Субъекты ФМ
Согласно законодательству, субъектами первичного ФМ являются следующие учреждения и лица:
- банк, кредитная организация, страховая и лизинговая компания, ломбард, кредитный союз и прочие финансовые учреждения;
- платёжная организация, член платёжной системы, эквайринговое и клиринговое учреждение;
- товарная, фондовая и прочие биржи;
- профессиональный участник торгов на рынке ценных бумаг;
- оператор почтовой связи и другого учреждения, производящего переводы денежных средств;
- филиал или представительство иностранного предприятия, предоставляющего финансовые услуги;
- посредник при сделках купли/продажи недвижимого имущества;
- предприятие, торгующее за наличные драгоценными камнями и металлами и изделиями из них;
- предприятие, проводящее лотереи, азартные игры (в том числе казино);
- нотариус, адвокат, аудитор, аудиторская фирма, ООО, предоставляющее услуги по бухучёту;
- остальные юридические лица, которые не являются финансовыми организациями, но оказывают отдельные финансовые услуги.
Когда компания является объектом первичного ФМ, она обязана:
- Встать на учёт в российском Госфинмониторинге.
- Производить идентификацию и верификацию, анализировать клиента и уточнять его данные в случае необходимости.
- Обнаруживать операции, подлежащие ФМ на любом этапе:
- До начала операции;
- В процессе операции;
- В момент возникновения подозрения;
- После проведения операции (попытки проведения или отказа от проведения).
- Обеспечить управление рисками, и разработать критерии рисков.
- Регистрировать денежные операции, подлежащие ФМ (не позднее 24 часов с момента обнаружения).
- Информировать Госфинмониторинг об операциях, подлежащих ФМ, а также о подозрительной деятельности.
- Подавать на запросы Госфинмониторинга полные и достоверные данные, документацию и пр.
Чем грозит финансовый мониторинг?
Часто люди пугаются финансового мониторинга и боятся проводить операции, которые могут под него попасть. На самом деле, в этом нет ничего страшного. Ежедневно в каждом банке осуществляются сотни, тысячи, десятки тысяч операций, попадающих под обязательный и внутренний финансовый мониторинг. И это отнюдь не означает, что у клиентов, совершающих такие операции, возникают какие-либо проблемы.
Просто все эти операции скапливаются в базе данных, которая хранится в уполномоченном органе (службе) финансового мониторинга, и при необходимости может быть использована.
Банк может заблокировать операцию, только если у нее имеются явные признаки легализации преступных доходов или финансирования терроризма. Также блокировку на счет может наложить государственная служба финансового мониторинга. При этом такие блокировки носят, как правило, временный характер, до предоставления клиентом каких-то дополнительных документов, позволяющих удостовериться, что эта операция не попадает под действие законов «О противодействии легализации…».
Многие часто спрашивают: означает ли попадание операции под финмониторинг то, что сведения о ней передадут в налоговые органы? Нет, не означает. Сведения об операции поступают только в уполномоченный орган финансового мониторинга, в компетенцию которого не входит проверка соблюдения налогового законодательства и выявление уклонений от уплаты налогов.
На этом я прощаюсь с вами. Сайт Финансовый гений — отличный способ бесплатно повысить свою финансовую грамотность и получить много полезной практической информации в области финансов, экономики, достижения успеха. Оставайтесь с нами и будьте финансово грамотными! До новых встреч!
Оценить:
Цели проведения контроля
Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:
- Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
- Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
- Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
- Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
- Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
- Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
- Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
- Обеспечение сохранности собственности компании.
Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.
Проблемы учета и внутреннего контроля просроченной дебиторской задолженности
Классификация видов финансового контроля
Финансовый контроль можно классифицировать по различным признакам. Наиболее популярная классификация базируется на времени проведения финансового контроля относительно совершения операций, принятия управленческих решений. В данном контексте выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. С технической точки зрения наиболее проблематичным является текущий контроль (поскольку он производится прямо в момент совершения операций), а наиболее всеобъемлющим является последующий контроль.
Также финансовый контроль различается по тому, кем является управляющий субъект. На этом основании, выделяют государственный контроль, который производится органами государственной власти (например, парламентский, правоохранительный, налоговый, бюджетный, таможенный и иные виды контроля), и общественный, которым занимаются общественные институты (политические партии, некоммерческие организации, средства массовой информации и др.).
Финансовый контроль, который касается вопросов, связанных с коммерческими организациями, может быть вышестоящим (ведомственным или корпоративным), внутрихозяйственным (внутренним контролем специальных/ревизионных служб), независимым (в форме аудиторских проверок).
Кроме того, классификацию видов финансового контроля можно проводить по срокам выполнения (плановый или внеплановый контроль), по источнику финансирования (за счёт контролирующего, проверяемого или третьего лица), по направлению (эффективности, финансовой отчётности, на соответствие) и т.д.
Разновидности внутреннего контроля
Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:
- Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
- Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
- Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.
ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях
ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия
Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.
Предварительный контроль
Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:
- Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
- Визирование и согласование документации.
- Проверка договоров.
- Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.
Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.
Текущий контроль
Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:
- Анализ расходной документации.
- Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
- Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
- Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
- Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
- Установление фактического наличия собственности компании.
Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.
Последующий контроль
Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:
- Инвентаризация.
- Ревизия кассы без предварительной подготовки.
- Проверка путей использования средств.
- Анализ имеющихся документов.
Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.
4 степени финансового благосостояния
В работах классических авторов по личной экономике выделяют четыре уровня отношений с финансами:
Финансовая яма
Существенное превышение расходов над доходами. Разница покрывается кредитами или берется в долг. Финансовая яма – это обилие долговых обязательств и ноль сбережений. Преодолеть данный уровень затруднительно, но возможно.
Для вас подарок! В свободном доступе до18.12
61 проверенный канал из закрытой подборки по поиску работы в IT
Гарантированно найдете выгодную работу за 1-2 дня
Гарантированно найдете выгодную работу за 1-2 дня
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Перейти
Скачать файл
Финансовая нестабильность
На этом уровне практически все доходы тратятся на удовлетворение базовых потребностей, то есть равны расходам. По факту, если финансово нестабильный человек лишится основного заработка, ему придется жить в долг. Это дает автоматическое возвращение к предыдущему уровню – финансовой яме.
Финансовая стабильность
Объем регулярного заработка превышает расходуемые средства. Человек имеет возможность откладывать часть денег для формирования «подушки безопасности» на случай форс-мажора. Порог бедности остался позади, но финансовую стабильность по-прежнему может обеспечить только постоянная работа. Возможно прожить какой-то небольшой отрезок времени благодаря сбережениям, но без пополнения бюджета неизбежен возврат к «финансовой нестабильности».
Верхний уровень благосостояния в любой точке земного шара. Финансовые возможности человека, находящегося на этом уровне, почти не имеют ограничений. Регулярные поступления в бюджет существенно превышают затраты. Необходимость активного заработка отпадает. Человек владеет не только сбережениями, но и капиталом, дающим постоянный денежный поток.
Принципы государственного финансового контроля
Осуществление финансового контроля должно основываться на соответствующих принципах как организационно-правовых основах построения и функционирования финансового контроля, обеспечивающие его результативность.
Основные принципы финансового контроля:
- Принцип законности — один из ключевых принципов деятельности органов государственного финансового контроля. Принцип законности находит отражение в первую очередь в том, что органы государственного финансового контроля при реализации своих задач руководствуются Конституцией и законами, действуют строго в пределах установленной ими компетенции, в рамках их задач, функций и полномочий, а их должностные лица — в соответствии с правами и обязанностями, которыми они наделены.
- Принцип объективности и реальности — заключается в получении в результате контроля объективной реальной картины дел. Результаты финансового контроля должны основываться на документальных материалах, подтверждающих или опровергающих нарушения в финансовой сфере.
- Принцип профессионализма — контролеры должны иметь соответствующую квалификацию и профессиональную подготовку, позволяющую им делать профессиональные и квалифицированные выводы.
- Принцип независимости — контролирующие органы в своей деятельности руководствуются нормами законодательства и являются независимыми при выполнении возложенных на них функций.
- Принцип вертикальной подчиненности контролирующих субъектов — система организации органов контроля, при которой решение вышестоящего органа контроля является обязательным для нижестоящего.
- Принцип целесообразности — определяет то, что в процессе контроля достигается определенная цель, без которой он не имеет смысла.
- Принцип гласности и публичности — обеспечивает доступность любого контролируемого субъекта к результатам контроля, к средствам его проведения и организации. Контролирующие органы обязаны ознакомить проверяемого субъекта с актом проверки. Открытость и прозрачность финансового контроля должна быть всегда, за исключением необходимости соблюдения режима специальных ограничений, в том числе неразглашения коммерческой, банковской, государственной и других тайн, в соответствии с законодательством.
- Принцип ответственности — заключается в установлении специфических мер ответственности для контролирующих органов и должностных лиц за нарушения, допущенные в процессе контроля.
Важно понимание
Препятствием на пути организации в регионах эффективно функционирующих систем ВФК и ВФА является непонимание значительной частью руководителей органов исполнительной власти и их сотрудниками необходимости ведения данной работы. Поэтому в регионах необходимо разъяснять смысл проводимых преобразований в системе финансового контроля вообще и создания ВФК и ВФА в частности. Также целесообразно определить в каждом регионе координирующий орган, который будет вести вышеуказанную разъяснительную (методическую) работу. В Волгоградской области эти функции возложены на региональный комитет финансов.
Ранее руководитель любого органа госвласти и органа МСУ оценивал работу своих сотрудников на основе различной, чаще всего эпизодической, а значит, бессистемной, информации об их деятельности. При этом, чем меньше по штатной численности был орган, тем больше у руководителя было возможности иметь информацию о качестве исполнения подчиненными своих должностных обязанностей. Руководитель крупного по штатной численности и количеству подведомственных бюджетополучателей органа производил оценку качества исполнения его сотрудниками своих обязанностей исходя из результатов внешних и внутренних контрольных мероприятий и внутренней, в основном устной, информации о состоянии дел в том или ином структурном подразделении. Такой контроль позволял иметь объективную картину деятельности подведомственных бюджетополучателей, но не предоставлял возможности системно оценивать работу каждого сотрудника организации и, что самое главное, предотвращать и устранять финансовые нарушения до их выявления в рамках мероприятий последующего финансового контроля.
Создание системы ВФК в организации позволяет наладить текущую деятельность как простых сотрудников, проводящих те или иные бюджетные процедуры, так и их непосредственных начальников (руководителей структурных подразделений) по текущему финансовому контролю за выполняемой в этих структурных подразделениях работой. При этом одним из инструментов осуществления такой деятельности является организация документирования работы по ВФК в картах и журналах внутреннего финансового контроля. Внутренний финансовый аудит в этом случае призван оценивать надежность действующей системы внутреннего финансового контроля путем осуществления периодических контрольных мероприятий. Сотрудник, осуществляющий ВФА, должен докладывать о результатах контрольных мероприятий непосредственно руководителю главного администратора бюджетных средств и вносить предложения по устранению имеющихся несоответствий и повышению качества осуществления внутреннего финансового контроля.
Основные виды финансового контроля
Государственный контроль может осуществляться только органами государственной власти. Местные советы применяют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении местных бюджетов. Государственный контроль за распределением денежных средств осуществляют финансовые и налоговые органы, Центральный Банк РФ.
Ведомственный контроль за распределение средств осуществляют министерства, специально созданные ведомства, входящие в систему управления. Вышестоящие органы обязаны проводить документальный контроль в своих структурных подразделах.
Внутрихозяйственный контроль за распределение денежных средств осуществляется работниками финансовых служб и бухгалтерий. Основной задачей данных ведомств, является наблюдение за состоянием финансовой деятельности.
Независимый финансовый контроль – это вид контроля, который проводиться аудиторами.
Общественный контроль в наше время осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии.
Финансовый контроль можно рассмотреть еще и по таким видам, а именно: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль позволяет предупредить о нарушении Законов, нецелесообразного использования денежных средств, выявить резервы. Такой вид контроля осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, планов.
Текущий контроль применяется в процессе совершения финансово – хозяйственных операций. Любой руководитель, директор, прежде чем поставить свою роспись на финансовых документах, должен убедиться в законности предполагаемых платежей и расчетов.
Последующий контроль происходит после совершения операций, то есть после того, как поступили денежные средства, потраченные денежные средства материальные ценности. Такой вид контроля позволяет убедиться в законности совершенных операций.
Замечание 2
Проверки и ревизии, которые проводятся на предприятии, являются самыми эффективными методами финансового контроля.
Особенности организации внутреннего контроля
Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.
Контрольные мероприятия исполняются различными путями:
- Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
- Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
- Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.
Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.
5 ключевых признаков финансовой независимости
Несмотря на то, что данное понятие является довольно универсальным, каждый найдет в нем для себя особые смыслы.
У каждого человека финансовая независимость приобретает особое значение. Кому-то она дает возможность знакомиться с новыми местами, кто-то получает шанс проявить себя в интересующей сфере, без оглядки на денежное вознаграждение, другие воплощают мечту жить в уединенном месте с собственным виноградником, проводить вечера у бассейна, слушая шелест листвы и стрекот цикад.
5 ключевых признаков финансовой независимости
У всех этих потребностей есть схожие показатели финансовой независимости:
- Финансовая независимость позволяет свободно распоряжаться временными ресурсами.
- Финансово независимый человек может делать только то, что ему нравится.
- Люди, достигшие финансовой независимости, могут продолжать деятельность на любой работе, но при этом они не находятся в зависимом положении.
- Рост капитала неизменен с каждым годом, соответственно, увеличивается и благосостояние.
- Финансовая независимость исключает возможность одномоментного жизненного краха.
Если вынуть из фундамента один кирпич, все строение перестанет быть долговечным и надежным. Уберите второй, и здание сложится под гнетом внешних факторов.
Уровни финмониторинга
Финансовый мониторинг — это контроль за денежными операциями. Он бывает внутренним и обязательным.
Внутренний мониторинг проводят банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые компании, брокеры, когда обслуживают клиентов, в том числе компании и предпринимателей, — это нужно, чтобы вовремя пресечь незаконные операции.
Организация получает персональную информацию о клиенте, проверяет подлинность документов и, если возникли подозрения, направляет данные на проверку в Росфинмониторинг.
Сделку могут признать подозрительной, или, как выражается само ведомство, необычной, если клиент отказывается предоставлять запрашиваемые документы, настаивает на том, чтобы операцию провели как можно скорее, или слишком озабочен конфиденциальностью сделки — например, интересуется, получат ли сведения о ней государственные органы.
Критерии и признаки необычных сделок
Также подозрение может вызвать операция, которая не соответствует основной деятельности клиента — например, если парикмахерская скупает золотые слитки.
Обязательный мониторинг проводит сам Росфинмониторинг. При этом он контролирует денежные потоки как внутри России, так и в рамках международных сделок.
Как выбрать финансового консультанта
К выбору такого помощника нужно относиться ответственно. Именно от него зависит ваше благосостояние и приумножение финансов. Изначально нужно ознакомиться с перечнем услуг, которые предлагает советник. Оценить их стоимость.
У финансового советника должен быть личный опыт инвестирования.
Если он самостоятельно не вкладывается в проекты, значит, не знает всех тонкостей этой деятельности. Соответственно, не может правильно оценить риски.
Особое внимание стоит уделить профильному образованию. Оно должно быть указано в портфолио
Но и этого недостаточно. У финансового консультанта должен быть опыт работы не менее 5 лет.
Будет плюсом для специалиста, если у него есть видео-контент. Клиент всегда может оценить манеру подачи информации, насколько ему понятно то, о чем говорит советник в своих видео.
Ну и самое главное. Опытный финансовый консультант никогда не будет обещать баснословные финансовые доходы. Например 50-70%. Все советники дают гарантию на приумножение капитала в 5-8%. Это оптимальный уровень доходности, ну плюс-минус несколько процентов. Доходность в 50% и более связана с очень большими рисками. А при потере значительной суммы финансов такой консультант не будет отвечать за это. Лучше доверить свои сбережения и их приумножение профессионалам.
Похожие термины:
система контроля, обеспечивающая концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений
контроль со стороны органов местного самоуправления за составлением и исполнением местных бюджетов и внебюджетных местных фондов, а также за финансовой деятельностью муниципальных предприятий.
руководитель специального органа, осуществляющего контроль за мобилизацией и использованием фондов государственных денежных средств. Назначается на этот пост пожизненно или на длительный срок.
финансовый контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяй
(financial control premium) — один из видов фундаментальных корректировок в рамках интегрированной теории оценки бизнеса (см. Финансовый контроль). Применение П.з.ф.к. должно быть ограничено ситуациями, в котор
внутренний контроль для обеспечения: — зашиты активов от несанкционированного использования или передачи: — надлежащего ведения бухгалтерских записей и надежности финансовой информации, использ
аудиторская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансов
финансовый контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств и т.
финансовый контроль, который осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. В зависимости от органов (субъектов) его осуществляющих выделяется финансовый контроль: а) предс
финансовый контроль, который проводится: а) в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за
финансовый контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятель
контроль со стороны органов власти и управления РФ и субъектов РФ, а также специально созданных контрольных органов (Счетная палата, Госналогслужба и др.) за соблюдением законодательства в сфере г
финансовый контроль, который проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов
Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений фина
контроль, проводимый аудиторскими фирмами, руководством и финансовыми службами предприятий и организаций, акционерами, коммерческими банками, страховыми фирмами за финансовым состоянием и ликв
Обязательный ФМ
Сотрудники ФСФМ получают отчётность финансовых учреждений и занимаются контролем на соответствие попавших в отчёты денежных потоков требованиям законодательства. Так как они имеют доступ в объединённую базу данных, у них имеется намного больше возможностей для тщательного анализа сомнительных операций и принятия оптимального решения.
При подозрениях о направленности банковской операции на отмывание денежных средств, финансирование преступных группировок или на то, что средства получены в результате незаконной деятельности, ФСФМ вправе заблокировать счёт до получения дополнительной документации:
- Документы клиента или их копии, которые хранятся в банке.
- Документы, подтверждающие личные данные и источники денежных средств, указанные самим клиентом.
- Данные об остальных денежных транзакциях, осуществлённых физическим или юридическим лицом.
На основании этой документации всесторонне проверяется сам клиент финансовой организации и его денежные потоки. При выявлении противозаконности операции, данные передаются в правоохранительные и судебные органы для дальнейшего разбирательства. Бывают случаи, когда денежная транзакция обладает явными признаками незаконной деятельности (платежи организациям, признанным террористическими или финансирующим преступную деятельность). В случае обнаружения такой операции надлежащие меры принимаются без дополнительной проверки.
Для организации финансового мониторинга требуется тесное взаимодействие государственного уполномоченного органа и сотрудников отделов ФМ банков и других компаний. Государственное регулирование осуществляется Федеральной службой ФМ России. Кроме этого, Росфинмониторинг занимается подготовкой кадров по ФМ на местах.
Кто такой финансовый консультант
Это специалист, который предоставляет консультации в области финансовой политики на различных уровнях. Он может работать как отдельное физическое лицо, так и в штате юридического лица. От этого его функции не изменяются.
Он советует клиентам как сохранить или приумножить денежные средства, оценивает их финансовое состояние, разрабатывает инвестиционную политику, схему работы с банковскими учреждениями, принимает управленческие решения.
Понятие «Финансовый консультант» состоит из многих значений.
К этой категории относят следующие специальности:
- брокеры;
- инвестиционные советники;
- бухгалтеры;
- финансовые адвокаты;
- страховые агенты;
- финансовые аналитики.
Консультант может отлично разбираться в определенной области финансов, но может быть и широкопрофильным специалистом.
Задачи финансового контроля
Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.
Основная задача финансового контроля – обеспечение четкого соблюдения норм финансового права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня:
- Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
- Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
- Проверка соответствия совершенных хозяйственных операций требованиям законодательства.
- Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
- Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
- Проверка правильности ведения бухгалтерского учета; причем не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
- Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
- Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заемных и бюджетных.
- Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
- Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности к лицам, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.
Задачи по обеспечению интересов собственника
Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например:
- сокращение активов;
- наращивание кредиторской задолженности;
- увеличение средней заработной платы.
Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путем решения следующих задач:
- Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
- Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т.д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
- Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
- Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
- Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка ее соблюдения на практике.
- Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
- Анализ эффективности привлечения заемных средств.
- Анализ мер по оптимизации налогового бремени (см. также Налоговое планирование).
Финансовый контроль должен содействовать целевому расходованию средств, соответствующему реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов и получению наибольшей отдачи.
Финансовый контроль выступает важнейшей составляющей финансового механизма и важным звеном контрольных органов управления в государстве. Особое место в финансовом контроле занимает анализ обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в кредитно-финансовых организациях.
Финансовый контроль способствует пресечению расточительства и финансовых злоупотреблений. Он служит основой для объективного предоставления государственных дотаций и субсидий конкретным территориям и хозяйствующим субъектам, а также для предоставления налоговых льгот. С помощью финансового контроля оценивается соблюдение законов и нормативных актов при выполнении финансовых операций и сделок между юридическими и физическими лицами.
Внутренний ФМ
Внутренний финансовый мониторинг осуществляется всеми сотрудниками финансовых учреждений (операционистами банков, кассирами, работниками страховых компаний, отделами и департаментами других организаций), которые обслуживают операции клиентов. Они проводят первичный мониторинг – идентификацию личности, совершающей денежную операцию и, в сомнительных случаях, проверку транзакции на соответствие условиям законодательства.
Обычно первичный мониторинг составляет сбор необходимых персональных данных клиента и предварительную проверку их достоверности (правильность заполнения паспортных данных и соответствие информации о доходах с данными, указанными в справках). Подробнее денежные транзакции анализируются сотрудниками отделов (департаментов) ФМ банковских и других организаций, которым доступна информация о деталях операций и персональные данные контрагентов.
Как работают отделы ФМ финансовых организаций:
- чтобы качественно выполнять возложенные на них задачи и не допускать злоупотребления в деятельности внутри банка или другого учреждения, отделы ФМ подотчётны только органам управления этих организаций (совет директоров, правление банка, ТОП-менеджмент и т.д.). Полномочия сотрудников таких отделов позволяют контролировать работу главных должностных лиц компании;
- сотрудником отдела финансового мониторинга проверяется любая (если не производился первичный мониторинг) транзакция и решается, нужно ли проводить внутренний или обязательный ФМ. Каждой подобной денежной операции присваивается специальный код;
- в установленный период времени информация о сомнительных операциях собирается в файлы отчётности и отправляется в электронном виде в уполномоченный государственный орган (Росфинмониторинг), ведущий обязательный мониторинг.
Что должен знать финансовый консультант
Во-первых, он должен обладать всеми необходимыми навыками профессии. Во-вторых, отлично знать положения и законы Законодательства РФ в области финансов и экономики. Далее, он должен разбираться в рыночной экономике, тенденции денежных вложений.
Также он должен знать способы оценки финансовых активов, их инструменты. Разбираться в процедурах приобретения и продажи ценных бумаг как на российском, так и иностранном фондовом рынке. Кроме этого, он должен быть знаком с современными системами кредитования и инвестирования, контроля и налогообложения.
Другими словами, финансовый консультант — это советник, отлично ориентирующийся в любых финансовых, юридических и бухгалтерских областях.