Стратегия сотрудничества
Вместо идеи выживания самых приспособленных индивидов, получившей распространение в те времена, Тейлор выдвинул стратегию сотрудничества. По его словам, дорогостоящий конфликт имеет невысокую эффективность, а значит, является ошибочным методом решения проблемы. Если верить его сторонникам, то именно этот нравственный постулат стал основной воодушевления учеников Тейлора и породил движение в поддержку научного менеджмента.
В число научных интересов Тейлора входило не только систематическое изучение трудовых движений, методов управления предприятиями и стимулирующая оплата, но и более обширные вопросы методологии организации труда и его философии. Научные методики управления были предназначены для создания в промышленности атмосферы доверия, базирующейся на ценностно-нейтральном походе, который на первых порах, возможно, был ошибочным
Ученый всегда акцентировал внимание на слове «научный», считая, что оно положительно скажется на доверии менеджеров и инженеров к новым методам управления. Наука, по словам Тейлора, способна повысить зарплату рабочих и прибыль руководителей
Список использованной литературы
- Кредисов А. И. История учений менеджмента
- История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина
Интернет ресурсы
- https://studme.org/1805042019338/menedzhment/osnovnye_polozheniya_shkoly_nauchnogo_upravleniya
- https://studfile.net/preview/2099404/page:3/
- https://refdb.ru/look/2690813.html
- Особенности художественного языка Эль-Греко.
- Основные черты (стилистика и семантика) могольского центра миниатюры XVI – XVIII вв.
- Платёжная система CISLink (О компании CISLink)
- Технологии распознавания текстов (Задачи распознания текста)
- Основные черты (стилистика и семантика) монгольского центра миниатюры XVI – XVIII вв.
- Творческое мышление и способы его активизации (Понятие и специфика творчества и творческой деятельности)
- Функции финансов предприятия (Экономика и финансы предприятия)
- Эмоциональные и волевые процессы (Способы развития воли)
- Международный рынок рабочей силы и тенденции его развития
- Планирование проекта
- Экспертиза проекта (Общее понятие экспертизы проекта)
- Интернет и Авторские права
Поздние труды
Поздние работы ученого главным образом касались основных направлений развития научного менеджмента. Просматривалась однозначная связь между поздним тейлоризмом и первыми теориями промышленной психологии. Во времена Первой мировой войны и после нее специалисты в области промышленной психологии изучали условия, которые необходимы для сотрудничества менеджеров и рабочих в производственном процессе. В условиях военных действий всемирно поощрялась объединенная деятельность профсоюзов и администрации, так как она подразумевала использование взаимных консультаций.
Наряду с предложениями по усилению контроля администрации над рабочими и последующей детализации производственных заданий, Тейлор обратил внимание на некоторые моменты, которые позже вошли в сферу человеческих взаимоотношений. В частности, речь идет о таких мотивационных факторах, как карьерный рост, доброжелательный контроль над рабочими, четкая постановка задач, задание комфортного ритма труда
Тейлоризм постепенно стал превращаться в экспериментальный метод, который использовался большинством капиталистических стран на протяжении многих лет после смерти ученого.
Принципы научного управления Ф. Тейлора
Изучая человеческое поведение, Ф. Тейлор проводил анкетирование и брал различные интервью. Он считал, что именно управление людьми — это главная проблема в эффективной организации деятельности предприятий. Тейлор выдвинул четыре научных принципа управления:
- внедрение экономных методов работы;
- профессиональный подбор и обучение кадров;
- рациональная расстановка кадров;
- сотрудничество администрации и работников.
Он экспериментально показал, что внедрение этих принципов позволяет в два-три раза повысить производительность труда.
Правильное руководство Ф. Тейлор понимал как сложнейшее искусство и точную науку одновременно. И залог успеха при этом — расчет и интуиция. Тейлор увидел главное: взаимоотношения между работниками и работодателями определяют экономическую «температуру» любого предприятия. По сути, научный менеджмент, который он обосновал, — это поиск наиболее эффективных путей взаимоотношений между этими двумя категориями организаторов производства продуктов. В соответствии с концепцией «достигающего работника» человеку необходимо поручать такие задания, которые требовали бы максимума усилий, но при этом не вредили бы его здоровью. После освоения простого урока ему следует поручать более сложные задания. Таким образом, человек сможет достичь потолка своих физических и интеллектуальных возможностей. Наиболее трудолюбивые и инициативные переводятся на другую, более интересную работу. По мнению Ф. Тейлора, прежде чем принять человека на работу и давать сложное задание, его необходимо тщательно протестировать, изучить по возможности физические, психологические и интеллектуальные возможности. Отсюда затем появилась идея профессионального отбора работников. Эту идею позже дополнила «концепция профессионального обучения», которая состоит из системы педагогических приемов: обучения навыкам, расширения знаний, тренировки и самостоятельного изучения своей работы. Концепция «достигающего руководителя» предполагает замену одного мастера, который отвечал в цехе за все, на «функциональную администрацию», состоявшую из восьми узкоспециализированных инструкторов, выполняющих одну функцию. Если раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь администрация заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментами, методической поддержкой. Рабочему (мастеру своего дела) оставалось только хорошо трудиться.
Тейлор считал, что, прежде чем требовать от подчиненных отличной работы, администрации необходимо самой организовывать свой труд лучше1, эффективнее. Внедрение идей Ф. Тейлора оказало революционное влияние на всю науку управления, внедрение его идей изменило всю культуру труда не только в американской промышленности, но и во всем мире.
Школа научного управления
Школа научного управления с самого начала стремилась к поиску наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов.
Основу теорий этой школы составляют идея рационализации всех компонентов организации, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность.
Достижению всеобщей целесообразности и рациональности в организации служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего контроля.
Фредерик У. Тейлор (1856-1915) считается отцом классической теории научного управления. Становление школы научного управления связано с публикацией в 1911 г. его книги «Принципы научного управления». Он первым обосновал необходимость научного подхода к управлению в целях наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. Тейлор интересовался эффективностью не человека, а организации. В его подходе по совершенствованию управления организацией приоритет отдан инженерным решениям.
Его теория предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на работника и его подчинение управленцу. Побудительным мотивом и движущими силами трудовой деятельности Тейлор считал получение материального вознаграждения за труд и заинтересованность в личной экономической выгоде.
Главные идеи в области менеджмента Ф. Тейлор сформулировал в виде принципов «научного управления»:
- разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;
- абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;
- подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;
- оплата по результатам труда;
- использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
- поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией).
Идеи Тейлора были развиты его последователями — Г. Гантом, Ф. Гилбрейтом, Г. Эмерсоном. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.
Концепция научного управления стала переломным моментом, благодаря которому управление было признано самостоятельной областью научных исследований.
Заслуги школы научного управления состоят в том, что ее представители:
- обосновали необходимость научного управления трудом в целях повышения его производительности;
- выдвинули принципы научной организации труда;
- подошли к необходимости решения задачи эффективной мотивации труда.
Однако человеческий фактор практически оставался вне сферы внимания этой школы.
«Principles of Scientific Management»
Данная книга была опубликована в 1911 году. Ее название переводится как «Принципы научного менеджмента». В те времена автор встречался с разными известными людьми, главным образом с ведущими американскими промышленниками. В 1909 году Фредерик Тейлор, менеджмент которого получил широкое распространение, стал приглашенным преподавателем открытой Гарвардской школы бизнеса. Здесь он читал лекции всю последующую жизнь.
В 1910-1911 гг. профсоюзы стали препятствовать внедрению новых методик рационализации трудовой деятельности. Наработки Тейлора стали предметом расследования, которое проводил Конгресс США. В 1912 году ученого в качестве основного свидетеля, вызвала специально созданная комиссия. Ее члены признали вклад Тейлора в развитие промышленности, однако отметили, что новые методики управления расширяют власть руководителя над подчиненным. Когда в 1915 году Фредерик Тейлор ушел из жизни, его последователям пришлось пойти на улучшение отношений с рабочим движением. Им также пришлось признать право профессиональных союзов на участие в переговорах на предмет внедрения новых методик организации труда. Тем не менее имя ученого стало отождествляться с «врагом рабочего человека». В 1920 году школа научного менеджмента прекратила свою работу, однако идеи ученого развиваются до сих пор, благодаря его последователям.
Подфункции
Тейлор отметил, что деятельность по планированию в отделах
планирования должна осуществляться персоналом, который специализируется в этих
вопросах. Он выделил четыре различные подфункции, которые должны выполнять
четыре разных человека: секретарь по заказам и инструкциям, секретарь по
инструкциям, секретарь по времени и затратам и секретарь по операционной
дисциплине. Управленческая деятельность должна проявляться на уровне цеха и
осуществляться четырьмя разными людьми: Начальник смены, секретарь, начальник
цеха и начальник отдела нормирования.
Чтобы справиться с возрастающей сложностью управления,
Тейлор создал свою собственную форму руководства, которую он назвал
«функциональный менеджер». Производственный процесс должен
улучшиться, потому что ни сам рабочий, ни один из руководителей команды не
может быть специалистом во всех подфункциях. В то же время, работник, который
пытается следовать указаниям всех специализированных начальников, вряд ли
сможет удовлетворить их всех. Громоздкость такой формы организации, несомненно,
объясняет ее низкую распространенность в промышленности. Однако следует
признать, что функции планирования производства уже существуют в других формах
в современной промышленности, а в функциях промышленного инжиниринга и
управления персоналом можно найти функции нормирования и менеджера по
операционной дисциплине.
Тейлор выделил 9 признаков, определяющих хорошего менеджера
низшего звена — мастера: Интеллект, образование, специальные или технические
знания, исполнительность или сила, такт, энергия, настойчивость, честность,
личное мнение и здравый смысл, а также хорошее здоровье.
Но, несмотря на важность личных и деловых качеств
специалиста, администратора, главным условием является «система»
организации, которую должен создать руководитель
Тейлор обращает внимание на
необходимость обеспечения правильного подбора, разумного использования
специалистов, что он видел в углублении специализации функций работников, а
функции управления заключаются в таком распределении управленческого труда,
когда каждый работник от заместителя директора до низших должностей призван
выполнять минимально возможное количество функций
Типичный менеджер того времени не знал, как планировать, и
не утруждал себя этим. Его новый стиль управления начался с отделения
планирования работы от ее выполнения, что было выдающимся достижением для
своего времени. Тейлор разделил обязанности на две основные области:
Обязанности по выполнению и обязанности по планированию.
На участке производительности бригадир контролировал все
подготовительные работы перед подачей материала в машину. «Бригадир —
скоростник» начинал свою работу с момента загрузки материала и отвечал за
настройку машины и навесного оборудования. Инспектор отвечал за качество
работы, а механик по обслуживанию — за ремонт и поддержание рабочего состояния
оборудования. В зоне планирования технолог определяет последовательность
операций и передачу продукта от одного исполнителя или машины к следующему
исполнителю или машине. Составитель расценок (регистратор технологических карт)
составлял письменную информацию об инструментах, материалах, трудовых расценках
и других документах процесса. Клерк по расценкам на труд и затраты рассылал
карточки для учета затраченного времени и стоимости потерь и следил за тем,
чтобы эти карточки были возвращены. Дисциплинарный клерк вел учет достоинств и
недостатков каждого сотрудника, выполнял роль «миротворца», разрешая
конфликты на рабочем месте, занимался вопросами найма и увольнения сотрудников.
Одним из важнейших принципов управления, разработанных
Тейлором, был принцип адаптации работника к его должности. Тейлор предложил
систему отбора персонала и считал, что каждый работник должен быть обучен
основам своей работы. По его мнению, руководитель несет полную ответственность
за всю работу своих сотрудников, в то время как каждый из них лично отвечает
только за свою часть работы.
Таким образом, Тейлор сформулировал четыре основных принципа
управления производством:
- научный подход к выполнению каждого элемента работы;
- Сотрудничество менеджеров с рабочими;
- Систематический подход к обучению;
- Разделение ответственности.
Глава 1. Основатели школы и разработки Тейлора
Основателями школы научного управления являются:
- Ф. У. Тейлор;
- Френк и Лилия Гилберт;
- Генри Гантт.
Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:
- хронометраж;
- инструктивные карточки;
- методы переобучения рабочих;
- плановое бюро;
- сбор социальной информации.
Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда.Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:
Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда.
Школа научного управления (1885 – 1920).Основатель науки управления американский инженер и исследователь Фредерик Тейлор. 1911г. – книга Ф.Тейлора «Принципы научного управления». Суть подхода: «Управление должно иметь свои законы, методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учёте». Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению – это определённая специальность.
Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Shop Management
В 1903 году вышла в свет первая книга Тейлора, которая получила название Shop Management, или «Управление предприятием». Благодаря ей автор стал популярным и получил должность президента Американского общества инженеров-механиков. К этому времени у него уже появились школа научного менеджмента и талантливые ученики, наиболее яркими из которых были К. Барт, Ф. Гилберг и Г. Эмерсон. В период с 1909 по 1912 года в Уотертаунском арсенале состоялось масштабное внедрение тейлоровских методов по стандартизации инструментов и производственных заданий. Вскоре положительный опыт распространился на все американские арсеналы.
Школа научного управления Фредерика Тейлора
Ф. Тейлор – один из первых создателей школы научного управления, который внёс наибольший вклад в её развитие. Изначальное название — «управление посредством знания», в термин «научное управление» введён только в 1910 году.
Фредерик Тейлор разработал собственные принципы школы научного управления, на которых основываются разработки других учёных:
- Подробное рассмотрения с точки зрения науки всех сфер трудовой деятельности.
- Жёсткие условия для выбора и обучения рабочего персонала, в частности, менеджеров, с опорой на критерии, разработанные наукой.
- Обязательное взаимодействие управленческого персонала и рабочих.
- Разделение обязанностей между рабочими равномерно.
Фредерик Тейлор выделил обязанности управленческого персонала в рамках любого производства:
- Формирование рабочего коллектива на основе предъявляемых им строгих требований.
- Грамотное обучение и повышение квалификации работников до определённого уровня с целью улучшения производства и его эффективности.
Роль специализации труда, по мнению Ф. Тейлора, огромная как для управления, так и для рабочих, поскольку от грамотного планирования зависит и производственный процесс.
Создание системы дифференциальной оплаты: заработная плата получается в зависимости от количество произведённого продукта. Так, Ф. Тейлор предполагал увеличение производительности труда, поскольку важнейшая мотивация для рабочих – деньги.
Роли подобной системы выплат Фредерик Тейлор придавал особое внимание:
- Зарплата – главный стимул для работников производства, поскольку зависимость ставки от количества произведённого продукта прямая.
- Разработки Тейлора способствуют повышению производительности труда.
Фредерик Тейлор рассматривал вопрос взаимодействия фактического результата и психики рабочего персонала. Исходя из этого, Тейлор и его последователи выявили, что необходимо развивать систему управления, создавая определённые отделы для контроля работы.
Главная цель всей работы Фредерика Тейлора – развитие системы управления, делая её сложной и многоступенчатой, основываясь при этом на научные разработки, в частности, использование конкретных методов и мероприятий
При этом очень важно делать акцент не только на механизацию производства, но и на организацию труда, управление рабочим персоналом. Важнейшим аспектом работы Тейлора является изучение «человеческого фактора»
Управление, основанное на научных принципах, рассматривало в качестве важнейшего направления работа на всех ступенях управления, в том числе и на самой низшей.
Важный аспект разработок Фредерика Тейлора – использование человека в качестве «фактора производства» и полное игнорирование его потребностей, желаний и целей.
Первая статья
В 1895 году Фредерик Уинслоу Тейлор осмелился отправить в Американское машиностроительное общество свою первую статью. Она называлась «Система сдельной оплаты: шаг к частному решению проблемы труда». Цели, поставленные в этой статье, описывались и другими учеными, но она была уникальна, так как основывалась на двенадцатилетнем опыте работы Тейлора в Midvale Steel, где он занимал на тот момент должность главного инженера, и отражала основы будущей системы тейлоризма.
Данная работа иллюстрировала технологические и организационные навыки автора, который творчески внедрял в производство существующие методы управления производительностью. Тейлор занимался разделением заданий по операциям, их хронометражем и выявлением способа их максимально быстрого выполнения. Свои исследования ученый продолжил в компании Bethlehem Steel, став там в 1898 году консультантом по менеджменту. В этой фирме он проработал до 1901 года, в котором она была продана новому владельцу.
Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона
Замечание 2
Гарринтон Эмерсон (1853-1931 гг.) был современником и в значительной степени единомышленником Ф. Тейлора. Будучи лингвистом по образованию, он занимался торговыми и банковскими операциями, выполнял инженерные и экономические расчеты для железной дороги, представлял интересы американского синдиката. За свою жизнь он стал известным организатором и рационализатором промышленности.
Незаурядные аналитические способности, навыки научной работы и богатый практический опыт Г. Эмерсона нашли свое отражение в книге «Двенадцать принципов производительности», выпущенной в 1912 году. Именно тогда и была сформирована и изложена на бумаге система повышения производительности, иначе именуемая «системой целесообразностей».
Одним из основополагающих принципов производительности Г. Эмерсон называл дисциплин, которая в первую очередь была связана с четким распределением функций. Каждому управленцу и исполнителю должны были быть четко известные его обязанности, каждый должен был быть осведомлен, за что он несет ответственность, кем и как он может быть наказан или поощрен. К числу прочих принципов производительности относились:
- четкая постановка целей производства, четкое и ясное обозначение задач персонала и четко определенные идеалы;
- здравый смысл;
- компетентные консультации;
- справедливое отношение к персоналу;
- порядок и планирование работы;
- нормы и расписание;
- нормирование операций;
- нормализация условий;
- использование письменных стандартных инструкций;
- вознаграждение за производительность;
- обратная связь.
Все эти принципы сформировали систему повышение производительности Г. Эмерсона. Основной целью подобной системы выступало устранение потерь. С этой целью Г. Эмерсон сформулировал критерии эффективной реализации контроля. По его мнению, он должен был быть быстрым, непрерывным, точным и достаточным.
Таким образом, управленческая система Г. Эмерсона включала в себя множество составляющих. Некоторые из них были схожи с системой Ф. Тейлора, другие были отличны от нее. Тем не менее, оба ученых указывали на необходимость порядка и систематизации управленческих процессов, а также использование инструмента вознаграждения в целях стимулирования рабочих в высокопроизводительному труду.
Другие основатели школы научного управления
Несмотря на единую систему, которую создали учёные, они имели различные взгляды на многие вопросы, которые рассматривались в рамках школы научного управления.
Работа Френка и Лилии Гилберт
Учёные занимались изучением производственных процессов, в частности, изучали вопрос о том, как с минимальным количеством трудовых и производственных затрат увеличить выпуск продукции.
Кроме того, они изучали вопрос о способах управления, которая сейчас рассматривается под названием «управление кадрами». Была рассмотрена вариативность подготовки и расстановки работников. Нюанс был один – пренебрежение человеческими факторами.
Френк и Лилия Гилберт изучали вопрос о том, как стимулировать работников – это была одна из основных целей.
Работа Гаррингтона Эмерсона
Гаррингтон Эмерсон излучал вопрос увеличения производительности труда, в результате работы выдвинул принципы:
- Основная причина эффективности – правильно сформулированная цель.
- Преимущество здравого смысла над эмоциями.
- Формирование и существования «отдела рационализации», состоящий из квалифицированного персонала, способного оказать помощь в необходимых случаях.
- Создание собственного свода правил и строгое их соблюдения, формирование общей дисциплины.
- Справедливость, которая способствует повышению мотивации рабочего персонала.
- Наличие учёта.
- Жёсткое регулирование производства.
- Обязательное наличие плана производства.
- Установление конкретных норм, способствующих повышению производительности.
- Удовлетворительные условия для рабочего персонала.
- Обязательное присутствие инструкция для работы.
- Наличие конкретной системы оплаты труда, основанной на рациональности.
Основное отличие разработок Г. Эмерсона от других – стремление устранить потери вместо систематизации производства.
Фредерик Тейлор изучал организацию наиболее подробно, и в результате работы выделил систему организационных мер, которые необходимы для улучшения качества производства и увеличения прибыли:
- Специальные карточки для инструкций.
- Хронометраж.
- Предусмотрение возможности переквалификации рабочего персонала.
- Плановое бюро.
- Изучение мнения рабочего персонала.
Работа Генри Форда
Г. Форд организовал производство, основываясь на механизации производства в автомобильной отрасли промышленности.
Принципы, выделенные Генри Фордом:
Неудачи – часть работы, которая способствует последующему улучшению производства.
Конкуренция – необходимость, при этом необходимо разделять личность конкурента и работу.
Самое важное в работе – польза для потребителя, а не получение прибыли.
Даже из дешёвого исходного материала необходимо сделать качественный продукт, используя дополнительные затраты.
Большой вклад Г. Форда состоит в том, что он предусмотрел переход от ручного труда к машинному. В результате производство стало не уникальным, а поточным. На основании этого были разработаны принципы организации труда:
- Использование разделения труда.
- Специализация труда.
- Внедрение применения высокопроизводительного оборудования и инструментального оснащения.
- Расстановка оборудования в ходе производственного процесса.
- Транспорт механизирован.
- Регламентированный ритм производства продукции.
Подобные принципы способствовали эффективности производства.
Работа Генри Ганта
Г. Гант занимался работами в сфере поощрения работников. Он выступал за гарантированную заработную плату, которая сочетается со сдельной, то есть выплачивается исходя из выполнения норм и количества продукции.
Он создал так называемые «ленточные графики Ганта», которые предполагали составление специальных карт для планирования производства.
Заключение
Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.
Критика школы научного управления: механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.
Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.
4 группы управленческих функций:
выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов. Тейлором разработаны методы рационализации труда рабочих. Генри Форд (механик, предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США). В основу организации управления положены следующие принципы: максимум разделения труда; специализация, широкое применение высокопроизводительного оборудования и оснастки, расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ, регламентированный ритм производства. Гаррингтон Эмерсон – разработал комплексный системный подход к организации управления. 1912г. – главная работа «Двенадцать принципов производительности».
Основные положения школы научного управления:
- Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
- Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.
- Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
- Систематическое и правильное стимулирование для повышении производительности труда.
- Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства.Он обеспечил создание массового сборочного конвейерного производства и развитие автомобильной отрасли. Заменив ручной труд на машинный, Форд сформулировал основные принципы организации производства:
- максимальное разделение труда, специализация.
- широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений.
- размещение оборудования по ходу технологического процесса.
- регламентированный ритм производства продукции.
- механизация транспортных операций.
Таким образом, сочетание непрерывности и скорости обеспечило эффективность производства. Методы производства, разработанные Фордом, имели большое значение не только для автомобилестроения, но и для множества других отраслей.
Заключение
Фредерик Тейлор, биография которого подходит к концу, безусловно, был выдающейся личностью. Он сумел систематизировать очевидные, и в то же самое время сложные для восприятия понятия. Так появилась социология труда, научная организация труда Фредерика Тейлора и его главное достижение – производственный менеджмент.
Резюмируя вышесказанное, отметим основные принципы научного менеджмента Тейлора:
- Получение всех необходимых знаний о производственном процессе.
- Отбор рабочих и их обучение.
- Применение полученных знаний и опыта в решении производственных задач.
- Сотрудничество между руководителями и подопечными для достижения общих целей.
Как можно заметить, тезисы весьма простые, но впервые их подметил и собрал воедино именно Тейлор Фредерик. Принципы менеджмента, указанные выше, очень сильно повлияли на современное общество. Тейлоризм был не единичным нововведением, а взаимосвязанной совокупностью понятий и методов, которые разрабатывал не только ученый, но и его последователи. В 1920-1930 гг. данное движение стало чем-то напоминающим крестовый поход за более высокой производительностью труда.
На могиле Фредерика Тейлора, расположенной в Филадельфии, написано: «Отец научного менеджмента». Без его наработок и более поздних нововведений Генри Форда создание сборочных линий массового производства затянулось бы еще на десятилетия. Поэтому, несмотря на всю критику, с которой до сих пор сталкиваются работы Тейлора, история признает, что ученый опередил свое время.