Процедура ликвидации автономной некоммерческой организации

Решение о ликвидации автономной организации

В случае, если возникает необходимость в прекращении деятельности АНО с некоммерческим уклоном, придется соблюсти установленную законодателем процедуру. Алгоритм ликвидации из реестра юридических лиц подразумевает проверку финансового-хозяйственной деятельности, уведомление контрагентов и подготовку пакета документов

Особое внимание к деятельности АНО объясняется применением льготного режима налогообложения. Правда, за учредителями сохраняется право не разглашать реальных причин закрытия предприятия

Полный перечень условий, при которых становится возможной ликвидация автономного некоммерческого предприятия:

  • Подготовленные документы;
  • Запротоколированное собрание участников, на котором принято решение о прекращении деятельности АНО;
  • Поданное в установленном порядке уведомление в средства массовой информации о предстоящей ликвидации;
  • После того, как объявление будет активировано, отсчитывается начало процесса закрытия. Срок, установленный законодателем, составляет два месяца;
  • Формирование комиссии, которая будет наблюдать за процессом прекращения деятельности. Также назначается ликвидатор АНО (ответственное лицо, управляющий);
  • Подготовка бухгалтерской отчетности, составление ликвидационного баланса;
  • Составление промежуточного баланса.

Законодательно предусматривается несколько алгоритмов, которые могут использовать учредители для исключения АНО из единого государственного реестра:

  • Предприятие можно закрыть в режиме добровольной ликвидации. Решение принимается учредителями;
  • Прекратить деятельность некоммерческой организации можно с использованием альтернативного варианта. Например, можно закрыться способом поглощений более крупным предприятием;
  • Для АНО подходит вариант реструктуризации;
  • Для автономных некоммерческих организаций допускается закрытие способом смены состава учредителей.

Автономное предприятие некоммерческого профиля может ликвидироваться по решению судебных органов. Тесное взаимодействие с другими организациями на фоне ослабевающего финансирования нередко приводит руководство в тупик. Кредиторы, которые опасаются за свои средства, могут инициировать обращение в суд с требованием принудительно закрыть организацию, которая стоит на пороге банкротства. В этом случае учредители избавляются от необходимости проводить все этапы добровольной ликвидации, ведь причина закрытия становится очевидной.

После того, как управляющий орган АНО получает соответствующее решение, ему следует направить документ в налоговый орган, после чего предприятие будет снято с учета.

В ходе ведения хозяйственной деятельности предприятия тесно сотрудничают с другими юридическими лицами. Нередко единственным выходом из ситуации является закрытие с целью погашения накопившихся долгов. Ликвидация юридического лица в этом случае может быть инициирована как руководством предприятия, так и кредиторами. Для начала оформления документов на закрытие и подачу объявления необходимо решение суда.

В отличие от обществ с ограниченной ответственностью, в АНО учредители не несут ответственности, в том числе за наличие долгов.

Пример АНО

Сейчас все более популярным становится дополнительное образование граждан. Для предоставления услуг в этой сфере используются специальные программы и формируются соответствующие АНО. Речь идет о таких структурах, как:

  • Автономная некоммерческая организация дополнительного образования. Для ее успешной регистрации стоит привлекать компетентных экспертов. Суть в том, что подобные АНО должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляются в сфере образования. Основная цель создания таких структур — это обучение в раках различных актуальных программ. Возраст клиентов может быть разным.
  • Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования. Такие АНО в большинстве случаев ориентированы на обучение граждан конкретным специальностям. Они могут заниматься, например, подготовкой научно-педагогических кадров.

Таким образом, автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования – это структура, которая используется для реализации программ в сфере обучения.

Деятельность в этом сегменте может иметь разные форматы. Автономная некоммерческая организация профессионального образования, как и дополнительного – это лишь один из вариантов. Для таких целей регистрируются:

  • фонды;
  • религиозные организации;
  • различные учреждения.

При этом наиболее популярным вариантом остается автономная некоммерческая организация. Центр, специализирующийся на дополнительном образовании, лучше открывать именно в такой форме.

Поэтапная ликвидация некоммерческой организации

Если при ликвидации НКО возникнут проблемы, которые невозможно решить по каким-либо причинам, то ее придется отменить и закрывать некоммерческое объединение другим способом, например, провести его реорганизацию.

Имущество НКО после ликвидации.

Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.

  • истечение срока, на который она создавалась;
  • достижение поставленных целей и задач или, напротив, не могут быть достигнуты;
  • недостаточность финансирования для реализации планов;
  • изменение сферы деятельности и т. д., все решается самими хозяевами НКО.

В частности, процедура регулируется положениями из Гражданского кодекса, а также рядом законов и указов. Мы рассмотрим основные причины, по которым может проводиться ликвидация НКО, а также порядок действий в данном случае.

3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации»

Имущество организации также может быть приобретено на деньги, полученные от членских взносов. При ликвидации оно не подлежит возврату. Членские взносы могут быть внесены не только в виде финансов, но и в любой допустимой уставом форме.

НравитсяНе нравится

27 Июн 2021     
yuristco    
   
248      

Ключевые характеристики

АНО — это учреждения унитарного типа (фондовые, религиозные и др.). При этом далеко не все понимают, чем именно отличается такая организационно-правовая форма от других.

Одна из основных особенностей подобной структуры сводится к тому, что в ней отсутствует членская форма участия. В качестве базы для формирования уставного капитала автономных некоммерческих организаций используются имущественные паи юридических и физических лиц.

Целью создания АНО может быть оказание услуг в одной из социальных сфер. Вот, в каких областях действуют автономные некоммерческие организации: образование, спорт, здравоохранение, наука, религиозная и правовая деятельность.

Таким образом, закон допускает самые разные формы активности АНО. Например, может быть создана автономная некоммерческая организация дополнительного образования, имеющая вид образовательного центра.

Хотя АНО не является коммерческой структурой, что следует из самого названия, получать деньги за предоставление услуг она может.

Но есть определенные ограничения. Суть в том, что конкретная бизнес-активность должна быть необходимой для достижения целей автономной некоммерческой организации.

По этой причине в РФ создается много АНО с целью последующего ведения деятельности в конкретном направлении. Примером могут служить спортивные клубы, организации, оказывающие юридические услуги, пансионаты, клиники, здравоохранительные центры и др.

Порядок включения НКО в реестры

В 2020 году во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее – постановление № 906) и постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» Минэкономразвития России были сформированы реестр СОНКО (далее – реестр № 1) и реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – реестр № 2) соответственно.

Постановлением № 906 предусмотрено, что в реестр № 1 входят СОНКО, которые с 1 января 2017 г. являются получателями средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или получателями грантов Президента Российской Федерации, или состоят в реестре организаций – поставщиков социальных услуг, или состоят в реестре СОНКО – исполнителей общественно полезных услуг.

В свою очередь, постановлением № 847 установлено, что в реестр № 2 входят НКО, являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность, НКО, являющиеся благотворительным организациями, представившими в Минюст России отчетность за 2017–2018 годы, а также НКО, включенные в перечень российских организаций, в соответствии с пунктом 6 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок формирования реестров определен Порядком представления в Министерство экономического развития Российской Федерации сведений для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2020 г. № 848 (далее – Порядок).

Сведения об организациях, которые должны быть включены в реестры с 1 января 2021 г., вносятся в Подсистему сбора и хранения данных Единого хранилища данных Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Подсистема) соответствующим органом власти, который уполномочен на предоставление информации о них в соответствии с условиями, определенными пунктами 3 – 7 и 10 – 11 настоящего Порядка.

Так, сведения о СОНКО-получателях субсидий и грантов вносят федеральные и региональные органы исполнительной власти, о СОНКО-победителях конкурсов Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества – Фонд президентских грантов, о СОНКО-поставщиках социальных услуг – органы государственной власти субъектов Российской Федерации, о СОНКО-исполнителях общественно полезных услуг и о благотворительных организациях – Минюст России, об образовательных НКО – Рособрнадзор.Соответственно, направление НКО заявлений о включении в реестры не предусмотрено. НКО может быть включена в реестр № 1 или (и) № 2 лишь на основании сведений, внесенных в Подсистему уполномоченным на предоставление информации органом власти.

Подчеркнем, что Минэкономразвития России является органом исполнительной власти, осуществляющим ведение и размещение указанных реестров в открытом доступе, а также осуществляющим методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти для включения организаций в реестры. Соответственно, Минэкономразвития России не уполномочено включать организации в реестр № 1 и № 2.

Реестры обновляются по мере предоставления данных федеральными и региональными органами власти, а также Фондом президентских грантов.

Актуальные реестры размещены на официальном сайте Минэкономразвития России по следующим ссылкам: реестр № 1 (https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko), реестр № 2 (https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko-affected).При этом отмечаем, что с 1 января 2022 г. вступает в силу Положение о порядке ведения реестра СОНКО, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» и предполагающее объединение реестра № 1 и реестра № 2 в единый реестр СОНКО. В связи с чем пропадает необходимость включения одновременно в реестр № 1 и № 2 для НКО, удовлетворяющих требованиям включения в оба реестра.

Как закрыть ано пошагово

При банкротстве собственника, соответственно, договор такого управления разрывается.

Иные организации имеют право собственности на переданное учредителями (членами) имущество. Но при этом у них нет ответственности по их обязательствам, а у учредителя нет ее по обязательствам организации.

Документы и публикации Пошаговая инструкция ликвидации некоммерческой организации включает важное составляющее процедуры – оформление документов и порядок публикации сведений о ликвидации. С 2015 года и на данный момент к ним существуют следующие требования

Сразу после решения о процедуре учредитель письменно уведомляет об этом УФРС по СК для внесения в ЕГРЮЛ данных о процессе ликвидации.

Особенности ликвидации ано

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией.

Правила ликвидации некоммерческой организации

Неожиданный вывод ВС о штрафе за просрочку сдачи СЗВ-М Перенос в 2021 году крайнего срока сдачи сведений о застрахованных лицах с 10-го числа на 15-е помог организации отбиться от штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2021 году.

Как проходит ликвидация ано (автономной некоммерческой организации)

Добровольное закрытие некоммерческой организации предполагает прохождение ряда обязательных этапов. Они устанавливаются ГК РФ. Имеется и принятая очерёдность процедуры:

  1. Принятие решения об упразднении на общем собрании учредителей, составление протокола;
  2. Формирование пакета бумаг, которые требуется предоставить в Управление Минюста и налоговую инспекцию.

    Необходимы следующие документы: уведомление о принятии решения о закрытии (форма PH0005) и о формировании комиссии (PH0006), информация о председателе комиссии, свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учёт;

  3. Документы требуется предоставить в течение трёх дней после принятия решения об упразднении;
  4. Публикация сообщения о закрытии в «Вестнике государственной регистрации» с упоминанием сроков, в которые кредиторы имеют право предъявить свои претензии.

Ликвидация некоммерческой организации — пошаговая инструкция 2021 года

В иной ситуации, придётся обращаться за помощью к профессионалам. Стоимость услуг юридических компаний значительно варьируется в зависимости от сложности положения закрываемой фирмы. Она может составлять от 30 до 150 тысяч рублей.

Стоимость закрытия предприятия с задолженностями будет большой, так как юристам, в этом случае, придётся выполнять больше работы. Полная ликвидация будет выполнена только в том случае, если сведения об этом будут внесены в реестр. Документы представляются в Минюст в течение 3 дней после решения о ликвидации.

Проведение закрытия по решению судебного органа Принудительное упразднение может быть выполнено только на основании решения суда. При этом от организации не требуется осуществление внутренних мероприятий по подготовке к ликвидации. Инициатором дела могут выступать уполномоченные органы.

Для этого потребуется подать заявление в судебный орган.Основные условия при этом: должно быть решение инициаторов (участники, учредитель, кредиторы, правоохранительные и государственные органы) или суда, если процесс принудительный.

Процедура осуществится правильно, если в сроки создана ликвидационная комиссия, соблюдены нормы для публикации, обнародования информации и уведомления государственных органов, кредиторов и участников организации.

Во всех случаях окончательным условием является полное осуществление мер для погашения дебиторской и кредиторской задолженности и удовлетворения кредиторских требований. Деление на этапы Нюансы и подробные действия описаны выше.

Порядок в 2021 году не претерпел особых изменений.

Особенности перерегистрации некоммерческой организации

Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными. НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.

Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.

Кто может быть учредителем АНО?

Учредителями АНО могут стать только дееспособные и совершеннолетние лица. Ими могут являться и резидент, и нерезидент, как физические лица, так и юридические лица.

Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание АНО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:

  • Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
  • Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
  • Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
  • Лицо, действия которого признаны экстремистскими.
  •  В определенных случаях не могут быть учредителями НКО бывшие руководители или члены руководящих органов общественных или религиозных объединений.

Во всех других случаях физические лица или юридические лица могут стать учредителями.

Учредители управляют АНО в порядке, предусмотренном уставом.

Порядок выхода из состава учредителей АНО

Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях» любой участник НКО вправе осуществить выход из числа учредителей в любой момент по собственному усмотрению. Согласие других участников для этого не нужно. Выход из состава лиц-учредителей НКО можно осуществить несколькими способами:

Выход учредителя из НКО

  • Все корпоративные НКО – потребительские кооперативы, товарищества собственников, общественные организации и движения, адвокатские палаты, и т. д.
  • Некоторые унитарные НКО – фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации.

В случае, если в ООО имеется много наемных работников (как правило, от 15 и больше), необходимо уведомить Службу занятости. Кроме того, руководитель Общества обязан предупредить всех своих сотрудников о самостоятельной ликвидации фирмы минимум за два месяца до предполагаемого увольнения.

После того, как указанные документы поступят в налоговую, у налоговиков будет 5 рабочих дней для ликвидации ООО. Финалом всей этой бумажной эпопеи является внесение записи в ЕГРЮЛ о том, что Общество с ограниченной ответственностью ликвидировано.

Заключение

Итоговый ликвидационный баланс, так же, как и предварительный должен быть завизирован общим собранием с оформлением соответствующего протокола. После этого оставшиеся активы можно перераспределять между участниками, учитывая при этом их долю в уставном капитале.

Данные юридические фирмы помогают учредителям и руководству организаций “ликвидировать” фирмы не путем официальной процедуры ухода с рынка (ликвидации), а с помощью смены руководства фирм и внесения локальных изменений в учредительные документы. Самый распространенный способ ухода с рынка – увольнение главного бухгалтера и переназначение первого лица фирмы. При этом “старый” генеральный директор и главный бухгалтер (иногда это одно и то же лицо) официально могут не переназначаться, а просто написать заявления об увольнении. Так, согласно ст. 31 действующего КзоТ РФ “работники имеют право расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за две недели”, а по “истечении срока предупреждения об увольнении работник вправе прекратить работу”. В данном случае дирекцию фирмы (если менеджер и собственник фирмы – не одно и то же лицо) можно рассматривать как “работников”. Ответственность же за предприятие, финансово-бухгалтерскую документацию и т.д. несут первые лица (в большей степени – руководитель фирмы). С момента увольнения дирекции ответственность за деятельность фирмы никто не несет – и с юридической точки зрения в дальнейшем их очень сложно привлечь к ответственности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: