Активное слушание: техники и упражнения на развитие навыка

Примеры

Активное слушание используется в сферах, где человек взаимодействует с другими людьми. Это социальные профессии. Часто примеры активного слушания можно увидеть в сфере продаж, где менеджер старается разговорить клиента настолько, чтобы тот выразил свои переживания и пожелания. Основываясь на желаниях и стремлениях клиента, можно составить выгодное предложение, где товар сможет решить проблему клиента.

Если обратить внимание на работу психологов на сайте психологической помощи psymedcare.ru, то можно отметить, что они тоже используют активное слушание. Оно становится практически самым главным инструментом в выявлении причин и симптомов расстройства

Здесь задаются вопросы, используются уточнения и длительные паузы, где психолог пытается выяснить всю нужную ему информацию для дальнейшей работы с клиентом.

Активное слушание используется и при общении с детьми. Поскольку детки тяготеют к долгому и искреннему общению, взрослые вынуждены использовать приемы активного слушания. Здесь важными становятся невербальное поведение, уточнения, эмоциональные повторы.

По большому счету даже простые люди используют те или иные приемы активного слушания. В бизнесе, на работе, в семейных отношениях люди контактируют друг с другом. Здесь приходится не только говорить, но и слушать, особенно когда речь идет о решении проблемы. Пока люди говорят, невозможно узнать, что думают по определенному вопросу другие. Только с помощью молчания и активного слушания с целью узнавания мыслей и переживаний партнеров можно найти эффективное решение проблемы.

Часто активное слушание применяется на собеседовании при приеме на работу. Именно в этом взаимодействии работодатель активно воспринимает того, кто хочет устроиться на работу, иногда задавая наводящие вопросы.

Использование в психологии общения

Метод активного восприятия – техника, применяемая в психологических практиках, на психотерапевтических консультациях, во время различных тренингов с целью более качественного понимания чувств и переживаний человека.

Техника слушания в психологии общения применяется для:

  • направления разговора в нужное русло;
  • оказания помощи в понимании, оценивании и запоминании информации;
  • побуждения собеседника к ответу на нужные вопросы;
  • страховки от неверной интерпретации сведений;
  • установления психологического контакта с собеседником и гармоничного выстраивания линии разговора;
  • налаживания бесконфликтного сосуществования в социуме.

Что происходит, когда мы не применяем технику активного слушания

Прежде чем мы обсудим, как правильно слушать человека, было бы полезно изучить наше стандартное поведение

Это печально, но в современном занятом обществе, мы редко уделяем должное внимание какой-либо отдельной деятельности. Мы стали одержимы практикой многозадачности

Мы настолько полны решимости быть продуктивными, что стараемся одновременно слушать и выполнять другие задачи. В результате чего мы не справляемся ни с чем. И даже когда мы не пытаемся выполнять много задач, мы часто отвлекаемся от работы и от общения с человеком. Мы не в состоянии поддерживать зрительный контакт, демонстрируя наше внимание. Короче говоря, многие люди вовсе не вовлечены в разговоры и не применяют активное слушание.

Мы также склонны концентрировать наше внимание на формулировании ответа для человека. И вместо того, чтобы концентрироваться на его словах, мы часто даже не позволяем человеку закончить выражать свои мысли

Мы прерываем его, и начинаем выражать наши собственные мнения и идеи. Мы можем даже заканчивать его предложения, лишь бы проявить свое эго. В таких ситуациях мы не столько слушаем, сколько готовимся продемонстрировать, что мы думаем или знаем о предмете разговора.

Признаки того, что человек выпендривается (хвастается)

В то время как личные разговоры могут быть немного сложными. Разговоры по телефону предоставляют больше возможностей.  Следовательно, больше соблазна выполнять сразу несколько задач

Сколько раз вы разговаривали с кем-то по телефону, слышали щелчок клавиатуры, и понимали, что другой человек отвлекается? Что он не обращает внимание на то, что вы ему говорите? Как вы себя чувствовали в этот момент, зная, что другой человек считает что-то более важным, чем разговор с вами?

Уточнение

Обычный разговор предполагает множество недомолвок, недоговоренностей и недосказанностей. Они додумываются той и другой стороной в произвольном порядке, но при активном восприятии подобного допускать нельзя. Ведь основная цель заключается в извлечении правдивой и максимально полной информации по теме беседы, а также налаживании контакта с партнером.

Поэтому уточнение выполняет сразу две функции:

  • разъясняет сказанное путем направленного диалога;
  • позволяет мягко обходить самые острые и болезненные вопросы.

Это сохраняет взаимопонимание и доверие между собеседниками.

Что значит активное слушание?

Что значит активное слушание? Когда человек не просто молчит, а активно участвует в процессе мыслевыражения другого. Это может быть понимание слов, которые произносятся, переживание тех же чувств, что и собеседник, невербальное воздействие на ход монолога партнера и т. д. Главной задачей активного слушания является понимание мыслей и желаний собеседника с целью построения эффективной модели общения с ним, чтобы влиять на его мнение и дальнейшие планы.

Активное слушание часто используется специалистами, которые работают с людьми: психологи, менеджеры по продажам, продавцы, педагоги и т. д. Там, где нужно выслушать другого человека и понять его мотивы, чтобы уметь воздействовать или договариваться с ним, используется активное слушание.

Главной ошибкой людей является мнение о том, что нужно быть услышанными. Вот почему многие предпочитают говорить и практически не давать возможности высказаться другим. Такие люди часто проигрывают, особенно если попадают на манипуляторов и мошенников. Обычно личности «неприятной» профессии используют активное слушание, поскольку знают, что человек рассказывает о себе все, пока говорит. Им остается быть только внимательными, чтобы четко понимать мысли и переживания других, а потом быстро выстраивать свою модель поведения так, чтобы через нее воздействовать на собеседников.

Если отойти от «корыстных» целей активного слушания, то можно выделить другие выгоды данного процесса. Человек молчит и просто слушает своего собеседника. Ему это позволяет:

  • Правильно воспринять информацию, которая вначале могла быть неправильно понята.
  • Уточнить информацию, задав правильные вопросы, основанные на сказанном собеседником.
  • Направить разговор в нужное русло, понимая, о чем говорит человек.

Активное слушание – это понимание слов говорящего, при этом сам человек молчит. Пока собеседник говорит, можно больше понять его идеи, нежели перебивать или говорить самому.

Как развивать активное слушание?

В первую очередь активное слушание предполагает отказ от бесполезных слушательских привычек, среди которых:

  • Витание в собственных мыслях

  • Отсутствие уважения к говорящему

  • Не понимание скрытого смысла послания

  • Привычка перебивать

  • Отсутствие визуального контакта

  • Привычка торопить спикера

  • Отвлечение

  • Игнорирование того, что непонятно

Самый очевидный способ улучшить любые свои навыки — это практика, ведь активное слушание — это процесс, во время которого вы делаете сознательное усилие, чтобы услышать не только слова, которые произносит другой человек, но и все передаваемое сообщение и его смысл, что в разы важнее. Вы не можете позволить себе отвлекаться на происходящее вокруг или на создание контраргументов в своей голове, пока другой человек говорит. Вы также не можете позволить себе заскучать и потерять концентрацию.

Существует пять ключевых техник активного слушания:

Фокусируйте внимание

Уделите спикеру все свое внимание, дайте ему понять, что вы его слушаете. Помните, что невербальное общение также играет огромную роль, поэтому смотрите прямо на говорящего, отложите все отвлекающие мысли на потом, не прокручивайте в голове опровержения услышанного и не отвлекайтесь на факторы окружающей среды вроде сторонних разговоров

Покажите, что вы слушаете

Используйте свой собственный язык тела и жесты, чтобы показать, что вы вовлечены. Кивайте время от времени, улыбайтесь, убедитесь, что ваша поза открыта, и поощряйте выступающего продолжать с помощью небольших словесных комментариев вроде «да» и «ага».

Давайте обратную связь

Наши личные фильтры, предположения, суждения и убеждения могут исказить то, что мы слышим. Поскольку ваша роль как слушателя — понимать, что говорится, вам может потребоваться обдумать сказанное и задать вопросы. Поразмышляйте над сказанным, задавая вопросы, чтобы прояснить определенные моменты, например «Что вы имеете в виду, когда говорите…» Если вы обнаружите, что слишком эмоционально реагируете на то, что говорят, скажите об этом и попросите дополнительную информацию: «Возможно, я неправильно вас понимаю и зря реагирую лично. Кажется, вы только что сказали, что… Вы это и имели в виду?»

Отложите финальное суждение

Перебивать говорящего — пустая трата времени, это расстраивает человека и ограничивает ваше собственное понимание его сообщения. Прежде чем задавать вопросы, позвольте докладчику закончить каждый пункт своей речи. Не начинайте тут же перечислять встречные аргументы.

Отвечайте соответствующим образом

Активное слушание способствует уважению и пониманию, это одна из его целей. Вы получаете информацию и перспективу и ничего не добавляете, нападая на говорящего или каким-либо иным образом подавляя его. Отвечая, будьте откровенны, открыты и честны, отстаивайте свое мнение уважительно.

Выработка привычки к активному слушанию может иметь множество положительных последствий для вашей жизни. Например, позволяет понять точку зрения другого человека и отреагировать на него сочувствием, что не может не сказаться положительно на межличностных отношениях

Активное слушание на работе важно, если вы занимаете руководящий пост или просто регулярно общаетесь с коллегами, ведь оно позволяет лучше понимать проблемы и совместно разрабатывать решения, а также отражает ваше терпение — это ценный навык на любом рабочем месте

Что такое техника активного слушания?

Техника активного слушания — методика, которая позволяет понять психологическое состояние человека, используя определенные приемы.

В основе этой техники, как ни странно, лежит умение слушать. Не просто слышать звуки, а вслушиваться и понимать человека. Необходимо полностью погрузиться в рассказ говорящего, и таким образом достичь полного понимания всех чувств, эмоция и мыслей человека.

Эта методика подразумевает выполнения определенных действий от слушающего: он не может просто быть рядом, как мебель. Он должен выказывать сопереживания, и периодически включаться в разговор. Эту методику часто используют психологи для выявление психологических проблем человека. Но технику активного слушания детей, например, очень поможет и в образовательной сфере.

Подробнее о технике читайте здесь.

Активное слушание в общении с ребенком

В детском возрасте важно знать, что родители понимают переживания ребенка. Ему иногда бывает сложно выразить словами все то, что он чувствует

Внимательные родители должны помочь ребенку грамотно объяснить свое состояние, внятно рассказать о произошедшем событии.

Приемы активного слушания детей – это помощь в озвучивании чувств и эмоций. Родителям не только следует понимать ребенка, но и научиться сопереживать ему, поддерживать его. Это сблизит и укрепит отношения в семье. Научит ребенка не бояться негативных чувств, справляться с ними. Приведет к взаимному активному слушанию: родители – ребенка, ребенок – родителей.

Отцу и матери следует узнать виды слушания. Приемы активного слушания детей заключаются в их демонстрации. Необходимо показать малышу, что его хотят выслушать и помочь.

В беседе с ребенком следует находиться на одном с ним уровне, глаза в глаза. Отложить все дела, не разговаривать с ним из разных комнат

Показать важность диалога доброжелательным взглядом.
Постараться объединить смысл слов ребенка с его чувствами. Это поможет разобраться в ситуации

Предпочесть утвердительную форму (не вопрос) в описании внутреннего состояния ребенка. «Ты расстроился, потому что…», «ты злишься, потому что…».
Делать паузы, чтобы ребенок мог собраться с мыслями и продолжить диалог.
Повторять своими словами основную мысль ребенка. Так ему станет ясно, что родители его услышали и поняли.
Не оставлять ребенка один на один с его страхами, проблемами, переживаниями.

Интерпретация и конфронтация

Спорить и делать выводы в начале диалога является достаточно распространённой ошибкой. Это свидетельствует о неумении слушать. Очевидные, на первый взгляд, суждения характеризуют не столько собеседника и его точку зрения, сколько отражают наши мнения и предубеждения. Интерпретация и конфронтация — это техники активного слушания, которые я выделил отдельно. Они являются вершиной мастерства в общении, показателями того, насколько мы умеем выслушивать собеседника. Эти техники следует применять на самых поздних этапах общения. А в конфронтацию целесообразно вступать только при высоком уровне доверия.

Интерпретация. Общение помогает решать совместно те задачи, с которыми Ваш собеседник самостоятельно не справляется на данном этапе. Интерпретация помогает найти, как использовать совместные усилия для достижения общей цели, устранить препятствия, мешающие этому, скорректировать задачи

Важно показать собеседнику очевидные для Вас причинно-следственные связи. Однако делать это следует ненавязчиво

Интерпретацию важно выражать как предположение:

  • «Мне кажется, что…»
  • Я пришёл к такому-то выводу, а что Вы думаете по этому поводу».

Безапелляционные выводы отталкивают, скорее всего, не сутью сказанного, неприемлемой директивной манерой их выражения.

Конфронтация. Конфронтация оказывает сильное воздействие на всех участников общения, поэтому она должна быть последовательной и постепенной. В процессе беседы Вы аргументированно показываете несоответствие в представлениях собеседника, которые являются помехой для него и для вашего с ним взаимодействия

Здесь наиболее важно демонстрировать терпимость и принятие чужой точки зрения: для изменения представлений может потребоваться время. Ультиматум не приемлем для равноправного диалога

Несогласие с очевидными вещами может быть связано со многими причинами и не только объективного характера, но и с субъективными.

Практический вывод

Умение внимательно слушать собеседника помогает не только в повседневном общении, но и является необходимым профессиональным специальным навыком для ведения диалогов во многих видах деятельности. Наиболее эффективные техники активного слушания: постановка вопросов, поощрение к беседе, перефразирование и обобщение, отражение чувств, паузы молчания, предоставление информации, интерпретация и конфронтация. Перед беседой следует настроиться, ещё раз определить цель общения, осознать, что может мешать непредвзятому восприятию партнёра по общению. Умение выслушать положительно влияет на личную эффективность.

Методы слушания

Методы активного слушания неразрывно связаны с нашей эмоциональной сферой. Чтобы лучше понять собеседника, настроиться на его эмоциональный фон, используется несколько методов. Главным критерием является эмпатия, которая может проявляться в трех основных формах:

  • симпатия — изначально теплое отношение к окружающим, способность не видеть или не замечать намеренно их ярко выраженных недостатков;
  • сопереживание — способность переживать эмоции собеседника в режиме «здесь и сейчас»;
  • сочувствие — острое желание помочь собеседнику решить его психологические проблемы.

Эмпатическое слушание подразумевает проявление одной или нескольких форм одновременно. То, насколько человек способен проникаться проблемами других, зависит от особенностей его нервной системы. Но не всегда это качество является врожденным, постоянная работа над собой приводит к развитию и закреплению эмпатических навыков. Во время беседы человек не только слушает то, что ему говорят другие, но и проявляет разного рода активность в процессе

Он постоянно задает наводящие вопросы, позой и жестами стремится доказать, что весь есть внимание. Желательно в этот момент полностью отгородиться от окружающего мира, не идти на поводу посторонних мыслей, стараться отогнать предвзятое отношение к другим, если таковое возникло

В психологии выделяют такие методы активного слушания:

  • перефразирование — все значимые моменты передаются собеседнику в форме обратной связи;
  • резюмирование — в конце беседы нужно коротко подытожить сказанное, если информация понята неверно, говорящий обязательно об этом скажет;
  • уточнение — несколько раз во время беседы нужно мягко и негромко уточнить, правильно ли понят собеседник;
  • логическое следствие — попытка определить, насколько все высказывания связаны между собой звеньями логической цепи;
  • эмоциональный повтор — повторение высказанной мысли с той же интонацией и теми же словами (возможно использование диалекта или сленга), это сильный прием активного слушания, несущий в себе позитивный заряд;
  • вербальные знаки — слова, подталкивающие собеседника к продолжению рассказа, можно говорить «а что было дальше», «продолжайте», «я внимательно вас слушаю» и другие;
  • невербальные знаки — это жесты, позволяющие говорящему понять, что озвученный им монолог имеет практическую ценность, это может быть открытая, искренняя улыбка, кивок головой, касание руками.

Эти способы можно использовать по одному или комбинировать друг с другом на свое усмотрение. Главное, не переборщить, не стать слишком навязчивым собеседником, который сбивает говорящего с мысли. Интуиция сама подскажет, как действовать в ситуации

Нелишним будет обращать внимание на реакцию человека, жесты или слова.


Определение

Это способ восприятие речи говорящего, благодаря которому налаживается прямая и непрямая коммуникация между участниками разговора. Действительно, слушающий человек полностью включен в беседу, он осознает и анализирует суть слов собеседника, а также показывает ему свое понимание.

Казалось бы, как можно говорить с кем-либо и не слышать его. На самом деле именно таким поверхностным и односторонним образом складывается взаимодействие большинства людей

Это происходит из-за того, что пока один высказывается, другой прокручивает в голове собственные мысли, формулирует ответ, берет во внимание свои ощущения. Как правило, когда мы слышим какую-то неприятную фразу, обращенную к нам, все, озвученное после него, остается неуслышанным. Зацепившись за то, что вызвало эмоциональную реакцию, мы переключаемся с рационального уровня на чувственный, обдумываем ответ и можем даже потерять нить диалога

Зацепившись за то, что вызвало эмоциональную реакцию, мы переключаемся с рационального уровня на чувственный, обдумываем ответ и можем даже потерять нить диалога.

При пассивном выслушивании крайне сложно верно уловить суть высказывания. О таком неэффективном способе взаимодействия говорит отсутствие мимической или физической реакции, эмоционального отклика. Кажется, что слушающий думает о своем и не включен в дискуссию. Это может обидеть и уничтожить любое желание налаживать коммуникацию. Методика активного слушания предполагает, что собеседники не зацикливаются на своих переживаниях, а стремятся услышать и понять оппонента. Этот подход позволяет:

  • вывести разговор к выгодному для обеих сторон итогу;
  • сформулировать правильные, эффективные вопросы и получить на них ответы;
  • понять истинный смысл сказанного;
  • улучшить контакт и получить важную информацию.

Эффективные приемы активного слушания

Существует множество способов превращения пассивного слушания в активное. Помимо вышеуказанных базовых факторов, выделяют еще три техники, с которыми также стоит ознакомиться. Они помогают быстро понять процесс.

Техника активного слушания
Особенности
Эхо
Заключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией

Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности.
Интерпретация
Подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге

Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали.
Перефразирование
Представляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.

  • уточнение истинных смыслов беседы;
  • проявление знаков, подтверждающих ценность диалога.

Ощущая собственную значимость и неподдельный интерес к разговору, собеседник становится более открытым. Это способствует плодотворной взаимовыгодной коммуникации, зарождению доверия, крепких взаимоотношений. Такие результаты ценны в любой сфере жизни (общение с членами семьи и друзьями, сотрудничество с партнерами и коллегами).

Мощным усилителем всех техник и приемов активного слушания является эмпатия. Люди, умеющие чувствовать состояние других, способны быстрее установить положительный контакт, использовать любые методики уместно и деликатно

Поэтому для повышения эффективности применения выбранных приемов (из списка ниже) важно поработать над уровнем эмпатии

Делаем паузу

После того, как оппонент закончил свой рассказ, пару минут стоит просто помолчать. Такая пауза позволит вам лучше переварить услышанное, отделить эмоции от истинного предмета беседы

Говорящему человеку такой перерыв позволит немного передохнуть, вспомнить что-то важное и проговорить его. Часто использование такого приема помогает ему раскрыться после небольшой передышки еще глубже

Просим уточнения

Иногда собеседник упускает в своем рассказе много важных и интересных деталей. Проявление внимания к ним – отличный способ подчеркнуть ценность исходящей от него информации и искреннюю заинтересованность ею. Также этот прием активного слушания поможет избежать недомолвок и укрепить доверительные взаимоотношения, сформировать в воображении полноценную картину по теме беседы.

Развиваем мысль

Порой человек отклоняется от сути беседы или не может подобрать точных слов для продолжения темы. В этом случае отличным помощником станет прием активного слушания по развитию основной мысли разговора. Необходимо вернуть говорящего к главной нити диалога и деликатно развивать ее вместе с ним.

Делаем сообщение

Прием, использование которого помогает деликатно дать обратную связь. В зависимости от ситуативных особенностей, может реализоваться в двух вариантах:

  1. Сообщение о восприятии. Слушатель делится своими впечатлениями от партнера или непосредственно от произошедшего разговора. Особенно ценен такой подход для укрепления связей между детьми и родителями, супругами.
  2. Сообщение о восприятии себя. В этом случае слушателем описывается его внутреннее состояние после беседы, произошедшие перемены.

Какой бы посыл ни был заложен в сообщении (положительный или негативный), важно выражать его спокойным, дружеским тоном. Хамство, агрессивные обвинения и прочие отрицательные формы выражения чувств моментально сводят к нулю всю результативность активного слушания

Говорим об эмоциях

Этот прием активного слушания предполагает открытое общение о внутреннем состоянии собеседника с высказыванием желания поддержать или помочь. Например, когда говорящий сильно расстраивается по ходу беседы, этот прием реализуется фразой «Я вижу, как тяжело и больно вам об этом говорить…». Помогает продемонстрировать чуткое отношение, которое часто становится основой доверительных взаимоотношений.

Делаем замечания о ходе беседы

Прием позволяет выразить конечный результат по успешному (или наоборот) развитию разговора. Представляет собой комментарий по поводу достижения общего понимания темы. Если оно не было достигнуто, замечание может отражать проблему недопонимания. Так формируется следующий этап эффективного его разрешения (после точной формулировки предмета спора или недоговоренности).

Техника

Психолог Гиппенрейтер определила роль активного слушания в жизни каждого человека.  Используя его приемы, человек способен налаживать контакты с родителями, любимым партнером, коллегами по работе, начальником и т. д. Обычно активное слушание помогает правильно воспринимать информацию, которую излагает собеседник. Часто важным становится не говорение, а слушание, поскольку именно в этот момент останавливаются свои мысли и включается восприимчивость чужих слов. Чтобы лучше понимать, о чем говорит другой человек, необходимо использовать техники активного слушания.

Часто они проявляются во внимательности

Вы должны ненадолго отойти от собственных мыслей и просто проявить внимание к словам партнера. Как построены предложения? Какой смысл слов передается? Какой интонацией произносятся слова? Внимательность становится нужной, когда у собеседника имеются дефекты речи или акцент

Чтобы хорошо понять его, придется немного прислушаться к его речи.

Для активного слушания нужен прямой контакт глазами с собеседником, а также поворот телом в его сторону. Чтобы человек почувствовал уважение и желание пообщаться с вами, вы должны повернуться к нему лицом и выразить глазами заинтересованность.

Безусловное принятие становится следующей техникой активного слушания. Оно подразумевает, что вы своими словами, жестами и вопросами передаете человеку, что понимаете его, принимаете и не считаете плохим. Это возможно передать следующими приемами:

  1. «Эхо» — когда вы повторяете слова собеседника в вопросительной форме.
  2. Перефразирование – краткий пересказ сказанного собеседником.
  3. Интерпретация – попытка предположить то, что последует за тем, что было сказано собеседником: «Я предполагаю, что…».

Важно проявлять эмпатию – понимание чувств собеседника, что позволит настроиться на его волну и понять смысл его слов

Раппорт

Эта методика представляет собой «присоединение» к оппоненту по различным «каналам»: интонационному, речевому, дыхательному.

Интонация

Одни и те же фразы, сказанные с разным тоном, могут передавать разнообразные смыслы

С использованием этого приема люди выражают определенные эмоции и состояния, поэтому важно отслеживать не только то, что вы высказываете, но и как это делаете. При налаживании контакта с человеком такой способ отождествления с ним, дает невероятный результат. При грамотном интонировании можно добиться впечатления полного понимания, схожести, что, конечно, располагает к дальнейшему взаимодействию

При грамотном интонировании можно добиться впечатления полного понимания, схожести, что, конечно, располагает к дальнейшему взаимодействию.

Темп

Представляет собой скорость говорения, а также продолжительность пауз и заминок.  Если вы говорите слишком быстро, это свидетельствует о внутреннем напряжении, а также волнении. Если же ваши реплики, наоборот, медленные, вялые, это отражает некоторую апатичность. Однако эта быстрота или медлительность зависит также от типа темперамента личности. В любом случае, чтобы уменьшить нервозность, которую вы чувствуете сами или от того, с кем ведете диалог, попробуйте снизить торопливость высказывания.

Дыхание

Дыхательное отзеркаливание позволяет оказаться с собеседником в одной «плоскости», а затем наладить его на нужную вам эмоциональную волну. Например, если ваш знакомый раздражен и часто дышит, вы можете сначала наладить контакт, прочувствовав частоту смены вдохов-выдохов и подстроившись под нее. И уже после того, как взаимодействие произойдет, попробуйте перестроить его на иные эмоции, постепенно начав дышать спокойнее.

Активное слушание. Его виды и приемы

Техника активного слушания условно разделяется на 2 вида: мужской и женский.

Мужской вид активного слушания больше относится к навыкам делового общения. Здесь важна правильная подача информации, ее понимание и анализ. Поэтому в активном слушании мужского вида чаще всего звучат уточняющие вопросы: «где», «сколько», «когда», «для чего», «каким образом».

Женский вид активного слушания ориентирован на чувства и эмоции. Здесь не столько важна точность информации, сколько отношение к ней или собеседнику. Это позволяет встать на место визави, почувствовать его настроение, переживания.

Во время общения следует обратить внимание на слова собеседника, постараться понять его. Это позволит правильно подобрать соответствующие приемы активного слушания

К ним относятся поощрение, повторение, отражение, обобщение. Они помогут лучше понять рассказчика, будут способствовать симпатии между собеседниками.

Что такое активное слушание?

Активное слушание позволяет не отвлекаться в ходе беседы мысленно и не проецировать собственные мысли и интерпретации на человека

Этот процесс в своих трудах описывал американский психотерапевт Карл Роджерс. Правда, называется он немного по-другому – эмпатическое слушание. Это сложный коммуникационный навык, благодаря которому участники беседы максимально продуктивно взаимодействуют друг с другом.

Если уйти от классического определения, активное слушание (в дальнейшем АС) помогает:

  • точно понять мысли, которые пытался донести оппонент;
  • прочувствовать пережитые им эмоции;
  • посмотреть на ситуацию с его точки зрения, не давая при этом никаких собственных оценок и проекций.

Что дает подобный навык в жизни? Благодаря такому продуктивному разговору вы запросто можете:

  • направить собеседника в нужное вам русло;
  • оказать человеку помощь и поддержку;
  • перестраховать себя от получения недостоверной информации;
  • установить с собеседником прочный личный контакт;
  • избежать возможных конфликтов.

Пауза.

Пауза даёт собеседнику возможность подумать. Нередко после неё он говорит что-то ещё, о чём в противном случае промолчал бы. Эффективная беседа не боится пауз, напротив, постоянное говорение и заполнение «пространства» пустопорожней болтовнёй обесценивают общение, которое становится поверхностным и пустым. Остановки же дают самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике. Говорящий также концентрируется на описываемой ситуации, может что-то переосмыслить, вспомнить, дополнить, раскрыть предмет беседы с новой стороны. 

Эмпатическое слушание

Пользуясь приемами активного слушания в обычной жизни вы сможете наладить отношения с близкими

Оно подразумевает под собой максимальное вовлечение собеседника по эмоциям и отражение чувств, которые транслирует говорящий. Такой эмоциональный контакт способствует доверию, а иногда позволяет управлять разговором. У эмпатического слушания также есть свои правила и приемы.

Невербалика

Вербальный контакт без соответствующей мимики и поз может создать ощущение обмана. Вовлеченность в разговор следует подчеркивать и невербаликой. Об интересе со стороны слушающего свидетельствуют:

  • слегка наклоненная голова;
  • прямой взгляд в глаза;
  • открытые позы.

Прием с тем, чтобы смотреть собеседнику в глаза в ходе активного слушания, очень важен и для того, кто применяет данную технику. Это позволяет не отвлекаться на посторонние предметы. Стоит отвести взгляд от глаз и перевести его на одежду, людей или предметы, находящиеся в помещении, мысли тут же убегают, что неправильно.

Позы не должны быть закрытыми

Вы можете сделать это не только словами.

Повторение интонации

Очень часто, особенно в русском языке, одно и то же слово, сказанное с разной интонацией, может означать абсолютно противоположные вещи. Ловите интонации своего собеседника, и смело отзеркаливайте их в ходе беседы

Темп речи и дыхание

Во время активного слушания можно понять состояние собеседника по тому, насколько быстро он говорит, как часто дышит, запинается или нет.

Вы можете отзеркалить эти эмоции, при определенных условиях, либо, напротив, успокоить его, если оппонент сильно возбужден, говорит на повышенных тонах и часто дышит. Начните общаться с ним в более медленном темпе, приглушенным голосом и с ровным дыханием. С каждой фразой собеседник будет перенимать это. Так вы сможете его немного успокоить и направить беседу в конструктивное русло.

Краткие выводы

По сути, техника активного слушания при использовании в проверке знаний и работе над ошибками отсылает нас к методике обучения по Сократу. Суть ее заключается в попытке объяснить что-то через диалог, а не просто рассказать материал. Мне кажется, это более эффективный метод обучения, и приемы активного слушания помогают в использовании этой методики.

Техника активного слушания — это отличный набор приемов, которые можно использовать в разных ситуациях, в том числе и в школе на уроке.

Помните о самом главном: вы должны не просто использовать эти приемы — вы прежде всего должны любить свою деятельность и любить детей. Только тогда у вас получится раскрыть полный потенциал техники.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АллегроСтандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: