Суть проблемы
Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.
Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:
- финансовую и правовую безграмотность субъекта;
- неверную трактовку действующего законодательства;
- двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
- отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
- технические ошибки;
- недобросовестность контрагентов.
Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.
Материал по теме
Как налогоплательщику проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента
Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.
Как это работает?
Именно выездная проверка часто становится отправной точкой серьезных проблем компании и ее руководящего состава, т.к. по ее итогам приходится доплачивать в бюджет немалые деньги (по последним данным около 55 млн руб.) и есть существенный риск привлечения к уголовной и субсидиарной ответственности бухгалтера, директора компании за неуплату налогов.
Как налоговой службе удается добиться сбора таких фантастических сумм? Цифровизация всему «виной». Специальные алгоритмы «просеивают тонны информации» о деятельности налогоплательщика, оценивают ее результаты по заданным параметрам, сравнивают с установленным «нормативом», а все, что не сходится, подвергается пристальному изучению. Что же «в фокусе» внимания? Разберемся ниже.
Также набирают популярность тематические выездные проверки, охватывающие 1-2 кв. и только по одному налогу (НДС, налогу на прибыль), чаще всего из-за сомнительных контрагентов и «НДС-разрывов». Еще в начале 2021 года был озвучено, что планируется увеличение количество таких выездных «мини-проверок» бизнеса.
Не рекомендуем рассчитывать, что при введении моратория на выездные проверки в 2022 году жизнь бизнеса будет легче. Как показала практика 2020-го года: то, что не было доначислено в период моратория, было восполнено позднее, т.к. «вынужденную остановку» инспекция использовала для сбора информации и глубокого «предпроверочного анализа». Таким образом, «затишье» сменяется усилением налогового контроля.
При этом для возникновения налоговых рисков не обязательно необходима выездная проверка. Возможно проведение налоговой иных «мероприятий», которые могут закончится для компании теми или иными потерями. Например, это распространяется на вызов в налоговую для уточнения налоговых обязательств в большую сторону и др.
Отдельно хотим напомнить, что крайне нежелательно и даже опасно иметь в контрагентах «техническую компанию». Как об этом узнает налоговая? Тоже разберемся.
Периодическая проверка своей компании и ее контрагентов на соответствие заданным налоговой показателям/правилам — своеобразный налоговый ЗОЖ современного бизнеса. Согласитесь, лучше до появления у налоговой вопросов обнаружить угрозу налоговой безопасности и оперативно ее обезвредить.
А что будет, если игнорировать опасность? Может, вызовут «на разговор» для уточнения налоговых обязательств в большую сторону или попросят подтвердить, что вы не участвуете в налоговом «схематозе». А может даже налоговая будет грозить вам выездной проверкой и по ее итогу вам предъявят внушительный «чек» доначислений и санкций. Не исключен и вариант субсидиарной ответственности по долгам организации. Кстати, для главного бухгалтера такой итог тоже вполне вероятен. Ну и это не самое страшное, ведь за неуплату налогов можно получить уголовное наказание. Надеемся, что убедили вас: болезнь легче предупредить, чем лечить.
Но не все вопросы целесообразно и удобно решать самостоятельно. Иногда это требует значительных временных ресурсов, которых у главных бухгалтеров зачастую недостаточно. Советуем воспользоваться экспертной поддержкой и провести аудит с гарантией и страховкой! Это позволит не только своевременно выявить налоговые риски, определить размер возможных доначислений и штрафов, но и принять меры для их снижения/нивелирования, а также проверить контрагентов на налоговую благонадежность по 200+ критериям, оценить риск вызова «на комиссию» и риск назначения выездной проверки.
Наталья Игуш
Генеральный директор
Понятие налоговых рисков и их причины
Термина «Налоговые риски» в действующем законодательстве не существует и четкого научного определения ему нет, при этом смысловое значение известно практически каждому налогоплательщику. В результате принятия решения в части налогообложения возникает вероятность наступления неблагоприятных последствий, вследствие чего организация может утратить имущество или понести финансовые потери и недополучить ожидаемой выгоды.
Во многом подобные ситуации связаны с тем, что система менеджмента большинства фирм и компаний имеет множество недостатков.
Факторы, оказывающие непосредственное влияние на появление негативных последствий:
- Отсутствие контроля над операционными процессами в компании.
- Не рациональные планы и слабый учет средств.
- Нехватка квалифицированных сотрудников.
- Отсутствие программного обеспечения в части управления.
Поэтому управление рисками налогового планирования в условиях экономического развития государства подразумевает целый комплекс мероприятий.
Снижение количества ВНП
В 2019 картина изменилась. ВНП затронули 12 549 организаций, то есть снижение за 3 года почти в 2 раза. Средняя сумма доначислений на проверку 25 млн.
Разница колоссальная: «минус» 10 тысяч проверок, «плюс» 10 млн доначислений. Всё это говорит о росте эффективности налогового контроля. Тем не менее кроме выездной налоговой проверки, у налоговых органов есть ещё один инструмент, позволяющий пополнить бюджет.
Своего рода предупредительным выстрелом, предшествующим проверке, выступает комиссия по легализации. Данное мероприятие представляет собой переговорный процесс налогоплательщика с инспекцией на тему уточнения налоговых обязательств. В целом вызов на комиссию основывает на критериях включения налогоплательщика в план проверок. Однако, проверка — процесс долгий, договориться о приемлемых для обеих сторон условиях можно гораздо быстрее.
При этом не нужно воспринимать комиссию по легализации как некий устрашающий механизм. Наоборот, это возможность отстаивать свою позицию и продумать стратеги будущей защиты.
Как найти риски проекта и оценить их
Самый эффективный способ найти риски — мозговой штурм с командой проекта. Так каждый сможет предложить свои идеи. Лучше, если в мозговом штурме будут участвовать люди, занимающие разные роли в проекте, имеющие разный бэкграунд. Люди с разным опытом и набором навыков помогут найти риски, о которых руководитель не догадывается.
Некоторые члены команды участвовали в нескольких проектах внутри компании. Они поделятся информацией об опасностях, с которыми столкнулись коллеги. Новичок может рассказать об опыте команд, в которых он работал раньше.
Чтобы структурировать информацию, полученную во время мозгового штурма, используйте диаграмму Исикавы. Диаграмма, известная как «рыбьи кости», наглядно показывает причинно-следственные связи.
В «голову» рыбы помещают риск, который нужно проанализировать. На «костях» пишут причины, которые могут привести к негативному событию. К ним могут вести «кости» поменьше — причины второго порядка. Иногда добавляют третий, четвёртый и даже пятый уровни.
Вот диаграмма Исикавы, составленная для анализа проблемы — у компании низкие продажи.
Так выглядит диаграмма Исикавы с тремя уровнями факторов. Пока она не заполнена до концаИнфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Например, есть риск, что поставщики вовремя не доставят товар. На диаграмму поместят следующие причины:
- нет инструментов отслеживания;
- государство может ввести ограничения;
- нет человека, который отвечает за доставку товара.
Может оказаться, что список рисков слишком большой. Это нормальный результат для такого анализа. Нужно будет выбрать самые важные риски, на которых сосредоточится команда.
Для оценки рисков используйте матрицу вероятности и последствий. С помощью неё вы поймёте, о каких рисках нужно помнить в первую очередь.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Сначала проанализируйте, какие последствия могут быть, если риск превратится в проблему. Используйте шкалу:
- Сильный эффект — если проблема может сорвать проект или существенно его изменить.
- Средний — если событие может повлиять на проект, но это можно поправить.
- Слабый — если риск незначительно повлияет на проект, но точно его не сорвёт.
Потом оцените вероятность того, что риск возникнет:
- Высокий — высокая вероятность риска.
- Средний — риск есть.
- Низкий — скорее всего, риска нет.
Затем нужно собрать оценки вероятности и силы последствий на одной шкале и разбить риски на несколько групп.
- Если вероятность низкая, а последствия дадут слабый эффект, то об этом риске не стоит беспокоиться. Просто имейте в виду, что он есть.
- Если вероятность высокая и последствия дадут сильный эффект, о защите от этого риска нужно позаботиться в первую очередь.
Несколько незначительных рисков обычно меньше влияют на проект, чем один риск высокого уровня. Последние чаще приводят к тому, что проект срывается. Поэтому работайте сначала с проблемами высокого и среднего уровня.
Наши услуги
Мы предлагаем своим клиентам как юридическую оценку налоговых рисков организации в целом, так и анализ налоговых рисков по отдельным операциям. Мы работаем также с такой специфической категорией рисков, как налоговые риски физических лиц. Для наибольшей эффективности мы проводим оценку налоговых рисков предприятия или лица, привлекая к работе как юристов, так и экономистов. Все наши специалисты имеют высокую квалификацию и огромный опыт работы в налоговом праве.
Оценка налоговых рисков может проводиться в различных целях и по различным методикам, но она всегда должна дать ответы на следующие вопросы:
- есть ли риск спора с налоговым органом по конкретной операции, льготе или в целом по деятельности? какова его вероятность?
- если риск существует, то возможно ли отстоять выгодную для налогоплательщика позицию в суде? какова ее вероятность?
- какие действия необходимо предпринять, чтобы выявленные риски были меньше? насколько эти действия снизят вероятность негативных событий для налогоплательщика?
- какие действия можно предпринять для оптимизации налогового эффекта от операции или от деятельности? возможно ли это?
- каковы возможные экономические выгоды от , реальная и планируемая налоговая нагрузка?
Критерии оценки налоговых рисков
Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).
Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:
Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет)
Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
Значительные размеры вычетов по налогам
Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.
Вы составили список рисков: что теперь делать?
Есть четыре основные стратегии, как реагировать на риски. Можно попробовать избежать рисков, принять их, передать их другой команде; их также можно уменьшить и контролировать.
Рассмотрим каждый способ.
Избегать. Иногда вы можете избежать риска полностью. Например, если вы сомневаетесь в надёжности подрядчика, который часто не соблюдает сроки, вы можете перестать работать с ним.
Принять. Этот способ подойдёт для рисков с низкой или средней вероятностью и без тяжёлых последствий для проекта. Нужно принять, что такой риск существует, и отслеживать его всё время до окончания проекта.
Представим, что поставщик неожиданно заявил, что у него нет нужных вам компонентов, однако он пополнит запасы в ближайшее время. Возможно, это скажется на сроках проекта.
Можно начать работу с другим поставщиком, но такой риск лучше принять. Это имеет смысл, если задержки не критичны для проекта. Если не искать нового поставщика и смириться с риском, это избавит команду от лишней работы.
Уменьшить или контролировать. Для смягчения риска используйте дерево решений. Это блок-схема, которая показывает, какие решения существуют для каждой проблемы. Например, если компания работает с исполнителем, который срывает сроки, ему можно постоянно напоминать о задаче: отправлять имейлы каждый день или звонить.
Налоговые риски при заключении договоров
При определении суммы налогов к уплате важнейшей статьей являются расходы, понесенные организацией в процессе своей деятельности. Налоговый орган признаёт расходы, если они обоснованы целью получения доходов и документально подтверждены. Наибольшая вероятность ошибок кроется в некорректном составлении первичной документации и халатном оформлении договорных отношений, что влечёт за собой споры в документальном подтверждении расходов.
Если договор между контрагентами составлен некорректно, ФНС может признать его частично или полностью недействительным для целей налогообложения, переквалифицировать его в другой вид договора или вовсе признать незаключённым. В этом случае и расходы по этому договору будут признаны недействительными или необоснованными целью получения доходов, и предпринимателю будут дополнительно начислены суммы налогов, а также пени и штрафов.
Примерами таких ошибок, влекущих за собой признание сделки недействительной и, как следствие, доначисление налогов, могут являться:
- ошибка в формулировки предмета договора, отсутствие согласований существенных условий договора — например, в договоре неправильно определён предмет договора – услуга вместо поставки, отсутствуют указания на количество и наименование товара, не определён вид работ и сроки их выполнения
- несоблюдение предусмотренных законом форм заключения договора— например, игнорирование требований об обязательном заверении сделки нотариально
- наличие признаков трудового договора в договоре подряда — например, наличие указаний на трудовые функции, место и режим работы, условия оплаты труда.
Обнаруженные налоговым инспектором указанные нарушения повлекут за собой исключение связанных с ними расходов из базы для расчёта налога на прибыль организации, а также из налоговых вычетов по НДС.
Результаты процедуры
Результатом оценки профессионального риска является количественная (качественная) оценка степени ущерба для здоровья работников от действия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудовой нагрузки по вероятности нарушений здоровья с учетом их тяжести. Данные о возможном ущербе, вероятности его наступления и уровне профессионального риска заносятся в карты уровня профессионального риска.
Эти данные являются обоснованием для принятия управленческих решений по ограничению риска и оптимизации условий труда работников.
Образец карты уровня профессионального риска можно скачать здесь.
Полезные стандарты и НПА
Приведём законодательные акты и стандарты, полезные для организации процедуры оценки профессиональных рисков.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года N 776н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
Приказ Минтруда России от 31 января 2022 года N 36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей»
Приказ Минтруда России от 28 декабря 2021 года N 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»
ГОСТ 12.0.230.4-2018. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ
ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ
ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 12.0.230-2007 Системы управления охраной труда. Общие требования
ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска
ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 31000-2019 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р 54145-2010 Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология
Информационные ситуации принятия налоговых решений
----------------------------------------------------------¬------->¦ Условия сравнения доступности исходной информации ¦¦ L-T--------------------------------------------------------¦ ¦/¦ -------+------¬ -- -- -- -- -- -- --¬¦ ¦степень +--------T----------------T-----------------¬¦ ¦достаточности¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦¦ ¦исходной ¦ -------+-------¬ -------+----+-¬ ---------+-------¬¦ ¦информации ¦ ¦полная ¦ ¦вероятностные¦ ¦полная ¦ ¦¦ L------T------- ¦определенность¦ ¦условия ¦ ¦неопределенность¦¦ ¦ L------T-------- L------T------- L--------T-------- ¦¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/¦ -------+------¬ -------+-------¬ -------+------¬ ---------+-------¬ ¦¦ ¦возможности ¦ ¦могут быть ¦ ¦может быть ¦ ¦совсем не могут ¦¦ ¦оценки ¦ ¦оценены ¦ ¦дана ¦ ¦быть оценены ¦ ¦¦ ¦последствий ¦ ¦полностью ¦ ¦вероятностная¦ L--------T--------¦ L-------------- L------T-------- ¦оценка ¦ ¦ ¦¦ ¦ L------T------- ¦¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦¦ -------+-------¬ -------+------¬ ---------+---------¬¦ ¦принятие ¦ ¦управление ¦ ¦поиск информации ¦ ¦¦ ¦обоснованных ¦ ¦налоговыми ¦ ¦для сведения +- -¦ ¦налоговых ¦ ¦рисками ¦ ¦варианта ¦¦ ¦решений ¦ L------T------- ¦к вероятностному ¦¦ L------T-------- /¦ L--------T----------¦ /¦ ¦ /¦¦ ------------------+----------------+-----------------+----¬L------>¦ Рекомендации для рассмотренных ситуаций ¦ L----------------------------------------------------------
Рис. 2
Наиболее обоснованные решения в области воздействия на параметры налогообложения будут приниматься, когда все последствия принимаемого решения могут быть точно оценены. В условиях полной неопределенности необходимо провести работу по поиску достаточной информации, с тем чтобы свести этот вариант к вероятностному и получить возможность анализа последствий таких решений <10>.
<10> Филина Ф.Н. Анализ налоговых рисков. http://www.rosbuh.ru/article.asp?rba_id=1467&rbac_id=4101#chp.
На основе имеющейся информации можно прибегнуть к следующим способам управления налоговыми рисками: лимитирование (нормирование), концентрация рисков и диверсификация.
Нормирование налоговых рисков подразумевает установление допустимых для данной организации потерь от налоговых рисков, что возможно только при достаточности информации о характеристиках риска.
Применение диверсификации затруднено сложностью рассредоточения налоговых рисков во времени или по отдельным видам налогов ввиду их специфичности для каждого конкретного случая.
Управление налоговыми рисками, как и любой вид управляющего воздействия, целесообразно осуществлять в виде реализации ряда последовательных этапов:
- выявление вида и предполагаемого срока выхода конкретного риска за пределы приемлемого (оптимального) уровня (доверительного интервала);
- оценка его реального или ожидаемого уровня;
- анализ факторов, оказывающих большое влияние на его уровень;
- выбор методов управления риском, приводящих к достижению его оптимального уровня для конкретной ситуации;
- применение выбранных методов;
- оценка полученных результатов и при необходимости введение оперативных или упреждающих корректировок.
Специфика прохождения перечисленных этапов управления налоговыми рисками будет зависеть от формы управления налоговым риском, обусловленной моментом управления по отношению к возникновению налогового риска (табл. 1).
Таблица 1
Управление налоговыми рисками
Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:
Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера
Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.. В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации
В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.
Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.
При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.
Возможные последствия проверки
Если налоговая находит нарушения по итогам проверки, предпринимателя могут привлечь к трем видам ответственности:
- налоговой;
- административной;
- уголовной.
Налоговая ответственность. Если компания или ИП не платит налоги вовремя и в полном объеме, это считается налоговым правонарушением. В этом случае предусмотрены штрафы.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
Обычно штраф составляет от 20 до 40% от суммы неуплаченных налогов. Если не заплатить недоимку, пени и штрафы добровольно, налоговая выставляет инкассовое поручение на расчетный счет. Тогда банк станет автоматически списывать все поступающие деньги в счет погашения недоимки, пени, штрафа, пока он не будет выплачен.
Если денег на счете не хватит, налоговая может взыскать недоимку с имущества компании или ИП, которые они используют в предпринимательских целях, через службу судебных приставов. Например, наличные деньги, деньги и драгоценные металлы в банках, машину или офис.
Если на расчетном счете компании нет денег на уплату налогов, штрафов и пеней, налоговая может привлечь к субсидиарной ответственности: взыскать деньги с учредителя, директора или главного бухгалтера.
Административная ответственность. Наступает при нарушении сроков подачи декларации, непредставлении сведений, ошибках в заполнении бухгалтерской отчетности. В этом случае предусмотрен штраф от 300 до 20 000 ₽.
Виды нарушений и административная ответственность
Уголовная ответственность. Компанию или ИП могут привлечь к уголовной ответственности только в одном случае — при налоговой задолженности от 15 млн рублей для компании и от 2,7 млн рублей для ИП. Задолженность считается за период в течение трех лет.
Преступления в сфере экономической деятельности — гл. 22 УК РФ
Варианты наказания зависят от тяжести нарушения. Это может быть:
- штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
- штраф в размере заработной платы за период от одного до двух лет;
- принудительные работы до двух лет;
- арест до шести месяцев;
- лишение свободы: до двух лет — для должностного лица компании, сроком до одного года — для ИП.
Компания или ИП могут избежать уголовной ответственности, если совершили налоговое преступление впервые и полностью уплатили задолженность, пени и штрафы до того, как будет назначено заседание суда.
Обычно за ведение первичной документации и расчет налогов отвечает бухгалтер. Но по закону ответственность за организацию и ведение бухучета лежит на директоре. Если в документации будут ошибки, в первую очередь налоговая предъявит претензии директору или предпринимателю. Чтобы снизить риски в работе с первичной документацией, нанимайте бухгалтера с опытом проверки и подготовки документов к налоговым проверкам.
Мне нравится статья
Как составить план по управлению рисками
План по управлению рисками — это документ, который описывает возможные риски и способы их снизить. Если у вас есть такой план, все члены команды и заказчики будут в курсе, какие проблемы могут возникнуть во время реализации проекта. Документ нужно постоянно дополнять, так как новые риски могут появиться на любом этапе проекта.
План можно создать в «Google Документах». Так все члены команды будут иметь к нему доступ. Укажите название компании, название проекта и кто создал этот документ — чтобы было понятно, к кому обращаться, если возникнут вопросы. Также можно написать, когда документ был создан и когда обновлялся в последний раз. Так команда будет понимать, насколько он актуален.
Так может выглядеть шапка плана по управлению рискамиСкриншот: Google Career Certificates / YouTube
Далее напишите цель документа: смягчить последствия рисков в проекте. В план нужно добавить краткое описание проекта — и написать, какие проблемы проект переживёт, а какие риски могут его изменить.
Следующая часть — самая важная. Создайте таблицу, в которой вы распишете все возможные риски, оцените их и добавьте возможные решения для каждого. Как это сделать, мы разобрали в предыдущих разделах.
Например, один из рисков — поставщик не успевает уложиться в сроки. У этого риска средний уровень. Для снижения риска есть решение: ежедневно созваниваться с поставщиком.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Важно, чтобы не только команда знала о планах. Обязательно встретьтесь с заказчиком или напишите ему письмо, чтобы рассказать, какие риски есть у проекта.. Так вы уже в начале проекта будете понимать, поможет ли заказчик решить проблемы, если они возникнут
Например, если заказчик предупредил, что он не сможет увеличить бюджет, вы учтёте, что работаете с ограниченными ресурсами и дополнительных средств не будет.
Так вы уже в начале проекта будете понимать, поможет ли заказчик решить проблемы, если они возникнут. Например, если заказчик предупредил, что он не сможет увеличить бюджет, вы учтёте, что работаете с ограниченными ресурсами и дополнительных средств не будет.
Если вы не расскажете о рисках заказчику заранее, в середине проекта они могут стать неприятным сюрпризом. Так вы можете подорвать доверие к себе и всей компании. Если же заинтересованные стороны знают о рисках, все понимают, чего потенциально можно ожидать при работе над проектом.
Особенно важно поговорить с заказчиком, если есть риски высокого уровня. В таком случае лучше встретиться с ним и пообщаться лично
Возможно, вы найдёте совместные решения. Риски среднего и низкого уровня можно обсудить по электронной почте.