Как предпринимателю мотивировать сотрудников на удалёнке

Материальная мотивация

У этого вида стимулирующей системы не такая простая структура, как может показаться на первый взгляд. Большинство руководителей с недостаточным опытом включают в нее только повышения, премии и штрафы

Однако важно понимать, что существует гораздо больше инструментов денежного стимулирования. 

Рассмотрим подробнее основные из них:

Денежное вознаграждение. Лучшая мотивационная система – оплата за результат. Все мировые корпорации перешли на метод подсчета KPI (Key Performance Indicator) – объективных показателей деятельности сотрудника или подразделения. Только непредвзятая статистика позволяет достоверно оценивать результативность и качество работы членов коллектива. Перед человеком в таком случае ставится конкретный список задач, которые он должен выполнить, прилагая при этом старания и усилия. Материальное вознаграждение включает в себя заработную плату, повышение оклада, процент от продаж, премии и бонусы, награду за победу на конкурсе и другие выдающиеся достижения. Например, если работник получает бонусы по количеству привлеченных клиентов или заключенных сделок, он будет мотивирован увеличить свою прибыль за счет более продуктивного труда. 
Неденежная мотивация. Такая система имеет материальную ценность, но она сложнее, чем прибавка к зарплате. Например, поощрения могут быть в виде возможности пользоваться услугами компании для личных целей, скидок на товары, путевок на отдых за счет организации. Хороший инструмент, которым пользуются развитые компании – бесплатное обучение. Повышение уровня знаний увеличивает ценность сотрудника, а оплата курсов за него усиливает привязку человека к месту работы. 
Штрафы. Опасный, но часто необходимый способ управления мотивацией персонала

Внедрение системы штрафов важно для внутренней дисциплины, поэтому каждому новичку сразу объясняют внутренние порядки, рассказывают о наказаниях за их нарушения. Взыскания чаще всего происходят в крайних случаях: когда нарушается трудовая дисциплина, работники систематически или намеренно не выполняют свои обязанности или не достигают поставленных целей

Интересно, что штраф для одного человека часто становится стимулом также для его коллег. 

Сложность заключается в том, что только материальные блага быстро перестают восприниматься как элемент системы мотивации персонала, становясь привычной оплатой труда. Через время персонал не будет работать на максимум в ожидании поощрения: люди будут требовать повышение зарплаты в эквиваленте премий.

Движущая сила в работе – что это?

Уже давно доказано, что мотивация как процесс относится к психофизиологическим реакциям человека. Еще в 1937 году американский невропатолог Дж. Пейпец заговорил о связи внутренних мотивирующих факторов с функционированием лимбической системы мозга. Другие авторы изучали вопросы связи мотивации с инстинктами. Например, всем известная пирамида Маслоу описывает иерархию человеческих потребностей, в которой четко прослеживается бесполезность «духовного» без базовых благ. 

Мотивы действий каждого из нас зависят от сложных комбинаций результатов мышления, осознанных и подсознательных решений, эмоций и обстоятельств. Полностью контролировать формирование и развитие мотивации невозможно, однако при правильном подходе для нее можно создать максимально благоприятные условия. Для этого и создается мотивационная система в коллективе: комплекс стимулов и процессов внутри компании, которые направлены на повышение эффективности и продуктивности работы сотрудников. 

Содержательные теории мотивации

К ним относят теории, которые определяют, «что» мотивирует сотрудников, какие потребности лежат в основе поведения.

Содержательные способы — это теории:

А. Маслоу. Определил мотивацию к труду на основе потребностей сотрудников, которые подчиняются строгой иерархии

Сначала для работника важно удовлетворить физические потребности, затем обеспечить безопасность, следующий шаг — социальный аспект, затем уважение и последняя потребность — самовыражение. Согласно этой теории, мотивация деньгами интересует 10–30%

Но главное — удовлетворение работой, признание окружающих и руководства.
Д. Мак-Клелланда. Это усеченный вариант теории А. Маслоу, в котором рассматривают только потребности власти, успеха. Чтобы сотрудники достигали целей, необходимо ставить задачи с небольшим уровнем риска, чтобы развивать инициативу. Тогда личный успех будет соответствовать бизнес-успеху.
Ф. Герцберга. Учитывает влияние двух факторов (гигиенических и мотивационных) на работоспособность сотрудников. Идея теории в том, что если руководитель хочет добиться результата, то необходимо обеспечить не только высокую заработную плату, дружную атмосферу в коллективе, оптимальные условия труда, но и признание заслуг, поощрение сотрудников.
К. Альдерфера. Основана на иерархическом разделении потребностей. Но выделяют три группы потребностей — существование, связь и рост. При этом возможно движение выше и ниже. Как только перестает удовлетворять высшая ступень, останавливается рост, и человек двигается обратно.

При этом все теории связаны с теорией А. Маслоу, невольно соприкасаются и учитывают потребности. 

Процессуальные теории мотивации

В основе данных теорий лежит вопрос, «как» мотивировать сотрудников. 

К ним относят теории:

  • Б. Скиннера. В основе лежит выработка необходимой модели поведения за счет поощрения, наказания, исчезновения (устранение награды). Награждение поощряет хорошее поведение, а наказание снижает частоту появления плохого поведения. То есть пока сотрудник не привыкнет вести себя так, как надо руководителю, применяется поощрение. Но как только поведение сформировалось, отменяются любые награды.
  • В. Врума. Учитывает, что работник выбирает ту или иную модель поведения в соответствии с ожиданием конкретного результата. Чтобы мотивировать сотрудников, работодатель должен знать, каких целей стремится достичь работник.
  • Дж. С. Адамса. Бизнес-эффективность основана на соотношении вознаграждений, которые получает сам работник и его коллеги. Оценка часто субъективна, так как не учитывает опыт работы, индивидуальные черты характера, возраст и прочее. Чтобы обеспечить эффективность, потребуется разъяснительная работа — каждый получает вознаграждение согласно приложенным усилиям.

Эти теории не отрицают наличие потребностей, но выделяют, что под действием обстоятельств, мотивов и ожиданий меняется поведение сотрудников. 

Нестандартные способы мотивации

Мотивация персонала на выполнение плана продаж может состоять не только в премиях по итогам месяца, но и в вознаграждениях за день. Когда сотруднику задается плановый показатель на целый месяц, он рассматривает данный период как свободное поле для распределения усилий. Возникает ситуация «сегодня отдохну, а завтра догоню». Причем именно из-за этого многие сотрудники срывают свои планы.

Но стоит задать планку на каждый день, как мотивация возрастет в разы. Суть в том, что сотрудник получает премию только за те дни, когда план был выполнен. Иногда предусматриваются дополнительные выплаты за перевыполнение дневного плана. Это стимулирует сотрудников продуктивно работать каждый день.

Еще один вариант мотивационного воздействия на персонал – поблажки в рабочее время. То есть сотрудникам, которые выполнили план на день или месяц, дается возможность использовать оставшееся рабочее время в личных целях: уйти пораньше на обед или домой, сходить на йогу в том же бизнес-центре посреди рабочего дня или по личным делам отлучиться в рабочее время. Статистика показывает, что такой способ позволяет повысить уровень продаж на целых 40%.

Если в вашей компании уже есть система премий, дополнительным стимулом повышения качества выполнения плана продаж будет неденежный премиальный фонд. Скажем, за стабильное соответствие фактических показателей продаж плановым по итогам года лучшим сотрудникам дарится путевка на море, брендовые часы, дорогой телевизор.

От того, насколько в своей работе заинтересованы сотрудники отдела продаж, напрямую зависит уровень дохода компании. Система мотивации продумывается до мелочей: изучаются характеры, семейное положение, психологические портреты. Будьте внимательны к людям, не давайте пустых обещаний и не ставьте невыполнимых целей.

Нематериальная мотивация

Изолированная система «высших» ценностей и духовных благ работает только в волонтерских организациях, в которых люди думают о деньгах в последнюю очередь. Однако элементы нематериальной мотивации можно и нужно внедрять в любой компании. К ним относятся:

  • возможность продвижения по карьерной лестнице;
  • мотивационные речи руководителя или освещение историй успеха коллег, конкурентов;
  • конкурсы и соревнования (не обязательно на профессиональную тему);
  • занятия по тимбилдингу;
  • доски почета;
  • культурные мероприятия;
  • публичное признание достижений членов коллектива;
  • обратная связь – участие сотрудников в формировании корпоративной культуры;
  • решение проблем работников;
  • поздравление подчиненных руководителем со значимыми датами, демонстрация заинтересованности не только в его эффективной работе, но и в личном успехе.

Также к нематериальным методам относится гибкий график и возможность дистанционного решения рабочих задач: это свидетельствует о доверии к членам коллектива.

Стандартные способы мотивации

Повышение качества работы менеджеров по продажам может быть достигнуто путем внедрения ряда несложных и незначительных по затратам мотивирующих способов:

Похвала. Сделал сотрудник свою работу хорошо – стоит ему об этом сказать.
Повышение квалификации

Сотруднику для роста собственных доходов важно уметь чуть больше того, что он умеет на данный момент.
Условия труда. Удобное кресло, хороший компьютер, стильный рабочий телефон – атмосфера сделает свое дело.
Обратная связь

У сотрудника должна быть возможность высказаться, получить совет, комментарий от руководства.
Открытая информация. Каждый менеджер должен знать, какой вклад лично он внес в общий успех – такой подход позволит вашему персоналу почувствовать ответственность и работать лучше.
Каждому – свой план. Люди разные и работают в различном темпе. Вы можете ставить перед самыми активными сотрудниками большие цели в выполнении плана и оплачивать результативность соответственно. Это же будет хорошим ориентиром для остальных.
Процент от продаж. Речь идет об известной всем премии. Она может быть начислена отделу в целом за выполнение плана или подчеркнуть заслуги конкретного сотрудника индивидуально. Второй вариант для выполнения плана в продажах считается более эффективным.
Соревнование. Лучшему сотруднику в обозначенной категории (на определенном рынке, среди элитных покупателей, в продаже конкретной торговой марки и прочее) выдается денежная премия. Также можно использовать нематериальные вознаграждения: например, абонемент в фитнес-клуб, бутылку дорогого коньяка, туристическую путевку.

Можно использовать нематериальные вознаграждения: например, абонемент в фитнес-клуб, бутылку дорогого коньяка, туристическую путевку.

Производственная сфера

На производстве задействованы различные ранги работников — инженеры, бухгалтеры, менеджеры, рабочие, мастера и прочие категории. У каждого своя специфика работы, но есть несколько единых моментов — знание производственных процессов и технологий предприятия, соблюдение техники безопасности, ответственность за качество. Поэтому заставить много работать можно, если использовать:

  • социальный пакет;
  • различные надбавки — за перевыполнение плана, переработку;
  • предоставление льгот — служебная жилплощадь, льготный кредит, бесплатное посещение бассейна и прочее;
  • улучшение условий — удобная спецодежда, бесплатное питание, комфортные зоны для переодевания и т. д.;
  • внедрение корпоративной культуры — совместные выезды на природу, рабочие династии, поздравления с важными датами.

Такие мероприятия направлены не только на удержание, но и на привлечение квалифицированных специалистов.

Управление мотивацией персонала: на что способна мотивация

В глобальном смысле грамотное управление мотивацией персонала способно повысить продуктивность коллективного труда. 

Если говорить подробнее, в ее функции входит:

  • стимулирование персонала для лучшего выполнения им обязанностей;
  • повышение эффективности деятельности каждого члена команды в отдельности и коллектива в целом;
  • формирование позитивной корпоративной культуры и благоприятных условий для развития в компании;
  • создание почвы для долгосрочной занятости людей, снижение текучести кадров и временных затрат на обучение новичков;
  • генерация квалифицированного штата, в котором каждый ценит и любит свою работу.

Система мотивации и стимулирования персонала в умелых руках может создать мощную компанию с эффективной корпоративной культурой, в центре которой будет стоять сплоченная команда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: