после обучения
  5. Оценка результатов через 3-6 месяцев после обучения

Функции, которые возложены на ментора в процессе обучения:

  • Оценить потенциал и знания протеже
  • Дает теорию процесса
  • Показывает сам как необходимо делать и объясняет тонкие моменты процесса
  • Помогает поставить цели, оценить их, понять путь достижения и установить сроки исполнения
  • Становится психологическим мотиватором процесса, если это необходимо
  • Помогает преодолевать страхи, нерешительность и ошибки
  • Помогает протеже практически выполнить процесс на первых этапах, иногда дает свои деловые контакты
  • Сопровождает протеже на пути к целям
  • Дает оценку результатов и помогает сделать выводы
  • Помогает протеже дойти до цели

Поэтому в процессе обучения ментору приходится быть для своего протеже: психологическим консультантом, наставником, мотиватором, терпеливым учителем, тренером. коучем и экспертом в своем деле. Функций, как видите, много приходится совмещать ментору в процессе менторинга.

Менторство помогает быстрее достигать поставленных целей

Менторство представляет собой взаимодействие ментора — более опытного специалиста — и менти — менее опытного специалиста — с целью решения рабочих задач и карьерного роста. Работа происходит через обсуждение трудностей, с которыми сталкивается подопечный.

Ментор не даёт готовых рецептов, а направляет мысли и энергию менти в правильное русло. Иными словами, не учит, а помогает учиться и мыслить правильно.

Например, ментор-разработчик не будет корректировать каждый, неправильно написанный метод, но даст советы по организации кода с учётом наиболее эффективных практик.

Согласно исследованию компании Endeavor, у 30% успешных стартаперов были менторы. Например, у Стива Джобса ментором был Майк Марккула, один из первых инвесторов Apple. Сам Стив был ментором Марка Цукерберга, который отмечал, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляли успешные серийные предприниматели Кремниевой долины — Али и Хади Партови.

«Хорошо иметь поддержку на старте. Я бы не добился ничего в авиационной отрасли без наставничества сэра Фредди Лейкера».

Ричард Брэнсон, глава Virgin

Более подробно феномен наставничества исследован и описан в работе Mentorship and protege success in STEM fields, подготовленной сотрудниками Южного университета науки и техники (Китай) и Индийского института менеджмента Удайпур.

Согласно этому исследованию, специалисты, которые включали в своё обучение практику менторства, быстрее добивались поставленных карьерных целей, нежели их коллеги-одиночки. А если ментор был лауреатом премий и мировым экспертом в изучаемой области, то результаты менти были в 5 раз лучше среднего значения по выборке.

Итак, менторство помогает:

  • решить конкретную проблему;
  • познакомиться с чужим опытом и извлечь из него опыт;
  • изменить мышление, наблюдая за ролевой моделью;
  • адаптироваться к новой роли и преодолеть трудности;
  • примерить на себя новую роль и понять, подходит ли она.

Но не только ментор может быть полезен менти — давайте посмотрим, что ученик даёт наставнику.

Менти может:

участвовать в реализации планов ментора — проводить исследования, помогать с рутинными задачами, морально поддерживать;

делиться энергией и творческими мыслями;

мотивировать двигаться дальше, постоянно искать возможности для развития и использовать их;

Портрет идеального Наставника

Личность Наставника играет ключевую роль в успешном или отрицательном результате адаптации нового сотрудника. Наставник должен не только иметь соответствующие навыки, знания или опыт, но и уметь правильно и своевременно донести их до нового сотрудника. Отсюда следует, что далеко не каждый человек способен исполнить функции Наставника. Помимо отличного владения профессиональными навыками, Наставники должны обладать знаниями в области общезаводской документации, являться носителями ключевых ценностей корпоративной культуры, а также обладать целым рядом личностных качеств.

Ключевыми личностными качествами для хорошего Наставника являются: ответственность, целеустремленность, отзывчивость, терпение, чувство такта, владение приемами коммуникации и высокой самоорганизации. Также Наставнику необходимы мотивационные навыки, так как ему необходимо заинтересовать, «зажечь» своего подопечного, ведь интерес к работе увеличивает мотивацию нового сотрудника и делает обучение наиболее эффективным.

Случается так, что руководитель подразделения назначает Наставником наиболее опытного на определенном участке сотрудника, имеющего большой стаж, что не всегда верно. Наставник, кроме опыта и знаний, должен обладать навыком слушать и слышать, быть терпимым и доходчиво объяснять. Приведу основной набор критериев, по которым можно оценить идеального Наставника:

Приверженность корпоративным ценностям. Обладание высоким уровнем вовлеченности.
Наличие системного представления о работе своего подразделения и предприятия в целом.
Обладание значительным опытом работы и знаниями в своей профессиональной деятельности.
Желание быть Наставником. Опасно, когда Наставничество воспринимается как дополнительная нагрузка, это сказывается на качестве обучения

Важно искреннее стремление помогать подопечному.
Способность передавать знания, а это означает умение структурировать свой опыт и четко и последовательно излагать информацию. Также необходимо быть способным к конструктивной критике.
Навыки мотивации, способность заинтересовать.
Навыки влияния на других.

Бытует мнение, что Наставник передает знания и навыки выполнения конкретных незнакомых ранее операций/задач, и в этом его основные функции. Это неверный подход. Исходя из описания портрета идеального Наставника, мы уже понимаем, что функции Наставника значительно шире, чем могут думать многие сотрудники, которые столкнулись с Наставничеством. Кроме передачи знаний и навыков в непосредственной профессиональной деятельности, функции Наставника включают:

  • Приобщение новичка к корпоративной культуре, с передачей правил делового и внерабочего общения, традиций и стандартов поведения;
  • Выявление проблемных мест в профессиональной подготовке специалиста и проработка этих узких мест;
  • Повторение сложных вопросов в части освоения знаний общезаводской документации;
  • Обучение поиску и получению необходимой для работы информации;
  • Поддержка и эмоциональное поощрение новичка в сложный для него период;
  • Предоставление устной характеристики обучаемого по завершению адаптационного периода;
  • Передача полученного опыта Наставничества коллегам в компании.

Таким образом, уважаемые коллеги, мы с вами понимаем, что Наставничество – это не просто дополнительно порученная работа. Это огромный труд, большая ответственность и вклад в человека, нового сотрудника, а значит и вклад в предприятие. У многих Наставников, которые искренне и со всей душой относятся к процессу адаптации новичка, образуется устойчивая эмоциональная связь со своим подопечным, и уже после успешного прохождения испытательного срока такой Наставник продолжает поддерживать и в случае необходимости подсказывать своему экс-наставляемому. Кроме того, часто приходится видеть, как Наставник перед аттестационной комиссией волнуется за своего подопечного почти так же сильно, как сам сотрудник, которому предстоит аттестация.

Для того чтобы Наставники у нас всегда были хорошие, а результаты Наставничества положительные, мы сейчас думаем о внесении изменений в систему Наставничества. Наставниками будут всегда одни и те же люди в подразделении, которые имеют высокую оценку соответствующих компетенций, таких как преданность предприятию, навыки эффективной коммуникации, лидерские качества, умение слушать, эмпатия и желание работать с новыми людьми и коллективом Да, да, именно с коллективом.

Безусловно, Наставники также будут проходить обучение и получать рекомендации по развитию определенных компетенций посредством специальной литературы и корпоративных тренингов.

Долгая история менторства

Многие века понятие наставничеств ограничивалось сферой семейного воспитания, а слово «менторство» употреблялось в его непосредственном значении, порожденном спецификой эпохи.

Для примера можно привести несколько наиболее ярких личностей, которые оставили свой след в истории в том числе и благодаря своим мудрым наставникам:

  1. Платон, ставший лучшим и самым плодотворным из учеников Сократа;
  2. Александр Македонский, не только обученный наукам, но и воспитанный как будущий правитель благодаря духовному руководству своего ментора Аристотеля;
  3. Петр I – для наследника престола уже в семилетнем возрасте его шотландский наставник П.Гордон разработал специальную систему обучения, содержавшую основы военно-инженерного дела;
  4. Михаил Ломоносов, чьи взгляды на науку и сугубо диалектическое мышление сформировались благодаря влиянию своего «главного учителя и благодетеля» Христиана Вольфа.

Неизвестно, как бы сложилась судьба этих величайших в истории людей, если бы их воспитанием занимался кто-нибудь другой, а не эти проницательные наставники, сумевшие увидеть в своих подопечных огромный потенциал.

Это они, учителя, советчики, воспитатели, старались не только обогатить ум своих протеже научными знаниями, но и развивать их характер.

Кто становится ментором

Ментором может стать человек, который готов предложить экспертные знания и опыт в какой-либо области. Важная особенность ментора – это умение систематизировать и правильно преподносить информацию.

Зачем люди этим занимаются – мотивы

Если человек решает стать ментором, то обычно он желает достигнуть следующих целей:

  1. Повышение собственной самооценки, чувства значимости и полезности обществу.
  2. Возможность стать более экспертным в своей области, так как ментору нужно поддерживать навык, саморазвиваться.
  3. Желание и умение делиться своими знаниями, достижениями и опытом с другими людьми.
  4. Желание доносить до окружающих новые и свежие способы решения старых проблем.
  5. Развитие собственных лидерских качеств.
  6. Приобретение уважения, поощрения в обществе.
  7. Искреннее желание помогать другим людям.

Необходимые навыки

Чтобы стать ментором, человеку необходимо развить в себе следующие качества и навыки:

  1. Экспертность в какой-либо из областей науки, жизни или бизнеса. Без узкоспециальных знаний нет успеха.
  2. Развитые человеческие качества (тактичность, умение слушать, сопереживать, искреннее желание помогать другим).
  3. Умение правильно и интересно преподносить информацию.
  4. Умение поддерживать, вдохновлять, воодушевлять человека.
  5. Высокий уровень личной мотивации, работоспособности и эффективности.
  6. Желание искать ответы, копать глубже, а не пользоваться готовыми схемами и решениями.
  7. Дисциплинированность, пунктуальность.
  8. Способность размышлять, рефлексировать, признавать свои ошибки.
  9. Высокая степень новаторства и желание развиваться.

Разновидности

Разные виды менторства отличаются друг от друга, имеют свои особенности и тонкости.

Вид менторства Описание Пример
Формальный К эксперту прикрепляют человека, за качеством работы которого он будет следить, предоставлять отчеты руководству и делать процесс более эффективным К сотруднику Иванову приставили ментора, который пришел на предприятие извне
Естественный Более опытный сотрудник помогает человеку аналогичной специальности, но с меньшим опытом Оператору Иванову помогает старший оператор Петров
На одном уровне Сотрудники, имеющие примерно одинаковый опыт, делятся им друг с другом. Обычно у них общие цели, интересы, есть взаимопонимание Старший оператор Иванов и старший оператор Петров обмениваются опытом
Ситуативный Сотрудник подтягивает своего коллегу в тех вопросах, в которых он разбирается лучше Оператор Иванов регулярно помогает оператору Петрову разобраться с работой снегоуборочной машины
Супервизорский Один сотрудник строго наблюдает за работой другого, исправляет его ошибки, дает обратную связь Оператор Иванов следит за работой оператора Петрова, по ходу работы указывает, то тот делает не так, и как это можно было бы исправить
По запросу Сотрудник просит своего бывшего ментора снова взять над ним шефство Оператор Иванов понимает, что не до конца правильно выполняет свою работу. Он просит старшего оператора Петрова снова начать помогать ему и отслеживать качество работы

Кто мои наставники и как я их нашел

В разных книгах по эффективности я читал о необходимости проводников по жизни. Целенаправленно я искал их далеко не всегда. К моему удивлению, успешные, сильные люди с удовольствием бескорыстно помогают начинающим. Часто в ущерб своим делам. Это определенно стоит учитывать, когда вы будете в режиме поиска.

Каневец Георгий Евдокимович – доктор технических наук, профессор

академик 4-х украинских и 9-ти иностранных академий наук (Россия, Англия, США), доктор технических наук, профессор. Президент-основатель Академии наук технологической кибернетики Украины, президент-основатель Международной академии наук, технологий и инжиниринга.

С ГЕК-ом, так он себя называет, мы познакомились на его лекциях по стратегическому управлению в Харьковском политехе. С тех пор  уже более 10 лет общение с ним доставляет мне огромное удовольствие и отношения с ним я очень ценю.

А началось с того, что я подходил к Георгию Евдокимовичу на парах и беседовал на политические и общественные темы. Потом преподаватель стал приглашать к себе домой на чай и мы продолжали беседы там.

ГЕК учит своим примером никогда не унывать, всегда безудержно работать и принуждать себя ежедневно к труду.

Опыт его работы и личная история жизни воодушевляют.

С Абдурахманом Шайхаловым я познакомился где-то в 2008 году в Харьковском Клубе Предпринимателей. Тогда я только делал первые шаги в своем деле.

Абдурахман – опытный предприниматель и переговорщик, последнее время сконцентрировался на недвижимости, как в Харькове, так и за рубежом, в частности в Черногории.

К нему я начал обращаться просто за советом по переговорам, ситуацией с заказчиком.

Было безумно приятно, когда уже состоявшийся предприниматель не жалел времени и по косточками разбирал мой кейс с клиентом.

Сейчас Абдурахман помогает мне делать первые шаги в недвижимости и даже в финансовых инструментах.

Шатилло Вячеслав Викторович – также опытный предприниматель, основатель бизнес-школы “Абис”. Сейчас преимущественно консультирует крупные харьковские ритейл-компании.

Мне порекомендовал пойти на занятия в школу менеджеров мой товарищ Стас. Он говорил, что для него знакомство с этим человеком  – самое значимое событие в его жизни за последние три года. Через время нечто подобное уже говорил и я сам.

Вячеслав Викторович привил мне культуру финансового да и обычного планирования. Жена иногда даже шутит, когда я слишком что-то планирую, что “тебя Шатилло укусил”.

Шатилло также заражает и удивляет своим оптимизмом, работоспособностью, умением сосредоточенно вникать в детали.

Алексей Скрыпник – основатель IT компании Eleks, с центром разработки во Львове, общественный деятель и депутат Верховной Рады прошлого созыва.

С Алексеем я познакомился на нашей же конференции Outsource People еще в Харькове в 2013 году.  С тех пор Алексеей выступает практически на всех наших конференциях в Киеве и даже в Минске с первоклассными и живыми докладами. Отдельных слов стоят закрытые встречи, на которых он рассказывает живые, яркие истории и, главное, поучительные истории из своего богатого опыта.

Я обратился к основателю Eleks с просьбой посоветовать, как развивать свою IT компанию, и Алексей, к моему удивлению, таки согласился помочь. Раз в один-два месяца мы встречаемся и Алексей советует по текущим ситуациям и подсказывает шаги по дальнейшему развитию.

Александр Орлов – опытный менеджер и интернет-предприниматель, управляющий партнер Школы менеджеров Стратоплан.

До (и после) того, как попросил Александру помогать с проектом Bright Outsource, я с интересом следил за его проектом Стратоплан. Продолжаю следить и сейчас. С самого начала и до сих пор данный проект для меня пример для подражения.

Уже смутно помню, как именно мы познакомились, но долгое время мы приглашали друг друга на онлайн и живые мероприятия и организовывали совместные проекты.

На Минской конференции весной 2016 года я попросил Сашу консультироватя меня время от времени по развитию образовательного бизнеса, что Александр с самоотдачей и делает.

Почему необходим ментор и какое менторство сейчас существует?

Ментором (mentor) может быть ваш начальник на работе, в какой-то мере и до определенного периода менторами для нас являются родители, наши учителя в школе и на дополнительных занятиях. Кто учится постоянно чему-то новому всегда окружен разными менторами.

Менторство может быть:

Индивидуальным (один на один, это ментор и протеже) Обратным, когда младшие сотрудники дают обратную связь менторам Разовым, когда одномоментно и разово происходит консультация по важному вопросу Быстрым, по запросу менторов берут группу людей и обучают новому «дефицитному» навыку без отрыва от самого процесса производства или продаж «На равных», две группы общаются и делятся своим опытом, чтобы повысить итоговые результаты в своей области Групповым (группа от 5-10-12 человек и коуч) Коллективным (там может быть количество участников не ограничено, так же, как и менторов)

Менторинг в компании, где вы работаете крайне важен для вашего как личностного роста, так и профессионального. Более опытные и старшие коллеги делятся опытом, своими наработками, они консультируют и эмоционально поддерживают более «молодых» сотрудников.

Менторинг является основным из факторов, благодаря которому сотрудник растет, и это его удерживает на этом рабочем месте, особенно если менторы являются очень хорошими наставниками и позволяют расти материальному благополучию самого сотрудника.

Благодаря очень хорошему обучению в самой компании, где я работала и занималась продвижением фармацевтических препаратов, я получила очень большой багаж знаний. Весь руководящий состав компании вел постоянный мониторинг знаний и осуществлял обучение не только своими силами, но и нанимал компании, чтобы поднять уровень подготовки своих сотрудников.

Причем это не был метод «устрашения» и штрафов, это было очень хорошее наставничество, которое позволяло в разы повысить свой уровень знаний и практических навыков.

Результатом всегда были выполненные планы продаж и до сих пор происходит общение с теми клиентами, с кем давно уже не работаем. И это тоже хороший результат правильно организованного процесса менторинга.

Менторство: что оно собой представляет

«Наставник» —так переводится с английского языка слово «mentor». Именно так называли персонажа древнегреческого мифа, у которого люди просили совет. Этот персонаж отличался мудростью. О менторствезнали и в Древней Греции, и в СССР. Политики, артисты и спортсмены считали наставником того, кто имел огромное значение для их карьеры.

Сегодня менторство взошло на новый виток. Ментор считается, нет только наставником, но и советчиком, воспитателем. Специалист по бизнесу не принимает решения, а рекомендует, не делает за конкретного человека, а только помогает ему, не командует, а направляет по верному пути. Толковый ментор не старается произвести впечатление. Он «заряжает» на активные действия, поддерживает в деятельности, мотивирует, причём у каждого специалиста свои методики.

Кто такой ментор?

Слово «ментор» обозначает «наставник, воспитатель» и имеет греческое происхождение. Ментор — персонаж с острова Итаки, старый друг Одиссея, который воспитывал его сына и помог семье дождаться главного героя с войны. Именно поэтому человека, который оказывает всяческую поддержку, обучает и помогает достичь целей, называют ментором. 

Ментор или наставник?

Эти обозначения по своей сути синонимы, потому что и ментор, и наставник занимаются обучением других, основываясь на собственном опыте. 

Но в бизнесе эти понятия все-таки разделяют. Наставник — опытный сотрудник, который объясняет как нужно делать. Систему наставничества обычно используют, чтобы быстро ввести новичков в курс дела. 

Менторство (или менторинг) — вид наставничества, который подразумевает более глубокую работу с подопечными. Ментор, как опытный специалист, не просто делится знаниями, а и оказывает моральную поддержку, помогает в решении сложных задач, и в общем положительно влияет на развитие младшего специалиста.

Ментору также важно: 

  • иметь значительный опыт в профессиональной сфере;
  • быть лояльным к компании, разделять ее ценности и корпоративную культуру;
  • понимать структуру компании, ее направления деятельности и разбираться в процессах своего отдела; 
  • быть готовым уделять время и энергию для наставничества, поскольку это действительно трудозатратный процесс;
  • иметь желание обучать и помогать подопечному, а не просто контролировать и оценивать его работу;
  • уметь высказывать конструктивную критику и предлагать решения возникших вопросов;
  • проявлять инициативу и всегда быть в курсе положения дел работника, решать все проблемы по мере их поступления, корректируя действия подопечного.

Ментор или коуч?

В отличие от менторства, задача коучинга — дать четкие инструкции / план действий, которые позволят решать ежедневные задачи с большей эффективностью. Как правило, коучинг — кратковременное наставничество, помогающее достичь определенных целей. 

Менторство — долгосрочное обучение молодого специалиста. Ментор развивает навыки подопечного на перспективу, взращивает его как профессионала, зарождает определенный стиль мышления и закладывает основы для успеха в профессии. Он мотивирует его развитие и стимулирует личностный рост.

Кто такой ментор?

Ментор, он же наставник — это эксперт в своей области, у которого есть знания и опыт в профессиональной сфере и который хочет тратить личное время на передачу этих знаний

Необязательно, чтобы ментор был первым в своем деле — важно, чтобы он имел компетенции именно того уровня, к которому стремится менти

Наставник должен сделать всё возможное, чтобы менти не только освоил новые навыки, но и развил уверенность в себе, увидел свой потенциал и понял, как его использовать для достижения целей.

Ментор играет сразу много ролей:

  • консультант — помогает выявить проблемы, мешающие достичь желаемого результата, направляет к этому результату;
  • пример для подражания — менти перенимает опыт в том числе и просто наблюдая за тем, как мыслит и что делает наставник в рабочих ситуациях, в том числе сложных;
  • товарищ — может дать критический отзыв об идеях, указать на проблемные области, которые нужно развивать.

Кто может стать ментором?

Предложить себя в качестве ментора может каждый, это зависит от его экспертности. Человеческие качества тоже играют свою роль: бывает, что человек не умеет качественно транслировать информацию. Также ментор должен быть минимум на уровень выше, чем менти. Но всего этого мало.

Результаты наставничества во многом зависят от того, насколько ментор способен преподносить информацию и поддерживать менти в различных ситуациях.

Ментор должен знать, чего лучше не делать за менти, как подводить его к решениям, как ставить задачи, проверять, помогать учиться, вместо того чтобы быть для него лектором. Поэтому ментору тоже следует сначала обучиться.

Люди, которые сами работают неэффективно. Если коллеги считают, что человек нечетко справляется со своими профессиональными обязанностями, он не должен попасть в пул менторов.

Люди, склонные давать быстрые ответы. Когда менти задает вопрос, задача ментора — дать возможность увидеть широкую картину и докопаться до чего-то самостоятельно, а не давать готовое решение.

Недисциплинированные люди

Для ментора очень важно быть доступным и выполнять обещания. Когда наставник регулярно отменяет встречи или переносит их в последний момент, обучение всегда заканчивается разочарованием для менти.

Люди, у которых нет желания или способности рефлексировать

Ментор должен структурировать свой опыт и выделять техники или инструменты, которые помогли ему добиться успеха в определенной области или, наоборот, не сработали в определенных условиях. Без этой способности ментор не сможет правильно оценивать прогресс подопечных и ускорять их профессиональный рост.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: